Назначение и общая организация нефтехоз с.-х. предприятия. виды потерь нефтепродуктов, способы борьбы с потерями
Современное нефтехозяйство -- это сложная система материально-технического снабжения, включающая нефтесклады, пункты заправки в бригадах и отделениях, передвижные заправочные средства и средства доставки нефтепродуктов с баз нефтеснабжающих организаций.
Заправку машин топливо смазочными материалами осуществляет нефтехозяйство, включающее комплекс сооружений и оборудования для проведения отпуска нефтепродуктов.
В состав нефтехозяйства входят: центральный склад нефтепродуктов хозяйства, посты заправки, стационарные и передвижные заправочные средства для транспортирования нефтепродуктов.
Рациональную структуру нефтехозяйства предприятия выбираем в зависимости от эксплуатации машино-тракторного парка, состояние дорог, удаленности места работы машин от пункта заправки и другое. На рисунке 3.1. изобразим выбранную схему организации нефтехозяйства.
Рис. 3.1. Схема организации нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия.
Типовой проект нефтесклада выбираем исходя из объемов производственного запаса нефтепродуктов хозяйства. Из рекомендаций [27], что при централизованной доставке нефтепродуктов в хозяйство, при хорошем состоянии дорог хозяйству достаточно иметь производственный запас нефтепродуктов равный 5…8 процентам годовой его потребности.
Подобрать требуемый проект для хозяйства можно также и по количеству имеющихся тракторов. Нефтесклад на 150 м3 соответствует для 50…75 тракторов, куда вписывается наше хозяйство. Нефтесклад выбираем типового проекта 704 - 2 - 16.
Типовая схема организации нефтеснабжения имеет следующую структуру. Нефтепродукты с распределительной базы доставляют на центральный нефтесклад и стационарные пункты заправки бригад и отделений, где производится прием топлива и смазочных материалов из транспортных средств, хранение их производственного запаса, заправка в баки тракторов и мобильных энергетических средств и выдача в механизированные заправочные средства. Для обеспечения бесперебойной заправки тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин топливом и маслами в хозяйстве создается специализированное звено заправки машин нефтепродуктами. Обслуживающий персонал звена состоит из заправщиков стационарных постов и водителей-заправщиков передвижных механизированных заправочных агрегатов.
Машины могут заправляться топливом и маслами на стационарном посту заправки пункта технического обслуживания бригад (отделений), на центральном нефтескладе или на месте использования при помощи передвижного механизированного заправочного агрегата. Заправка машин топливом может не совпадать по времени с проведением ежесменного технического обслуживания.
Самоходные сельскохозяйственные машины (зерноуборочные комбайны и др.), а также тракторы, работающие на значительном удалении от стационарных постов заправки, заправляются нефтепродуктами с помощью передвижного механизированного заправочного агрегата. При этом, как правило, водитель заправочного агрегата принимает участие в проведении ежесменного технического обслуживания заправляемой машины.
Топливо и смазочные масла всех сортов должны доставляться транспортными автоцистернами, предназначенными для этого. Перед заливом нефтепродуктов автоцистерны подготавливают согласно инструкции.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования нефтехозяйства проводятся по планово-предупредительной системе, предусматривающей периодические осмотры и технические обслуживания в строго установленные сроки, а текущие и капитальные ремонты оборудования и сооружений при необходимости.
Сроки проведения периодических осмотров и ТО устанавливаются с учетом сложности и режима работы каждого оборудования или сооружения.
Организация технического обслуживания. Объем работ ежедневного технического обслуживания оборудования нефтескладов невелик, и для его выполнения не требуется специального технологического оборудования, поэтому этот вид технического обслуживания выполняют работники нефтесклада хозяйства.
Работы технических обслуживании №1 и №2 сложные и выполнение их требует применения специального технологического оборудования. Эти работы выполняют специализированные бригады по договорам с хозяйствами.
Заправку и учет выданного нефтепродукта будем производить следующим образом. Если машина работает только в дневную смену, то заправлять ее будем на месте ночной стоянки. Если трактор работает в две смены или на стационарном посту заправки, или на месте работы машины, при значительном удалении от стационарного поста заправки, заправку производим передвижным заправочным средством.
