Разработка системы показателей эффективности использования земельных ресурсов в РСО-Алания
Определение эффективности управления земельными ресурсами должно осуществляться в следующей последовательности;
1) определение вида эффективности и эффекта;
2) определение критерия эффективности;
3) выбор метода определения эффективности;
4) определение состава показателей;
5) сбор и обработка информации;
6) определение перспективных направлений расчета эффекта;
7) разработка инструментария анализа;
8) определение факторов, оказывающих влияние на управление земельными ресурсами;
9) расчет величины эффекта и анализ полученных результатов;
10) уточнение системы показателей и/или метода исследований;
11) расчет и анализ вторичных результатов;
12) принятие управленческого решения.
В табл. 3.5 приведены показатели оценки экономической эффективности управления земельными ресурсами.
Наиболее актуальной для РСО-Алания является определение экономической эффективности земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в условиях малоземелья, значительно преобладают земли именно этой категории (более 52 %).
Таблица 3.5
Показатели оценки экономической эффективности управления
земельными ресурсами
Конечные результаты деятельности | Рациональность организационной структуры | Содержание процесса управления земельными ресурсами |
Собираемость земельных платежей % перечисления в федеральный бюджет Стоимость предотвращения ущерба от деградации земель Доля земельных платежей, определяемая вкладом системы управления | Уровень централизации функций; Число звеньев Нормы управляемости Сбалансированность прав и ответственности Уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем | Производительность аппарата управления Непосредственные результаты деятельности Затраты управленческого труда; Текущие расходы на управление Стоимость технико-технологического комплекса |
Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве – уровень ведения хозяйства на земле, которое характеризуется выходом продукции и размером затрат на единицу площади. Перед землепользователями стоит задача обеспечить максимум выхода продукции с каждого гектара земли при минимальных затратах на производство.
Эффективность использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения не одинакова в различных формах землепользования.
Выделяют три основные формы сельскохозяйственного землепользования:
1. Землепользование крупных сельскохозяйственных предприятий: товариществ, производственных кооперативов, подсобных сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских и учебных учреждений.
2. Землепользование крестьянских хозяйств в регионе.
3. Землепользование хозяйств населения: личных подсобных хозяйств (ЛПХ), дачных участков, коллективных садов и огородов.
Экономическая эффективность отражает влияние технической эффективности и экономического механизма.
Для её измерения используются показатели себестоимости валового и чистого дохода, прибыли и т.п. Данный вид эффективности используется в каждой организации не зависимо от организационно-правовой формы.
Технологическая эффективность отражает уровень использования продовольственных ресурсов – земельных, материальных и трудовых. Она характеризуется такими показателями, как землеотдача, фондоотдача, материалоемкость, трудоемкость и другие.
Для малых форм хозяйствования расчет показателей, входящих в данный вид эффективности, невозможен, поскольку в большинстве личных подсобных хозяйствах нет собственных производственных фондов, которые они могли бы использовать при обработке своих земельных участков. Зачастую малые сельскохозяйственные товаропроизводители используют наемные производственные фонды. Поэтому на современном этапе расчет таких показателей, как фондоотдача, землеотдача, материалоемкость, в ЛПХ невозможен.
Исходя из вышеперечисленного – эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства и отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут. В связи с этим эффективность чаще всего характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп параметров – результата и затрат. Это, конечно, не исключает рассмотрения в системе показателей эффективности абсолютных значений исходных параметров.
Эффективность сельскохозяйственного землепользования характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Исходными, безусловно, являются натуральные показатели: урожайность и продуктивность сельскохозяйственных животных.
Равный уровень ведения хозяйства может быть достигнут на землях разного качества, и для объективной оценки экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве по отдельным зонам, районам и предприятиям необходимо учитывать данные экономической оценки земли.
Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве определяется системой показателей: урожайность основных сельскохозяйственных культур, себестоимость единицы продукции[34].
Существует ряд стоимостных показателей: валовая продукция земледелия, валовой доход, чистый доход или прибыль с 1 га сельскохозяйственных угодий, а также выходи валовой продукции на единицу произведенных затрат.
