Общая характеристика предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке

Введение

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке, фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Финансовое планирование на современном этапе деятельности российских предприятий может существенно помочь преодолеть многие препятствия на пути к их развитию. Если в прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сейчас исключительно важным становится осуществление такого планирования, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность рабо­ты предприятий во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Основными недостатки действующей сис­темы планирования являются следующие: предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределен­ностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Принимае­мые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Состав­ляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хо­зяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабаты­ваются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хо­зяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по своей форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисципли­ну и ответственность за конечные результаты деятельности предприятий.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях российской действительности современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

- высокая нестабильность внешних условий и факторов;

- новый стиль руководства персоналом;

- усиление центробежных сил в экономической организации;

Рыночная экономика существенно изменила методологию фи­нансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный ха­рактер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры фи­нансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Объектом исследования данной дипломной работы является ЗАО «ТАИФ-Арт», анализ финансового планирования, которого был проведен в рамках данной работы.

Целью дипломной работы является исследование процесса финансового планирования на примере предприятия ЗАО «ТАИФ-Арт». В рамках реализации данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;

- изучить методы и виды финансового планирования;

- проанализировать финансово-экономические показатели деятельности ЗАО «ТАИФ-Арт»;

- исследовать структуру финансового планирования на предприятии ЗАО «ТАИФ-Арт»;

- разработать направления совершенствования краткосрочного и долгосрочного финансового планирования.

В работе использованы научные труды ведущих российских и зарубежных учёных по вопросам управления финансами, в частности финансового планирования. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих специалистов в области организации управления и решения практических задач.

1. Теоретические и методические основы финансового планирования на предприятии

1.1 Сущность финансового планирования на предприятии

В системе экономического регулирования деятельности предприятия одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств.

В условиях, когда народнохозяйственные интересы обеспечиваются через рыночное саморегулирование экономики, каждое предприятие само планирует свою деятельность, самостоятельно оценивает потребность в финансовых ресурсах и эффективность их использования в про­изводстве или в доходных вложениях, несет полную ответственность за полученные результаты. В этих условиях для обеспечения скоординированности работы всех подразделений организации, контроля за произ­водственными процессами и рациональным использованием ресурсов, стимулирования работников возрастает роль финансовых планов орга­низаций и предприятий всех форм собственности и масштабов производ­ства. Финансовое планирование как одна из функций управления позволяет предусмотреть все необходимые действия, предвидеть максимум неожиданностей, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия и предложить пути минимизирования негативных последствий таких неожиданностей.

В экономической литературе нашли достаточно полное отражение теоретические вопросы определения сущности финансового планирования на предприятии. Финансовое планирование рассматривалось в работах таких ученых как Г.Б Поляк, И.А. Бланк, А.И. Ильин, Е.С. Стоянова, А.М. Ковалева, И.М. Карасева, Е.Ф. Тихомиров, Р. Брейли, С. Майерс и др. Это позволяет судить о достаточно высокой степени разработанности проблемных вопросов финансового планирования.

Финансовое планирование по определению А.М. Ковалевой «это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования» [35, C.226].

Наиболее полное определение финансового планирования было предложено Г.Б. Поляком. По мнению автора, «финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде» [40 , C.358].

И.М. Карасева считает, что «качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования. Для того, чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:

- непрерывностью планирования;

- научностью;

- нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на достижение максимальной прибыли;

- взаимной увязкой и координацией» [16, C.188].

По определению Р. Брейли и С. Майерса, «финансовое планирование – это процесс, включающий анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает предприятие; прогнозирование последствий принимаемых решений; обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план; оценку соответствия результатов, достигнутых предприятием, параметрам, установленным в финансовом плане» [47, C.54].

И.А. Бланк отмечает, что «с помощью планирования финансов менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность предприятия в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды» [6, C.173].

Г.Б. Поляк полагает, что «в рыночной экономике планирование на предприятии – внутрифирменное планирование – не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования – обеспече­ние оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, дос­тижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движе­ния его денежных средств [40, C. 358].

Автор выделяет ряд взаи­мосвязанных блоков:

1. Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактиче­ских данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и опреде­лить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной при­были и так далее.

2. Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятель­ность предприятия. На основе перспективных расчетов производ­ственной деятельности предприятия, а также маркетинговых про­гнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие возможные финансовые результаты.

3. Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений ис­пользования средств.

4. Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

5. Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

6. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с произ­водственными, коммерческими, инвестиционными, строитель­ными и другими планами и программами в установлении кон­кретных сроков их достижения. Согласованные показатели фи­нансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

7. Выполнение финансового плана. Это процесс текущей произ­водственной, коммерческой и финансовой деятельности пред­приятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

8. Анализ и контроль заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений» [40, C.359].

Следует учитывать, что все блоки (этапы) финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Как показал исследованный материал, финансовое планирование ведется в России с 1930-х годов, но с тех пор оно значительно менялось и принимало различные формы. Вначале финансовые планы были частью техпромфинплана предприятия. Финансовое планирование носило подчиненный характер по отношению к планам технического и промышленного характера. Затем появился финансовый план, состоящий их четырех разделов:

- I раздел – «Доходы предприятия»;

- II раздел – «Расходы предприятия»;

- III раздел – «Бюджетное финансирование»;

- IV раздел – «Банковское кредитование».

Вначале 1960-х годов форма финансового плана была изменена и содержала следующие разделы:

- I раздел – «Доходные источники предприятия»;

- II раздел – «Фонды экономического стимулирования»;

- III раздел – «Направления расходования средств»;

- IV раздел – «Капитальные вложения предприятия».

В настоящее время форма финансового плана состоит из двух основных разделов. В работах, посвященных финансовому менеджменту, финансовый план (баланс доходов и расходов) рассматривается как задание по отдельным показателям, где обеспечивается их увязка по всем направлениям.

А.М. Ковалева определяет финансовый план как «документ, основной целью которого является прогнозирование возможных объёмов финансов на предприятии» [35, C.239]. Это делается для дальнейших действий над ними, то есть разработки финансовой стратегии предприятия.

В ходе составления финансового плана предприятия долж­ны решаться следующие задачи:

- определение основных финансовых показателей пред­приятия на плановый период;

- увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

- выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;

- определение путей повышения эффективности использо­вания финансовых ресурсов.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

1. Договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей.

2. Прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли.

3. Экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и другие). Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования. Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой:

- доходы и поступления средств;

- прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

- прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов);

- планируемые внереализационные доходы, в том числе:

- доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

- доходы, полученные по ценным бумагам;

- доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

- доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­новных фондов и по нематериальным активам.

5.Поступление средств от других предприятий, в том числе:

- в порядке долевого участия в строительстве;

- по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Расходы и отчисления средств.

8. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

9. Распределение чистой прибыли, в том числе:

- на накопление (по направлениям использования);

- на потребление (по направлениям использования).

10. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе:

- за счет амортизационных отчислений;

- за счет других источников финансирования (по видам источни­ков).

11. Прочие расходы.

Все вышеприведенные концепции достаточно обоснованы и имеют право на существование и практическое применение в рыночной экономике развитого типа. Обобщив мнения отдельных ученых по поводу сущности финансового планирования, автор сформулировал данную категорию в следующем виде: финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование отражает всю совокупность денежных доходов, которые используются в финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивают достижение экономического, социального и потребительского эффектов. Финансовое планирование позволяет совершенно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов и обеспечивать стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.

1.2 Классификация финансового планирования на предприятии

Проведенное исследование классификации финансового планирования позволило выделить три основные группы:

- по охватываемому периоду времени (И.А. Бланк, В.В. Ковалев, Е.Ф. Тихомиров, А.М. Ковалева);

- по масштабности поставленной цели (И.М. Карасева, М.А. Ревякина, А.М. Ковалева, И.А. Бланк);

- по приоритетам руководства в выборе базовой информации (М.М. Алексеева).

По охватываемому периоду времени И.А. Бланк выделяет долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование. Аналогичная И.А. Бланку классификация встречается у В.В. Ковалева и Е.Ф. Тихомирова.

Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование отличаются, друг от друга продолжительностью про­межутка времени (сроками), необходимого для выполнения плановых финансовых показателей.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные перио­ды – более трех лет. Долгосрочное финансовое планирование проводится в целях выяснения обеспеченности инвестиционных мероприятий и выплат, предусмотренных различными планами и программами (производства, НИОКР, повышения зарплаты работников и доходов акционеров), финансовыми ресурсами, необходимыми для их претворения в жизнь. Процесс долгосрочного финансового планирования заключается в одновременном анализе и согласовании во времени расходов на реализацию запланированных проектов с возможными источниками их финансирования и ограничениями, налагаемыми финансовыми обязательствами предприятия. Обязательства касаются, прежде всего, выплаты долгов, финансирования социальных проектов, повышения заработной платы и др.

Необходимость долгосрочного финансового планирования обусловлена следующими причинами:

- разработчики инвестиционных проектов отдельных подразделений предприятия во многом руководствуются собственными интересами и представлениями об интересах всего предприятия. Поэтому реализация таких проектов может привести к необоснованному ущемлению интересов других подразделений и вступить в противоречие с реальными возможностями предприятия и его потребностями;

- финансовые возможности предприятия находятся под давлением добровольно или вынужденно принятых им обязательств. Так, соглашение с профсоюзами может потребовать роста заработной платы и дополнительных затрат на социальные и природоохранные мероприятия; кредитные соглашения – возврата ранее полученных займов; обязательства перед акционерами – обеспечения стабильных выплат дивидендов и т.д.;

- реализация инвестиционных проектов, обеспечивая рост основных фондов и выпуска продукции, увеличивает размер операционных потоков наличности (собственных источников финансирования), что оказывает воздействие на объемы потребности во внешнем финансировании и его динамику [10, C.163].

Краткосрочное планирование – это обычно годичные планы, реже – двухгодичные. Краткосрочные планы включают конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, опреде­ленных долгосрочных планах. Краткосрочное планирование включает в себя составление годового, а также квартальных и месячных планов. Краткосрочное финансовое планирование имеет целью выявление и устранение разрывов в обеспечении предприятия финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для бесперебойного выполнения им текущих финансовых обязательств и запланированных хозяйственных мероприятий, требующих от предприятия крупных денежных расходов (инвестиций, выплата дивидендов, возврат ссуд и т.д.). Источниками информации, необходимой для составления краткосрочного финансового плана, служат планы, составляемые другими подразделениями предприятия. Краткосрочный финансовый план имеет в качестве основной цели обеспечение стабильной платежеспособности предприятия. Он представляет собой замыкающий (контрольный) этап текущего планирования, сводящий воедино планы производства, материально-технического снабжения, реализации продукции. Финансовый план проверяет их реализуемость по критерию обеспеченности финансовыми ресурсами, т.е. деньгами и другими платежными средствами. Поэтому краткосрочный финансовый план также называют бюджетом наличности, т.е. планом поступления и расходования денежных средств в объемах, обеспечивающих выполнение задач, поставленных перед каждым подразделением [21, C.285].

Долгосрочные и краткосрочные планы не противоречат друг другу, так как увязываются между собой. В разработке и осуществлении финансовых планов, обеспечивающих грамотное управление финансами не только для достижения безубыточ­ной работы, но и возможностей его поступательного развития в соот­ветствии с требованиями времени, заключены основное назначение и сущность финансового планирования.

Следует отметить, что А.М. Ковалева, помимо долгосрочного и краткосрочного финансового планирования, выделяет среднесрочное планирование. Автор полагает, что среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определен­ные долгосрочным планом. Оно рассчитано на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного финансового планирования равнялся пяти годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды часто вынуждают сократить протяженность плановых сроков с пяти до трех лет, и пятилетние планы по этой причине перешли в разряд долгосрочных [35, C.301].

По масштабности поставленной цели И.М. Карасева и М.А. Ревякина выделяют следующие разновидности финансового планирования:

- стратегическое финансовое планирование;

- текущее финансовое планирование;

- оперативное финансовое планирование [16, C.284].

Стратегическое планирование – это разработка исходя из результатов финансового анализа состояния предприятия и прогноза изменений внешней и внутренней среды, стратегии финансовой деятель­ности на определенный период. Оно обычно рас­считано на длительный период. Стратегическое планирование отличается от долгосрочного планиро­вания, выполняющего только функцию времени, тем, что стратегическое планирование является функцией направления развития и включает в себя совокупность глобальных идей развития предприятия [26, C.129].