Форму учета расхода нефтепродуктов возьмем талонную, которая дает возможность наряду с учетом расхода топлива контролировать своевременность проведения технического обслуживания. При этой системе старшему трактористу - машинисту на каждый трактор выдают лимитную книжку талонов, Первый лист книжки представляет собой талон, по которому тракторист - машинист получает от заправщика топливо до очередного технического обслуживания, а второй талон для регистрации выполнения очередного технического обслуживания.
Материальное стимулирование за экономию ТСМ. За экономию топлива и смазочных материалов против установленных норм расхода при соблюдении агротехнических требований к качеству тракторных работ выплачивается премия в следующих размерах:
трактористу-машинисту -- 70% стоимости сэкономленных им нефтепродуктов;
бригадиру тракторно-полеводческой (тракторной, комплексной) бригады -- 7, помощнику бригадира -- 3, мастеру-наладчику -- 5 и заправщику -- 3% стоимости топлива и смазочных материалов, сэкономленных по бригаде;
механику отделения совхоза -- 3 % стоимости ТСМ, сэкономленных по отделению;
заведующему нефтехозяйством -- 3%, рабочим ремонтных мастерских, занятых на работе по регулировке топливной аппаратуры,--5% стоимости топлива и смазочных материалов, сэкономленных в целом по хозяйству.
За перерасход топлива и смазочных материалов по вине работников удерживается:
с тракториста-машиниста -- 50% стоимости перерасходованных им ТСМ;
с бригадира тракторной, полеводческой (тракторной, комплексной) бригады --10%, с помощников бригадира и заправщика горючего -- по 5% стоимости перерасходованных топлива и смазочных материалов по бригаде;
с механика отделения совхоза -- 5% стоимости перерасходованного по отделению;
с мастера-наладчика -- 10% стоимости перерасходованного топлива и смазочных материалов по обслуживаемым бригадам.
Если перерасходовано до 3% ТСМ против установленных норм не по вине работников (тяжелые условия эксплуатации), то этот перерасход списывается руководителем хозяйства.
В случае выполнения тракторных работ с нарушением установленных агротехнических требований с тракториста-машиниста удерживавается 50%, а с бригадира тракторно-полеводческой (тракторной, комплексной) бригады --10% стоимости топлива и смазочных материалов, израсходованных на некачественную работу.
Выплату премии за экономию нефтепродуктов и удержание из заработка за их перерасход осуществляют ежеквартально.
Методы сокращения потерь
Борьба с потерями нефти и нефтепродуктов при их транспортировке и хранении является обязательным мероприятием и предусматривается требованиями ГОСТ 1510-76.
Потери нефти и нефтепродуктов от испарения из резервуаров могут быть сокращены в результате осуществления следующих мероприятий:
- уменьшения объёма газового пространства резервуаров;
- хранение нефти и нефтепродуктов под избыточным давлением в резервуарах;
- уменьшения амплитуды колебаний температур поверхности нефти или нефтепродуктов и газового пространства резервуара;
- улавливание паров нефти или нефтепродуктов, выходящих из резервуаров;
- при рациональной эксплуатации резервуаров и других сооружений, связанных с транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов.
.1 Классификация потерь
Одним из основных факторов повышения эффективности работы предприятий добычи, хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов, а так- же обеспечения защиты окружающей среды от загрязнения является сокра- щение потерь нефти и нефтепродуктов при хранении и проведении технологических операций. Потери можно разделить на количественные, качественно- количественные и качественные. Количественные потери происходят в результате утечек, переливов, неполного слива транспортных емкостей и резервуаров. Эти потери становятся возможными при негерметичности стенок и днищ резервуаров, неисправности запорной арматуры, несоблюдении технологии проведения операций и неисправности контрольно-измерительного оборудова- ния. К потерям следует отнести и неполный слив нефтепродуктов, особенно вязких, происходящих из-за конструктивных дефектов транспортных емкостей (недостаточный уклон днища емкости к сливному патрубку), налипания нефте- продуктов и образования пленки на стенках емкости, для стекания которой не- обходимо дополнительное время. Качественно-количественные потери происходят при испарении нефти- и нефтепродуктов. В результате испарения из нефти теряются легкие углеводороды, являю- щиеся ценным сырьем для нефтеперерабатывающей промышленности. Потери легких фракций снижают качество нефтепродуктов. В наибольшей степени это относится к бензинам, в меньшей степени – к реактивным топливам. Масла, мазуты и смазки практически не испаряются и соответственно по этой