Кроме этого, использование земли в сельском хозяйстве считается эффективным и рациональным, когда не только увеличивается выход продукции с единицы площади, повышается её качество, снижаются затраты на её единицу; необходимо также, чтобы сохранялось или повышалось плодородие почвы, обеспечивалась охрана окружающей среды[35].
Экономическую эффективность использования земли можно характеризовать системой показателей, представленных в табл. 3.6.
Используя алгоритмы расчета, приведенные в табл. 3.6 произведем оценку эффективности использования сельскохозяйственных земель в РСО-Алания.
Поскольку данные статистической отчетности РФ и РСО-Алания представлены не всеми необходимыми параметрами для расчета предложенной системы показателей, произведем расчет показателя эффективности, определяемом как соотношение объема валовой продукции сельского хозяйства к площади используемых земельных ресурсов.
Таблица 3.6
Система показатели эффективности использования земельных ресурсов
Наименование показателя | Алгоритм расчета | Оптимальная тенденция изменения |
Землеотдача (Зот) | выражает отношение стоимости валовой продукции сельского хозяйства (ВП) к стоимости земельных ресурсов (Сз) | нарастание |
Землеемкость | это обратный показатель по отношению к землеотдаче | нарастание |
Объем валовой и товарной продукции сельского хозяйства или растениеводства в расчете на единицу земельной площади | где ВП – стоимость валовой продукции растениеводства, руб.; ТП, ТПр – товарная продукция сельского хозяйства и растениеводства, руб.; ПЛ – площадь сельскохозяйственных угодий, га. | нарастание |
Валовой доход в расчете на единицу земельной площади | где ВД – валовой доход (руб.) равен разнице между стоимостью валовой продукции и материальными затратами (ВД = ВП– МЗ) | нарастание |
Чистый доход в расчете на единицу земельной площади | где ЧД – чистый доход (руб.), то есть разница между стоимостью валовой продукции и её себестоимостью (ЧД = ВП– Сп) или между валовым доходом и суммой затрат на оплату труда (ЧД= ВД– ОТ). | нарастание |
Прибыль от реализации продукции в расчете на единицу земельной площади | где П – прибыль (руб.), то есть разница между выручкой от реализации продукции и её полной себестоимостью (П = В – ПС) | нарастание |
В табл. 3.7 приводятся исходные данные и расчет показателя эффективности использования земельных ресурсов в РСО-Алания.
Таблица 3.7
Эффективность использования земельных ресурсов сельскохозяйственного
назначения в разрезе муниципальных районов РСО-Алания[36]
Показатели | Прирост, 2015/2011, % | |||||
Алагирский муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 15,39 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 11,46 | |||||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 263,73 | 235,34 | 294,88 | 319,10 | 273,05 | 3,53 |
Ардонский муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 4,02 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 33,78 | |||||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 167,09 | 149,86 | 132,60 | 127,35 | 129,92 | -22,25 |
Дигорский муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 23,39 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 15,84 | |||||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 163,04 | 159,80 | 194,55 | 202,46 | 173,66 | 6,51 |
Ирафский муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 10,58 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | -0,46 | |||||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 221,37 | 221,31 | 251,74 | 253,29 | 245,95 | 11,10 |
Продолжение таблицы 3.7
Кировский муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 58,5 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 12804,84 | 14842,7 | 15544,3 | 15933,2 | 16155,6 | 26,17 |
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 159,01 | 174,05 | 196,2 | 188,07 | 199,76 | 25,62 |
Моздокский муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 29,77 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 61527,5 | 67,85 | ||||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 66,89 | 39,71 | 41,03 | 38,34 | 51,73 | -22,66 |
Правобережный муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 9,42 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 13,22 | |||||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 121,17 | 127,61 | 137,71 | 129,93 | 117,09 | -3,37 |
Пригородный муниципальный район | ||||||
Валовая продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 19,33 | |||||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, га | 25028,5 | 20904,5 | 22133,3 | 47,57 | ||
Показательэффективности Э (объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади) | 359,89 | 229,29 | 266,19 | 275,85 | 291,02 | -19,14 |
Как следует из данных табл. 3.7 наибольшими посевными площадями обладает Моздокский муниципальный район, кроме того, с 2011 по 2015 гг. они увеличились в 1,67 раза – с 36,66 до 61,53 тыс. га, что намного больше, чем у остальных муниципальных районов РСО-Алания. На втором месте по величине посевных площадей – Пригородный муниципальный район, в 2015 г. посевные площади составили 22,12 тыс. га. Третье место у Ардонского муниципального района с посевной площадью в 2015 г. – 21,09 тыс. га. Самые маленькие посевные площади у Алагирского муниципального района – 8,81 тыс. га.
