Национальная честь и патриотизм.
Именно эти святые понятия руководили Манасом и его сподвижниками в самые суровые времена. «Да стану я жертвой ради тебя, родной мой кыргызский народ», -только такой моральной принцип самопожертвования, преданности и любви к Отчизне исповедали эти героические натуры.
И сегодня нам во имя процветания нашего гос-ва как воздух нужны именно такого закала патриотический дух и национальное достоинство.
Через кропотливый, неустанный труд и знания- к процветанию и благосостоянию.
Манас собрал вокруг себя лучших, знающих людей своего времени. И с их помощью всегда достигал успехов. Он хорошо понимал, что смысл бытия заключается в труде, которым обеспечивается всякое существование. И нашими сегодняшними главными ориентирами тоже должны быть труд, знания, передовая техника и технология. Добросовестный труд- святой долг каждого гражданина, без этого человек не выполнит своего главного предназначения в этом мире , а страна никогда не достигнет процветания.
Гуманизм, великодушие, терпимость.
Одна из главных заповедей Манаса- человечность и человеколюбие. В эпосе человек рассматривается как мост, соединяющий предков с потомками, и оценивается прежде всего по своим нравственным качествам. Эпос - настоящий гимн женщине-жене и матери, их всякому труду. Вековая мудрость заключается в том, что здоровье общества определяется здоровьем семьи, благосостоянием народа и состоянием нравов. «Манас» - это кодекс чести и ода великодушию.
Мне кажется, что в нашей национальной истории во все века рефреном звучало напутствие». Пусть будет удачлив и светел ваш путь!»,которое дала Каныкей отправлявшимся в «Великий поход» воинам.
Гармония с природой.
Кочевая цивилизация культивировала-впервые в истории человечества-трепетное, благоговейное отношение к матери-припроде. И если мы сумели бы возродить в наши дни былое отношение к природе, известное во времена Манаса, мы смогли бы стать носителями наивысшей в мире философско-экологической культуры. И смогли бы передать нашим потомкам Ала-Тоо, приумножив его красу. Проведение Года гор является наилучшим вкладом в осуществление этого урока Манаса.
Укрепление и защита кыргызской гос-венности.
Жизнь наших предков была всецело подчинена этой благородной задаче. Они основали могущественное и процветающее в древности кыргызское гос-во.
Ныне кыргызский народ обрел самостоятельную гос-венность и уже во второй раз в своей истории выступает в великий поход за достойную жизнь. Нам довелось вновь зажечь светоч надежды нашего пращура – Манаса Благородного. И сегодня святой долг каждого из нас – всеми силами беречь нашу гос-венность и достижение демократии. В нвнешних условиях национальная идея «Кыргызстан – страна прав человека» является самым эффективным средством реализовать этот седьмой урок Манаса.
Число «семь» у кыргызов – священно. Вот и в миг кончины Манаса «земля содрогнулась и успокоилась только через семь дней, и за все дни ни одна душе не шелохнулась».
Устное народное творчество(малые эпосы, песни, пословицы, поговорки).
За свою многовековую историю кыргызы достигли исключительно высокого уровня развития эпической культуры. Длительное существование кочевого народа в своеобразных исторических условиях при его удивительной поэтической одаренности привело к возникновению и расцвету сказового эпического жанра. Кыргызы вложили в свои эпосы то, что многие другие народы отобразили в описаниях истории, в художественной литературе, в театре, картинных галереях и скульптуре.
Малые эпосы.
Малые эпосы (условное название, свидетельствующее об их меньшем объеме по сравнению с "Манасом") по своему содержанию разделялись на героические и социально-бытовые. Героические эпические произведения, как и "Манас", были посвящены значительным историческим этапам, событиям в жизни народа, подвигам и мужеству богатырей, борьбе против завоевателей и т.д. Так, например, поэмы "Курманбек", "Жа-ныш и Байыш", "Эр-Табылды", "Жаныл-Мырза", "Эр-Эшим" и другие, созданные в XVI-XVII въ^ио степени отражения реальных событий близки к историческим сказаниям — они повествуют о борьбе кыргызов против агрессии монгольских и калмыкских феодалов, глубоких социальных противоречиях в кыргызском обществе, о распрях феодалов, которые в итоге способствуют ослаблению народа.
Целый ряд эпических произведений относится к жанру социально-бытовых поэм. Основное содержание их - тема любви и борьбы влюбленных юноши и девушки за свое счастье в условиях феодального общества с его консервативными патриархально-родовыми пережитками и устоями ("Олжобай и Кишимжан", "Саринжи-Бокой"); трагического противостояния человека и природы, неизбежности расплаты за хищническое отношение к ней ("Кожожаш"); устремленности человека к социальной справедливости ("Кедей-хан") и др. Многие народные поэмы построены на сказочно-мифологической основе ("Эр-Тоштюк", "Кожожаш") и несут на себе особенности, характерные для жизнедеятельности и мировоззрения народа в ранние эпохи его развития.