причине нe теряют качества. В бензинах из-за потерь легких фракций понижаются октановое число и давление насыщенных паров, повышается температура начала кипения и выки- пания различных фракций, что ухудшает пусковые качества бензинов, увеличи- вает расход горючего и износ двигателя. Потери от испарения происходят при вытеснении паровоздушной смеси из газового пространства резервуаров и транспортных емкостей в атмосферу вследствие: – заполнения резервуара нефтепродуктом (так называемые потери от «больших дыханий»); повышения давления в газовом пространстве выше давления сра- батывания дыхательного клапана в результате суточных температурных колебаний газового пространства и поверхности нефтепродукта и за счет изменения давления атмосферного воздуха («малые дыхания»); – дополнительного насыщения газового пространства парами нефтепро- дукта после окончания выкачки («обратный выдох»); – вентиляции газового пространства при наличии двух и более отвер- стий в крыше или корпусе резервуара, расположенных на разных уровнях. Поскольку в процессе испарения теряются наиболее легкие фракции, то дав- ление насыщенных паров нефтепродукта (соответственно и испаряемость) будет тем меньше, чем больше времени занимает процесс доставки нефтепродукта от его производителя до потребителя, т. е. чем длительнее процесс хранения. Поэтому удельные потери нефтепродуктов при хранении или других технологических опе- рациях в достаточно удаленные моменты времени будут различны. Качественные потери возникают в результате смешения, загрязнения, обводнения, окисления нефтепродуктов. Ухудшение качества нефтепродукта в результате смешения происходит при последовательной перекачке по одному трубопроводу различных по свой- ствам нефтепродуктов, а также при заполнении емкостей, содержащих остат- ки нефтепродукта другого сорта. При этом возможен перевод части нефтепродукта в более низкий сорт, т. е. уменьшение его количества. Загрязнение нефтепродуктов механическими примесями происходит вследствие попадания примесей из атмосферы, образования нерастворимых продуктов коррозии и разрушения неметаллических материалов, образования нерастворимых веществ в результате химических и биологических процессов в нефтепродуктах, перекачек по незачищенным трубопроводам. Продукты кор- розии, являясь катализаторами, значительно ускоряют процесс окисления и образования кислот, смолистых веществ и осадков. Одним из основных факторов, влияющих на качество нефтепродуктов, наряду с физико-химическими свойствами, являются время и условия хранения. Для нефтепродуктов, быстро изменяющих качество, рекомендованы ми- нимальные сроки хранения. Увеличены рекомендуемые сроки хранения нефте- продуктов в средней и северной зонах, в полуподземных и подземных резервуарах, что обусловлено более низкими температурами хранения. В процессе «малых дыханий» часть жидкого нефтепродукта, испаряясь, превращается в газообразное состояние, тем самым уменьшается объем, зани- маемый нефтепродуктом, и увеличивается объем газового пространства резер- вуара. При практических расчетах можно пренебречь этим изменением объема газового пространства (который составляет менее 0,3%).Потери от «больших дыханий»: при выкачке нефтепродукта из емкости освобождающийся объем газового пространства заполняется атмосферным воз- духом. При этом парциальное давление паров нефтепродукта в газовом про- странстве уменьшается, и начинается испарение нефтепродукта до насыщения газового пространства. При последующем заполнении резервуара находящаяся в газовом про- странстве паровоздушная смесь вытесняется из емкости. Потери от «больших дыханий» зависят от частоты закачки-выкачки и пропорциональны объему закаченного в резервуар нефтепродукта. Если закачка нефтепродукта в резервуар начинается непосредственно по- сле выкачки или в момент, когда давление в резервуаре меньше рг2, то посту- пающий нефтепродукт будет сжимать паровоздушную смесь в газовом пространстве резервуара. При этом «выдох» начинается тогда, когда давление в газовом пространстве возрастает до рГ2, и сработает дыхательный клапан. Та- ким образом можно закачать в резервуар часть нефтепродукта без потерь. Потери от вентиляции газового пространства резервуаров происходят при наличии двух и более отверстий на крыше или на верхнем поясе резервуа- ра, расположенных на разных уровнях. Если расстояние между двумя отверстиями равно h, то вследствие того, что плотность паровоздушной смеси больше плотности воздуха, в резервуаре образует- ся газовый сифон, при котором паровоздушная смесь начинает вытесняться через нижнее отверстие, а воздух поступает в резервуар через верхнее отверстие. На ри- сунке 1 представлена схема вентиляции газового пространства резервуара.