Необходимо отметить, что все муниципальные районы РСО-Алания кроме Ирафского за 5 лет увеличили свои посевные площади на 11 – 67 % (Ирафский район сократил посевную площадь на 0,46 %).
Производство валовой продукции сельского хозяйства за 5 лет выросло во всех муниципальных районах республики. Наибольшие индексы прироста характерны для Кировского (58,5 %), Моздокского (29,77 %) и Дигорского (23,39 %) муниципальных районов.
Несмотря на достаточно оптимистичные результаты анализа деятельности муниципальных районов РСО-Алания в сфере сельского хозяйства, исследование рассчитанного показателя эффективности использования земельных ресурсов в районах республики дает несколько другие итоги.
На рис. 3.4 приведена динамика показателя эффективности использования земельных ресурсов, рассчитанного как отношение объема валовой продукции сельского хозяйства на единицу используемой земельной площади.
Как следует из приведенных данных с наибольшей отдачей используются земельные ресурсы в Алагирском и Пригородном муниципальных районах. Здесь среднее значение показателя эффективности за 5 лет составило 272,2 и 284,45 тыс. руб./га соответственно. Среди муниципальных районов республики лучше всего используются земли сельскохозяйственного назначения в Алагироском муниципальном районе, т. к. при наименьшей посевной площади в 8813 га, объем валовой продукции сельского хозяйства составил 2406,43 млн. руб. в 2015 г., и это вполне сопоставимо с валовой продукцией остальных районов республики, превышающих по посевной площади Алагирский район в 1,5 – 2 раза.
Самая низкая эффективность использования земельных ресурсов у Моздокского муниципального района, здесь она составляет 38 – 67 тыс. руб./га, что в 5 раз ниже, чем у района – лидера.
Рис. 3.4. Показатель эффективности использования земельных ресурсов в
РСО-Алания в разрезе муниципальных районов[37]
Необходимо отметить, что показатель эффективности использования земельных ресурсов снизился за 5 лет в половине муниципальных районов республики. Особенно резкое снижение этого показателя у Ардонского, Моздокского и Пригородного муниципальных районов, индекс снижения составил: -22,25 %, -22,66 %, -19,14 % соответственно.
Положительный прирост показателя эффективности с 2011 по 2015 гг. наблюдается у Кировского (25,62 %), Ирафского (11,1 %), Дигорского (6,51 %) и Алагирского (3,53 %) муниципальных районов.
Таким образом, проведенный анализ эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения муниципальными районами РСО-Алания показал, что предложенный показатель эффективности можно использовать для предварительной оценки сельскохозяйственного землепользования. Однако, для более детального изучения, а также выявления причин низкой эффективности и выбора способа организации эффективного использования земель необходимо рассмотрение всей системы показателей, предложенных в табл. 3.7.
Заключение
Земельные ресурсы выступают важной частью национального богатства, материальной и средообразующей основой общественного воспроизводства. Однако в настоящее время в экономике России сложилась институциональная модель земельных отношений, приведшая к нерациональным формам организации использования земельных ресурсов.
В выпускной квалификационной работе проведены исследования по результатам, которых можно сделать следующие выводы:
1. Управление земельными ресурсами в основном направлено на:
– увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;
– сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчётов между пользователями земельными ресурсами и органами власти;
– вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих земельные участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот.
2. Система органов государственного управления земельными ресурсами образует управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
3. Все земельные участки в пределах территории России независимо от их целевого назначения и формы собственности выступают объектом государственного кадастрового учета. Учету подлежат земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде. Учитываются также земли городских и сельских поселений, земли и границы субъектов РФ, муниципальных образований, территориальные зоны.
