Внешняя политика и международные связи.
С приобретением суверенитета Кыргызстан получил право самостоятельно участвовать в международных взаимоотношениях. В своей внешней политике Кыргызстан прежде всего заботится о защите интересов народа и ставит целью создание благоприятных
внешних условий для построения нового демократического правового гос-ва.
При проведении внешней политики Кыргызстан опирается на следующие принципы: сохранение мира, незыблемость своих границ; укрепление всесторонних отношений с народами СНГ и всего мира; прекращение межнациональных конфликтов в СНГ, недопущение их возникновения в республике; широкое привлечение зарубежных инвестиций в народное хозяйство страны; развитие экспорта продукции национального производства на международный рынок; активное участие в деятельности ООН и других международных организаций; отказ от вхождения в военные блоки и союзы, всестороннее сохранение нейтралитета. В соответствии с принципами и целями проводимой внешней политики Кыргызстан в кратчайшие сроки приобрел на международной арене признание и поддержку. В феврале 1992 г. в Бишкеке открылось посольство США, затем свои дипломатические представительства в Кыргызстане образовали Китайская Народная Республика, Россия, Турция, Германия и другие гос-ва. Второго марта 1992 г. Кыргызстан стал членом Организации Объединенных Наций. Уже в 1991-1993 гг. независимость Кыргызской Республики признали 128 государств, более чем с 80 гос-вами установлены дипломатические отношения, К 1998 г. суверенитет Кыргызстана уже признали 135 государств, с 91 гос-вом мира установлены дипломатические отношения. В Бишкеке открылось 11 посольств и представительств. За рубежом 17 дипломатических учреждений защищают интересы республики. Как самостоятельное гос-во Кыргызстан вошел в члены ряда международных организаций (ООН, ОБСЕ, МВФ, ЮНЕСКО и др.). В августе 1992 г. впервые за многовековую историю Кыргызстана в столице республики г. Бишкеке прошел Первый Всемирный Курултай кыргызов. В нем участвовали представители кыргызов, проживающих в 20 странах мира. В настоящее время на земле насчитывается более 3 млн. кыргызов, из них около полумиллиона проживают вне Кыргызстана. Курултай, собравший уехавших из отечества земляков, стал знаменательным событием, способствующим росту национального самосознания кыргызского народа.
В поднятии международного авторитета Кыргызской Республики большую роль сыграли официальные визиты Президента Кыргызской Республики в Китайскую Народную Республику, Турцию, США, Великобританию, Индонезию, Филиппины, Францию, Италию, Израиль, Японию, Южную Корею и другие гос-ва. В свою очередь, ответные визиты различного ранга руководителей других стран способствовали формированию международного имиджа Кыргызстана. Основная стратегия независимой внешней политики Кыргызской Республики, ее приоритетные направления и задачи были сформированы в первой половине 90-х гг. Особое место во внешней политике Кыргызстана занимают взаимоотношения с Российской Федерацией. Это, естественным образом, связано с историческими, экономическими, социальными и этническими факторами. Взаимоотношения между Кыргызстаном и Россией после распада СССР начали складываться на дружественной основе. Были разработаны и приняты соглашения о дружбе, сотрудничестве, взаимопомощи, а также о принципах межгосу дарственных отношений между двумя странами. Начали работать межправительственные договоренности об экономических, торговых и других взаимосвязях. Укрепление взаимоотношений Кыргызстана и России необходимо было и для сохранения военно-стратегического положения республики, и для обеспечения незыблемости гос-венных границ. Для урегулирования этих вопросов между двумя гос-вами был принят ряд соглашений. Развитие дружеских отношений с Россией имеет особое значение в развитии экономики Кыргызстана. Успешное функционирование многоотраслевого народного хозяйства республики, переход его на рыночные отношения во многих случаях связано с Россией. Кроме того, и сложившаяся в Кыргызстане национально-демографическая и национально-политическая обстановка требовали укрепления взаимоотношений между странами. Например, в начале 90-х гг. 44 % населения республики составляли русскоязычные этносы. Только за пять лет после установления дипломатических отношений с Россией (1992-1997) с целью развития социально-экономических, военных и других связей между странами было подписано более 120 соглашений. С каждым годом Кыргызстан наращивает усилия по укреплению всесторонних отношений с Российской Федерацией.
Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи Кыргызская Республика заключила также с Украиной, Белоруссией и другими странами. Многие связи, установленные в советское время, были возобновлены и получили дальнейшее развитие в новых условиях рыночных отношений.