29. Способы и виды хранения машин,их характерестика преимуества и недостатки. назовите документы которые оформляются в процессе хранения машин, их содержание. технология постановки машин на длительное хранение(пример з.-у. комбайнов).
Общие правила хранения машин и перечень операций по ТО на предприятиях агропромышленного комплекса установлены ГОСТом 7751-85 «Техника используемая в с/х».
Правила хранения.
Различают три вида хранения: межсменное, кратковременное и длительное.
На межсменное хранение ставят машины перерыв использования, которых составляет до 10 дней. На кратковременное хранение ставят при продолжительности нерабочего периода от 10 дней до 2 месяцев. На длительное - при перерыве в использовании более 2 месяцев.
Машины на межсменное кратковременное хранение ставят непосредственно после окончания работ, а на длительное, не позднее 10 дней с момента окончания работы. Машины, работающие в контакте с агрессивными материалами ставят на хранение сразу после окончания работ.
Существует 3 основных способа хранения машин: в закрытых помещениях; под навесом; на отрытых оборудованных площадках.
Лучший способ хранения (хотя и наиболее дорогой - закрытый), когда машина, сборочные единицы и детали размещают в автогаражах, сараях, складах, специально-приспособленных помещениях. Здесь они меньше подвергаются атмосферным и климатическим воздействиям. В закрытых помещениях в основном следует хранить зерноочистительные машины, машины и оборудование по внесение гербицидов и ядохимикатов, сложные уборочные комбайны и другие машины, хранение которых на открытых площадках требует больших затрат труда на их подготовку или приводит к выходу из строя отдельных деталей, сборочных единиц и агрегатов машин.
В хозяйствах машины прошедшие мойку, консервацию, герметизацию и установленные на подставки и т. п., чаще всего хранят на специально оборудованных площадках с твердым покрытием или под навесом, а отдельные детали, агрегаты, быстро разрушающиеся от атмосферных воздействий (аккумуляторы, клиновые ремни, втулочно-роликовые цепи и др.) снимают с машин и после соответствующей подготовки сдают на склад.
Материалы используемые при хранении машин:
1. Пленочные покрытия на водной или органической основе.
Микровосковые (покрытия) составы - защита металла на 6 месяцев; БЦБ-74 - органическая основа лакокрасочных покрытий; ЗВВД-13 - на водной основе.
Резину защищают мелоказеиновым составом (мел - 75%, клей казеиновый 20%, известь 4-5%, сода кальцинированная 0,25%, фенол 0,25%. Один кг этой смеси на 2 литра воды).
2. Консистентные смазки. На основе органических веществ - солидол и литол.
2.2. На основе нефтебитумов: БМ-4, БМ-5, более жидкое Преймер (смесь бензина и битума до состояния краски). Битумные мастики НГ-204 для внешних плоскостей, НГ-203 для внутренних плоскостей.
Преобразователи ржавчины (ортофосфорная кислота) можно применять с мастиками на основе битума - ХИЧПАП. Битумные мастики нельзя применять на штоках гидроцилиндров, лемехах и т. д.
При консервации на 2-3 года применяют АКОР-1 и АКОР-2.
Присадки для консервации двигателя, коробки передач, редукторов берутся 5% от объема масла. При использовании разогреваются до 45 , вливаются в картер и работает двигатель в течение 15-20 минут. Расконсервация - 2-3 часа работы, а затем замена масла.
Материально техническая база хранения на машинном дворе - это комплекс сооружений предназначенных для сборки и регулировки машин, длительного хранения техники, комплектования МТА и стоянки временно неработающих машин.
В материально техническую базу хранения входят:
1. Закрытые помещения, навесы и открытые площадки для хранения техники.
. Площадки для сбора регулировки и комплектования МТА.
3. Площадки для хранения составных частей снимаемых с машин.
4. Площадки для списанных машин и машин подлежащих списанию.
5. Ограждения.
6. Пост очистки и мойки машин с обязательным оборотным водоснабжением, или оборудованный очистными сооружениями.
7. Пост для нанесения антикоррозионных покрытий.
8. Грузоподъемное оборудование, опоры, стеллажи, подставки.
9. Противопожарное оборудование и инвентарь.
10. Освещение.
11. Помещение для служб машинного двора (заведующий и слесари; на 25 тракторов - 2 слесаря, на 50 - 3, на 75 - 4).