Песни.
Большое место в национальной культуре кыргызов занимало устное поэтическое творчество, которое ярко и многогранно отражало своеобразие исторической судьбы народа, его древнюю культуру, повседневный быт и уклад жизни, мечты и надежды и т.д.
Произведения устного поэтического творчества отличаются характерными художественными особенностями. Их возникновение и жизнь в народе подчиняются особым правилам и законам: они рождаются, передаются из уст в уста, из поколения в поколение и продолжают жить, совершенствоваться и развиваться в устной форме.
Дошедшее до нас поэтическое творчество отличается большим жанровым разнообразием.
Кыргызские лирические песни условно подразделялись на следующие большие группы: а) песни дидактического направления (калыс ырлар), куда входили различные песни-поучения, песни-наставления (насыят, санат), заключающие в себе определенный морально-нравственный опыт, воспитательные принципы, порицающие зло, пороки и демонстрирующие силу добра, разума и т.д., в них прослеживались духовная культура, философские воззрения народа; б) произведения, отражающие явления повседневной жизни и быта (кара ырлар) - песни-состязания, песни-восхваления, песни-издевки, песни-жалобы, трудовые песни и т.д.; в) обрядовые песни (салт ырлар), которыми сопровождались различные традиционные церемонии и ритуалы - заговоры, песни-завещания, плачи, причитания, колыбельные песни и др. По тематическому содержанию среди лирических песен больше выделялись трудовые и бытовые.
Трудовые песни — самые древние произведения устного творчества народа. Они рождены в процессе выполнения определенных видов трудовой деятельности: когда пасли скот, молотили зерно, охотились на зверя и т.д. В них народ передавал надежды на благоприятные результаты своего труда - хороший урожай, большой приплод скота. Так, кочевой образ жизни скотоводов породил пастушеские песни "Бекбекей", "Шырылдан". "Бекбекей" исполняли пастушки - молодухи и девушки, сторожившие, обычно в сумерках или ночью, овец возле стойбищ. Пение сопровождалось выкриками, которыми они угрожали хищникам и предостерегали друг друга об опасности.
В числе древних трудовых песен, которые дошли до нас, была песня "Оп майда", исполнявшаяся в процессе молотьбы зерна. Погоняя животных, земледелец через определенные промежутки времени повторял звуковой речитатив "Оп майда".
В течение длительного и сложного пути общественного развития кыргызский народ сумел сохранить множество обрядовых песен. Они вобрали в себя все перипетии и особенности культуры и мироощущения, общественных отношений, родоплеменных устоев, экономической жизни соответствующих эпох. Среди обрядовых песен можно выделить песни-кошоки, сопровождавшие свадебный и погребальный обряды, любовные песни (секетбай, кюйген), песни-жалобы (арман), песни-прощания (коштошуу), песни-состязания (айтыш), песни-восхваления и издевки (мактоо, кордоо), песни-состязания девушек (акый, акыйнек), поминальные песни (жоктоо), колыбельные, календарные (жарамазан) и др.
Жарамазан — один из жанров устного поэтического творчества, рожденных под влиянием исламской религии. Эти обрядовые песни исполнялись во время соблюдения поста, обычно вечером, детьми, взрослыми, а иногда и акынами. Переходя из одного дома в другой, они исполняли песни-жарамазан и желали членам семьи здоровья, благополучия, хорошего урожая, большого приплода скота и т.д. Хозяева благодарили певцов за пожелания, одаривали их.
Айтыш - издревле любимый и распространенный среди кыргызского народа вид песенных состязаний между акынами. На таких; словесно-поэтических поединках, иногда превращавшихся в большую сценическую площадку, певцы посредством меткого и образного слова, хлесткой остроумной сатиры, доброй шутки доказывали свое мастерство. Импровизированные сочинения — айтыши исполнились под аккомпанемент игры на национальном инструменте - комузе.
В повседневной жизни кыргызского народа бытовало множество других видов песен. Каждое произведение устного поэтического творчества являлось фактом словесного искусства и одновременно народного быта, выполняло определенную социально-бытовую функцию. Эта определенность назначения вызывала к жизни различные жанры, обособляла свойственные им темы, образы, поэтику, стиль. Исторические изменения в народной жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетических или бытовых потребностей, обычаев или обрядов и т.д., а вслед за ними — и соответствующих жанров устного поэтического творчества.
Устная народная философия кыргызов, помимо сказок, дастанов, пословиц и поговорок, находила свое яркое выражение в искусстве красноречия. Образные и местные высказывания мастеров слова, прорицания провидцев запоминались и передавались из уст в уста, причем традиция приписывала их уже таким легендарным личностям, как Толубай-сынчы, Асан-кайгы, Жээренче-чечен.