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия проходит ряд этапов:

- формирование стратегических целей финансовой деятельности;

- конкретизация показателей финансовой стратегии;

- оценка разработанной финансовой стратегии [30, C.74].

Цели финансовой стратегии отдельных компаний могут быть следующие:

- увеличение собственного капитала;

- достижение минимального уровня ликвидности активов;

- достижение оптимального соотношения собственных и заемных средств;

- рост прибыли и рентабельности;

- обновление основных активов и выпуск конкурентоспособной продукции [24, C.106].

Конкретизация показателей финансовой стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.

Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, как правило, на год с разбивкой по кварталам. В отличие от стратегических планов, которые носят всегда прогнозный, вероятностный характер, финансовые планы более конкретны и точны.

Управление финансами предприятия предполагает контроль за основными характеристиками баланса: долгосрочными и краткосрочными инвестициями, источниками финансирования – и увязку их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

В процессе текущего финансового планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых планов: доходов и расходов, поступления и расходования денежных средств, балансовый, формирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности.

План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель – определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана выступают объем производства продукции (товаров, услуг), сумма и уровень доходов от реализации продукции, сумма постоянных издержек, сумма и уровень переменных затрат, ставки и виды налоговых платежей, сумма балансовой и чистой прибыли [11, C.153].

Цель разработки плана поступлений и расходования денежных средств – обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода. План состоит на всех этапах из двух частей: поступление денежных средств и расходование денежных средств. При планировании необходимо учитывать не только поступление и расходование, но и наличие определенных резервов.

В балансовом плане отражается расчет состава активов и пассивов. Цель разработки этого плана – определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей его финансовую деятельность.

При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, состав заемных – краткосрочных и долгосрочных – обязательств.

Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов состоит из двух частей: источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов.

Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке оперативных планов. Оперативные планы имеют краткосрочный период (до года) и служат дополнением к текущим финансовым планам. К ним относятся кассовый план, кредитный план, календарь денежных поручений.

Кассовый план отражает поступление наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы.

Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов за их использование, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов.

Календарь поступления денежных средств включает поступление денежных потоков от всех видов деятельности и их использование на предпринимательскую деятельность. Платежный календарь обеспечивает оперативное отслеживание всех расчетных и платежных обязательств.

Оперативные планы тесно привязаны к текущему планированию и способствуют их конкретизации и уточнению планируемых показателей.

В зависимости от используемой информации о прошлом, настоящем или желательном финансовом состоянии предприятия в будущем М.М. Алексеева различает следующие направления финансового планирования:

- реактивное;

- инактивное;

- преактивное;

- интерактивное направления планирования [4, C.86].

Реактивное планирование нацелено в прошлое. Недаром это направление еще называют «возврат к прошлому». Основной метод реактивного планирования – это исследование всех проблем с точ­ки зрения их возникновения и развития в прошлом. При графическом изображении реактивное планирование имеет форму буквы «г», поэтому его можно назвать г-образным планированием (см. рис. 1.2.1) [18, C.152]:

Влияние внешней среды
Прошлое состояние предприятия Нынешнее состояние предприятия Будущее состояние предприятия

Рис. 1.2.1 Реактивное планирование

Финансы организации воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный меха­низм.

Пла­нирование же осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений.

Первоначально выясняются и оформляются в планы нужды и пожелания подразделений предприятия. Со­бранные материалы передаются руководству следующего уровня, кото­рое корректирует, редактирует их и передает на следующий уровень и так до верхнего уровня управления, где разрабатывается сводный проект пла­на.

Инактивное планирование нацелено на приспособление к настоящему. Означает инертность – делать что-либо по при­вычке, без сознательных усилий. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться к движению впе­ред, в графическом изображении оно имеет форму буквы «т», поэтому его можно назвать т-образным планированием (см. рис. 1.2.2):

Влияние внешней среды
Прошлое состояние предприятия Нынешнее состояние предприятия Будущее состояние предприятия

Рис. 1.2.2 Инактивное планирование

При инактивном планировании существующие условия воспринима­ются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим – отличительная черта инактивизма. В инактивном планировании большую часть времени занимают собирание и первичная обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование воз­можно только в стабильных, благоприятных условиях работы.