Центральная производственная база - это комплекс сооружений предназначенных для ремонта тракторов, комбайнов и автомобилей, оборудования животноводческих ферм, ТО и длительного хранения техники.
Технология хранения машин Постановка машин на хранение. При кратковременном хранении машины устанавливают, как правило, комплектно, без снятия с них агрегатов, сборочных единиц и деталей. Хранить машины можно на станах бригад, в отделениях, на фермах и центральной усадьбе хозяйства, а также при ремонтных мастерских в период ожидания ремонта или после его окончания. Перед постановкой машины на хранение проводят техническое обслуживание. Систему питания машины полностью заполняют горючим. В холодное время года удаляют из системы охлаждения воду. При хранении машин с пневматическими колесами сроком до десяти дней следует несколько повысить давление в шинах, а при сроке хранения более десяти дней – установить машину на подставки, снизив давление в шинах до 70…80% от нормального. У машин, установленных на подставки, между шинами и опорной поверхностью обязательно должен быть просвет не менее 8…10 см, а сами шины покрывают предохранительной обмазкой, восковыми составами ЗВВД-13, ПЭВ-74 или алюминиевой краской. Все отверстия и щели, через которые атмосферные осадки могут попасть внутрь агрегатов и сборочных единиц, закрывают крышками, пробками, заглушками или другими приспособлениями. Полотняные транспортеры уборочных машин снимают и убирают на склады. При длительном хранении технологический процесс подготовки включает в себя: техническое обслуживание машины (очистку, мойку, смену масла и смазывание подшипников); снятие с машины агрегатов и деталей, которые следует хранить в специально оборудованных складских помещениях; закрытие отверстий после снятия агрегатов и деталей и герметизацию корпусов, картеров и блоков машин, чтобы в них не проникала влага и пыль; добавление антикоррозионных присадок АКОР-1 или К.П в масле; установку машины на подставки и подкладки в закрепленном за ней месте для хранения на машинном дворе; нанесение защитной смазки на поверхность детали (ее консервация) и подкраску мест с поврежденным лакокрасочным покрытием. Снятые с машин резиновые и резинотекстильные детали нужно хранить в затемненном, отапливаемом и хорошо вентилируемом помещении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается; аккумуляторные батареи – в прохладном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией; сборочные единицы и детали из металла, древесины и текстиля – в сухом вентилируемом помещении. Контроль и техническое обслуживание машин при хранении. Правильность хранения машин на открытых площадках и под навесами проверяют не реже одного раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада и дождя – немедленно, в закрытых помещениях – через каждые два месяца. При этом проверяют установку машин, устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов длинногабаритных деталей, комплектность, давление воздуха в шинах, отсутствие подтекания масла, надежность герметизации отверстий, состояние противокоррозионных покрытий и защитных устройств. Обнаруженные дефекты надо немедленно устранять. Правильность хранения снятых агрегатов, сборочных единиц и деталей проверяют периодически, причем детали из резины и текстиля каждые два-три месяца проветривают, перекладывают, а при необходимости насухо протирают, припудривают тальком, дезинфицируют. В аккумуляторных батареях ежемесячно контролируют уровень и плотность электролита. Снятие машин с хранения. По окончании хранения машину снимают с подставок и подкладок, расконсервируют – очищают от предохранительной смазки, пыли и грязи, удаляют заглушки и другие герметизирующие устройства. Снятые агрегаты, сборочные единицы, детали, инструмент и принадлежности устанавливают на место, проверяют уровень и плотность электролита, при необходимости подзаряжают аккумуляторные батареи. В тракторах и других машинах, имеющих двигатель, его прокручивают стартером или вручную при открытых отверстиях под форсунки или искровые свечи зажигания и судят об исправности механизмов. Заправляют машину топливом, маслом, водой, пускают и прогревают двигатель, проверяют работу его механизмов. На малой скорости с поворотом в разные стороны и движении вперед и назад проверяют действие механизмов трансмиссии, ходовой части, рулевого управления. У рабочих (навесных, прицепных) машин проверяют на месте медленным прокручиванием исправность действия механизмов. Обнаруженные неисправности сразу же устраняют. Технология хранения основных сельскохозяйственных машин изложена в специальных технологических картах и правилах; нормативы затрат труда и расхода материалов на подготовку и хранение сельскохозяйственной техники, обслуживание во время хранения и снятие с хранения приведены в соответствующих руководствах и справочной литературе.