4. В РСО-Алания создана система управления земельными ресурсами региона, включающая: Органы законодательной власти РСО-Алания (Парламент), территориальные органы федеральной исполнительной власти (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания и Территориальное управление Росимущества в РСО-Алания; органы исполнительной власти РСО-Алания (Правительство РСО-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания), органы местного самоуправления. Специально уполномоченным органом, проводящим государственную земельную политику в РСО-Алания является Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания.
5. Система управления земельными ресурсами РСО-Алания функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: федеральном, республиканском и муниципальном (местном), комплексно реализующих единую государственную земельную политику. Такой подход обеспечивает защиту прав собственности и владения землей, охрану земель, эффективное развитие инфраструктуры на любых территориях, функционирование системы налогообложения земли, формирует порядок продажи или сдачи в аренду государственных и муниципальных земель.
6. Исследование структуры собственности на землю в РСО-Алания показало, что имеются следующие субъекты: государство, регион, муниципалитеты, юридические и частные лица. При этом, с 2009 по 2015 гг. произошли следующие изменения:
- в 5,6 раза увеличилась площадь земель, находящихся в собственности граждан, однако ее удельный вес составил всего 1,33 % от площади всей земли региона;
- в 33 раза увеличилась площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, но ее удельный вес составил всего 0,83 % от площади всей земли региона;
- увеличилась площадь земель в собственности республики в 1,4 раза по сравнению с 2013 г.;
- увеличилась площадь земель в собственности РФ в 1,2 раза;
- уменьшилась площадь муниципальных земель в 1,12 раза.
7. РСО-Алания является одним из самых малоземельных регионов РФ. Из всех регионов РФ РСО-Алания занимает 3 место по малоземельности, впереди только Республика Адыгея (779,2 тыс. га) и Республика Ингушетия (362,8 тыс. га). По состоянию на 2016 г. площадь РСО-Алания составляет 798,7 тыс. га. При этом более половины земельного фонды приходится на земли сельскохозяйственного назначения - 52,42 %.
В связи с этим большое значение имеет анализ рационального использования земель сельскохозяйственного назначения РСО-Алания. Из всех земель сельскохозяйственного назначения наибольшее значение для экономики региона имеют сельскохозяйственные угодья.
8. Наиболее ценной частью земельного фонда являются мелиорированные земли, на которых урожайность сельскохозяйственных культур бывает в 2-3 раза выше, а воздействие метеорологических условий значительно меньше. За годы перестройки, развала экономики, преобразований в сельском хозяйстве произошло значительное ухудшение состояния орошаемых земель, сократилась площадь фактически поливаемых земель[38]. Общая площадь орошаемых земель в республике составляет 76615 га или 19 % от общей площади сельскохозяйственных угодий. Если в 80-е годы прошлого столетия она поливалась полностью, то в 2010 году 32,8 тыс. га, а в 2015 году вообще не осталось орошаемых земель в РСО-Алания в хорошем состоянии.
9. Анализ проблем управления земельными ресурсами в РСО-Алания выявил следующее:
- не сформированы достаточные условия, нормы и правила владения, распоряжения, использования и присвоения земли. Имеет место захват земель, необоснованность заключенных арендных договоров, подставные оформления в землепользовании разных документов и т. д.;
- наблюдается почворазрушающий процесс землепользования. Влияющими факторами все больше становятся монокультурность, неграмотное и непропорциональное использование химикатов и удобрений, бессистемность применяемой техники и технологий, резкое снижение затрачиваемых материальных ресурсов на земельные улучшения;
- в горной зоне республики относительно большие площади земельных угодий длительное время используются бессистемно или вовсе не используются. Имеется в виду эпизодичность, низкий уровень специализированной освоенности методов землепользования, несоблюдение принципа экономической целесообразности, а также норм и правил, установленных законодательно. В горах возникают и проблемы малой контролируемости границ используемых земель;
- контролирующими органами постоянно выявляются различные нарушения в сфере земельных отношений. Системными нарушениями являются: занижение арендной платы за использование земли, использование земли без правоустанавливающих документов, отсутствие должного контроля со стороны ведомств за исполнением договорных условий.