Преактивное планирование означает высшую степень активности. Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения, графическое изображение его напоминает цифру «1», отсюда его название – единице образное планирование (см. рис. 1.2.3):

Влияние внешней среды
Прошлое состояние предприятия Нынешнее состояние предприятия Будущее состояние предприятия

Рис. 1.2.3 Преактивное планирование

Преактивное планирование ориентируется на поиск оптимальных решений. Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в частно­сти к экономико-математическим, методам планирования. Планирова­ние осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Интерактивное планирование основано на принципе участия и максимальной мобилизации творческих способностей работников организации.

Цель интерактивного планирования – проектирование будущего. Интерактивное планирование можно назвать ш-образным планированием, так как его графическое изображение имеет форму буквы «ш» (см. рис. 1.2.4):

Влияние внешней среды
Прошлое состояние предприятия Нынешнее состояние предприятия Будущее состояние предприятия

Рис. 1.2.4 Интерактивное планирование

Предполагается, что при применении интерактивного планирования будущее спланировано со стопроцентной вероятностью, что в реальном жизни недостижимо и делает его скорее идеально теоретическим, чем практическим.

Поскольку большинство руководителей предприятий в реальной жизни люди, безусловно, практические и придерживаются философии удовлетворения, отдавая предпочтение формулированию не слишком преувеличенной цели, распределению ресурсов и осуществлению контроля наиболее приемлемыми способами, то наиболее распространенным направлением планирования в настоящее время остается инактивизм.

Обобщив мнения И.А. Бланка, А.В. Ковалевой, И.М. Карасевой, М.А. Ревякиной, Е.Ф. Тихомирова, М.М. Алексеевой в области классификации финансового планирования на предприятии, автор предлагает деление финансового планирования по следующим признакам:

1. По охватываемому периоду времени (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное финансовое планирование).

По мнению автора помесячное планирование бюджета дает более точные показатели размеров и структуру затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета. В рамках утверждения бюджета подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании и экономии по бюджету ФОТ.

Минимизация количества контрольных параметров бюджета позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб. Осуществляется режим строгой экономии финансовых ресурсов, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

2. По масштабности поставленной цели (стратегическое, тактическое, оперативное финансовое планирование).

Результатом стратегического, тактического, оперативного финансового планирования, по мнению автора, является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноза отчета о прибылях и убытках;

- прогноза движения денежных средств;

- прогноза бухгалтерского баланса.

В заключение отметим, что контрольная среда на предприятии состоит из следующих элементов:

- политика и методы управления:

- организация структура предприятия:

- деятельность исполнительного органа:

- методы распределения функций управления:

- управленческие методы контроля, в том числе внутренний аудит:

- кадровая политика:

- внешние воздействия (например, проверка со стороны банковских органов).

1.3 Методы финансового планирования

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. В современном экономическом словаре Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш. и Стародубцевой Е.Б. методы планирования определяются как «конкретные способы и приемы расчетов показателей» [32, C.586]. Изучив подходы к оценке планирования финансовых показателей, можно заключить, что Е.С. Стоянова и выделяет следующие основные методы финансового планирования:

- расчетно-аналитический,

- балансовый,

- нормативный,

- метод оптимизации плановых ре­шений,

- экономико-математическое моделирование [34, C.280].

Расчетно-аналитический метод – один из наиболее исполь­зуемых в рыночной экономике методов планирования финан­совых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого раз­вития в плановом периоде. Изучается связь финансовых пока­зателей с производственными, коммерческими и другими пока­зателями. Расчетно-аналитический метод используется в основ­ном при расчете плановых показателей объема выручки, дохо­дов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия. Рассмотрим схему расчетно-аналитического метода:

Отчетные данные за предплановый период   → Экспертная оценка динамики отчетных данных   → Экспертная оценка перспектив развития   → Расчет планового показателя

Балансовый метод. Суть его заключается в по­строении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + Ок , (1)

где, Он – остатки средств на начало года;

П – поступления средств в планируемом периоде;

Р – расходы в планируемом периоде;

Ок – остаток средств на конец планового периода [41, C.97].

Наши рекомендации