3. Технология хранения машин
Постановка машин на хранение. При кратковременном хранении машины устанавливают, как правило, комплектно, без снятия с них агрегатов, узлов и деталей.
Хранение машин может осуществляться на станах бригад, в отделениях, на фермах и центральной усадьбе хозяйства, а также при ремонтных мастерских в период ожидания ремонта или после его окончания.
; Перед постановкой машины на хранение проводят техническое обслуживание. Топливную систему машины полностью заполняют горючим.
В холодное время года удаляют из системы охлаждения воду.
При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней следует несколько повысить давление в шинах против нормального, а при сроке хранения более 10 дней — установить машину на подставки, снизив давление в шинах до 70—80% от нормального. У машин, установленных на подставки, между шинами и опорной поверхностью обязательно должен быть просвет не менее 8—10 см, а сами шины покрывают предохранительной обмазкой.
Все отверстия и щели, через которые атмосферные осадки могут попасть внутрь агрегатов и узлов, закрывают крышками, пробками, заглушками или другими приспособлениями. Полотняные транспортеры уборочных машин снимают и убирают.
При длительном хранении технологический процесс подготовки машин включает: 1) техническое обслуживание машины (очистку, мойку, смену масла и смазку подшипников); 2) снятие с машины агрегатов и деталей, которые следует хранить в специально оборудованных складских помещениях; 3) закрытие отверстий после снятия агрегатов и деталей и герметизацию корпусов, картеров и блоков машин, чтобы внутрь них не проникала влага и пыль; 4) установку машины на подставки и подкладки на закрепленное за ней место хранения на машинном дворе; 5) нанесение защитной смазки на поверхность детали (ее консервация) и подкраску мест с поврежденным лакокрасочным покрытием.
Снятые с машин резиновые и резинотекстильные детали нужно хранить в затемненном, отапливаемом и хорошо вентилируемом помещении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается; аккумуляторные батареи — в прохладном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией; узлы и детали из металла, древесины и текстиля— в сухом вентилируемом помещении.
На машины, содержащиеся в воинской части на длительном хранении, разрабатываются следующие документы:
1.Акт закладки материальных средств;
2.Карточка машины длительного хранения;
3.Технологическая "карта с перечнем и последовательностью выполнения работ по снятию машин с хранения;
4.План-график технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении;
5.График осмотра машин длительного хранения должностными лицами.
Машины, подготовленные к длительному хранению, проверяются комиссией, назначенной приказом командира части. По результатам работы комиссией составляется акт закладки материальных средств.
На каждую машину длительного хранения командиром подразделения составляется карточка машины длительного хранения, которая вывешивается на стекле левой двери кабины. Карточка содержит общие сведения о машине, а также данные об эксплуатационных материалах, заправленных в системы и агрегаты машины.
В кабинах машин длительного хранения на видном месте размещается разрабатываемая в воинской части технологическая карта, содержащая перечень и последовательность выполнения работ по снятию машины с хранения. В этой карте также указывается порядок доставки аккумуляторных батарей, схема их присоединения, доставки ЗИП, места забора и средств доставки охлаждающей жидкости, порядок заправки топливом.
Для обеспечения надлежащего контроля со стороны должностных лиц за техническим состоянием и содержанием машин хранения заместителем командира части по вооружению разрабатывается на год график осмотра машин длительного хранения должностными лицами части.
График утверждается командиром части.
Выявленные проверкой недостатки в организации хранения, а также отказы и повреждения записываются в книгу осмотра (проверки) вооружения, техники и боеприпасов и устраняются.
Основным перспективным планирующим документом в автомобильной службе воинской части является План-график технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении.
План-график разрабатывается в воинской части на 12 лет. Он включает графики технического обслуживания и опробования, разрабатываемые для каждого образца автомобильной техники на отдельном листе формата 297-420 мм, которые брошюруются по подразделениям в виде книги и нумеруются. Листки сброшюрованного плана-графика прошнуровываются и скрепляются мастичной печатью "Для пакетов" воинской части.
Графики технического обслуживания и опробования машин составляются начальником автомобильной службы при постановке техники на длительное хранение совместно с командирами подразделений и начальниками родов войск и служб с учетом совмещения по видам и времени выполнения соответствующих работ на вооружении (военной техники), установленном на автомобильных базовых шасси.