10. Предложены следующие этапы решения проблем землепользования в РСО-Алания:
- Изъятие земель, которые используются неэффективно. При этом можно, применять следующие критерии: «не используются»; «используются не по назначению»; «пользователи не платят арендную плату».
- Проведение оценки эффективности кредитования в сфере землепользования по следующим параметрам:
- объем сумм кредитования и условия предоставления кредитов за последние 3–5 лет;
- отказы в кредитовании и причины, по которым они состоялись;
- характер использования (цели и реальное использование) кредитов, их экономическая и финансовая обоснованность;
- госучастие в кредитах: объемы и структурированность по направлениям использования земель и результативных показателей использования кредита.
- Произведение оценки предыдущего и настоящего положения дел с землепользованием в РСО-Алания: какие допущены упущения, сколько запущенных хозяйств и иных нарушений организационного и управленческого характера в землепользовании.
- Проведение оценки размеров площадей земель, которые используются, анализ сформированности и точности измерений. Необходимо четко обосновать правила для обоснованности дробления земельных массивов, а также для внесения органических и минеральных удобрений.
- Разработка стратегии использования земельных ресурсов в РСО-Алания. При этом необходимо учесть следующие факторы: концепция экономики землепользования; концепция экологизации землепользования; государственная структура и система управления (каковы земельные ресурсы и целесообразность); подлежат ли сложившиеся земельные отношения реформированию или нет; необходимость разработки новой модели управления земельными ресурсами, учитывая тот факт, что субъектами земельных отношений являются: государство (органы государственной власти), землевладельцы, землепользователи, граждане, владеющие земельными участками на праве собственности в пределах личных хозяйств.
11. Для предоставления комплексных услуг по управлению земельными ресурсами предложено создание единого земельного Интернет-портала региона. Такой портал должен стать универсальным инструментом управления земельными ресурсами региона, получения государственных услуг по земельным вопросам по принципу «одного окна», единой точкой доступа к распределённым информационным ресурсам и площадкой для взаимодействия поставщиков данных и пользователей.
12. Выявлено явное несоответствие базовых нормативов удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения: определенных Постановлением Правительства РФ и Постановлением Правительства РСО-Алания. А именно они учитываются при определении кадастровой стоимости земли, на основании которой должны рассчитываться и земельный налог, и величина арендных платежей, и другие платежи и налоги, возникающие при ведении земельных отношений.
Поэтому предложена система факторов, оказывающих влияние на процесс оценки земельных участков, учет которых в действующей методической базе системы государственной кадастровой оценки земель значительно ее усовершенствует.
13. Предложена система показателей, позволяющая оценить экономическую эффективность использования сельскохозяйственных земель.
Произведен расчет показателя эффективности использования земельных ресурсов, определяемый как соотношение объема валовой продукции сельского хозяйства к площади используемых земельных ресурсов.
Анализ рассчитанных данных показал, что показатель эффективности использования земельных ресурсов снизился за 5 лет в половине муниципальных районов республики. Особенно резкое снижение этого показателя у Ардонского, Моздокского и Пригородного муниципальных районов, индекс снижения составил: -22,25 %, -22,66 %, -19,14 % соответственно.
Положительный прирост показателя эффективности с 2011 по 2015 гг. наблюдается у Кировского (25,62 %), Ирафского (11,1 %), Дигорского (6,51 %) и Алагирского (3,53 %) муниципальных районов.
Самая низкая эффективность использования земельных ресурсов у Моздокского муниципального района, здесь она составляет 38 – 67 тыс. руб./га, что в 5 раз ниже, чем у района – лидера.
Проведенный анализ эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения муниципальными районами РСО-Алания показал, что предложенный показатель эффективности можно использовать для предварительной оценки сельскохозяйственного землепользования. Однако, для более детального изучения, а также выявления причин низкой эффективности и выбора способа организации эффективного использования земель необходимо рассмотрение всей предложенной системы показателей.