Глава 2. Анализ управления земельными ресурсами региона
(на примере РСО-Алания)
Анализ методов и форм управления земельными ресурсами
В РСО-Алания
Объективной основой организации и осуществления управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами. Кроме того, наличие двух взаимосвязанных форм рационального использования земли, таких, как организация (опосредованная форма) и осуществление ее хозяйственной эксплуатации (прямая форма), также влияет на выбор функций управления.
К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный кадастр недвижимости, мониторинг земель, земельный контроль.
Землеустройство – система государственных мероприятий, направленных на организацию земельной территории в целях рационального использования и охрана земель, создания благоприятной экологической обстановки, улучшения природных ландшафтов[12].
Определяющим на региональном уровне является создание государственного земельного кадастра как информационной основы управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений. Кроме того, необходимы внедрение экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель всех категорий и законодательное изменение принципов и правил налогообложения земли и другой недвижимости, учитывающих реальную рыночную стоимость земель.
В Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) создана система управления земельными ресурсами региона. В табл. 2.1 приведены полномочия органов государственной и муниципальной власти РСО-Алания в области земельных отношений.
Таблица 2.1
Полномочия органов государственной и муниципальной власти РСО-Алания в области земельных отношений
Наименование органа государственной власти | Полномочия |
Парламент РСО-Алания | - принимает законы РСО-Алания в области земельных отношений, осуществляет контроль за их исполнением |
Правительство РСО-Алания | - управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности РСО-Алания; - определяет специально уполномоченный орган исполнительной власти РСО-Алания по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности РСО-Алания |
Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания | реализацию единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; полномочия собственника имущества и земли, находящихся в государственной собственности РСО-Алания. |
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания | Ведение государственного кадастра недвижимости. Организация и осуществление мониторинга земельных ресурсов Государственный земельный контроль |
Территориальное управление Росимущества в РСО-Алания | Управление федеральными земельными участками: приватизация, аренда, купля-продажа и пр. |
Органы местного самоуправления | Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (не разграниченной) и муниципальной собственности в границах муниципальных образований, установление правил землепользования и ставок земельного налога и арендной платы. |
Органы исполнительной власти РСО-Алания | управление земельными ресурсами, на которых расположены подведомственные предприятия и организации |
Как следует из данных табл. 2.1 специально уполномоченным органом проводящим государственную земельную политику в РСО-Алания является Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания.
Основными задачами Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания являются:
- обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования государственного имущества и земельных ресурсов РСО-Алания;
- осуществление приватизации государственного имущества в пределах своей компетенции;
- осуществление в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность РСО-Алания и собственность муниципальных образований;
- методическое и правовое обеспечение процессов приватизации, управления и распоряжения республиканским имуществом и земельными ресурсами;
- защита в соответствии с законодательством Российской Федерации и РСО-Алания имущественных прав и интересов РСО-Алания;
- обеспечение и совершенствование функционирования системы учета республиканского имущества и земельных ресурсов и контроля за их использованием;
- координация деятельности республиканских органов исполнительной власти в области управления и распоряжения республиканским имуществом и земельными ресурсами, взаимодействие по указанным вопросам с органами местного самоуправления;
- разработка и формирование перспективных направлений государственной политики в области реформирования имущественных и земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания в пределах компетенции, определенной федеральным и республиканским законодательством;
- реализация федеральных и республиканских государственных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы и рациональным использованием земель, в пределах компетенции Министерства.
На рис.2.1 приведена организационная структура Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания.
Рис. 2.1. Организационная структура Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой РСО-Алания по представлению Председателя Правительства РСО-Алания.
Министр несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство.
Министр имеет трех заместителей. Заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РСО-Алания по представлению Министра государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания на срок, согласованный с Администрацией Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания[13].
Правовую основу регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция РСО-Алания[14]. Специальным нормативным актом, регулирующим земельные отношения в РСО-Алания является закон РСО-Алания «Об особенностях регулирования земельных отношений в республике Северная Осетия-Алания»[15], согласно которого приоритетными задачами земельной политики в Республике Северная Осетия-Алания являются:
1) обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и других категорий земель;
2) обеспечение рационального использования и охраны земель;
3) сочетание интересов РФ, РСО-Алания, муниципальных образований и иных участников земельных отношений;
4) сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения;
5) реализация иных полномочий РСО-Алания в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, система управления земельными ресурсами РСО-Алания функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: федеральном, республиканском и муниципальном (местном), комплексно реализующих единую государственную земельную политику. Такой подход обеспечивает защиту прав собственности и владения землей, охрану земель, эффективное развитие инфраструктуры на любых территориях, надежное функционирование системы налогообложения земли, формирует порядок продажи или сдачи в аренду государственных и муниципальных земель.
Статус земли как всеобщего условия труда, средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет целесообразность данного принципа. Вытекая из территориального верховенства государства (неотъемлемого элемента государственного суверенитета), государственное управление землями распространяется как на неиспользуемые, так и на находящиеся в пользовании земли независимо от форм прав на них.
В табл. 2.2 и на рис.2.2 приведено распределение земель РСО-Алания по формам собственности.
Таблица 2.2
Распределение земель РСО-Алания по формам собственности, тыс. га
Годы | Общая площадь | В собственности граждан | В собственности юридических лиц | В государственной и муниципальной собственности | из них | ||
в собственности РФ | в собственности субъекта РФ | в муниципальной собственности | |||||
798,7 | 10,6 | 6,6 | 781,5 | 290,3 | 45,5 | 445,7 | |
798,7 | 10,3 | 6,3 | 782,1 | 256,9 | 36,4 | 488,8 | |
798,7 | 8,4 | 4,6 | 785,7 | 255,8 | 32,1 | 497,8 | |
798,7 | 5,2 | 0,6 | 792,9 | 241,0 | н/д | н/д | |
798,7 | 4,2 | 0,5 | 794,0 | 241,0 | н/д | н/д | |
798,7 | 1,9 | 0,2 | 796,6 | 241,0 | н/д | н/д | |
Прирост, (снижение), % 2015/2009 | - | в 5,6 раз | в 33 раза | -1,9 | 20,5 | 41,7* | -10,5* |
* 2015/2013 гг.
Рис. 2.2. Структура собственности на землю в РСО-Алания, %,
на 01.01.2016 г.
Как следует из приведенных данных в структуре собственности на землю в РСО-Алания имеются следующие субъекты: государство, регион, муниципалитеты, юридические и частные лица.
Динамика структуры собственности (табл.2.2) свидетельствует о том, что с 2009 по 2015 гг. произошли следующие изменения:
- в 5,6 раза увеличилась площадь земель, находящихся в собственности граждан, однако ее удельный вес составил всего 1,33 % от площади всей земли региона;
- в 33 раза увеличилась площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, но ее удельный вес составил всего 0,83 % от площади всей земли региона;
- увеличилась площадь земель в собственности республики в 1,4 раза по сравнению с 2013 г.;
- увеличилась площадь земель в собственности РФ в 1,2 раза;
- уменьшилась площадь муниципальных земель в 1,12 раза.
Таким образом, можно констатировать, что в РСО-Алания идет преобразование земельных отношений рыночному принципу, опирающемуся на включение земельных ресурсов в экономический оборот, участвующих наряду с трудом и капиталом в процессе воспроизводства материальных благ. Однако, доля частной собственности на землю в РСО-Алания не превышает 2,16 % на 01.01.2016 г.
Вопросы о собственности на землю и об оптимальности ее структуры являются принципиальными, также как и вопрос о том, как научиться управлять процессом землепользования, влиять на принятие решений субъектами землепользования и землевладения в условиях развития частной формы собственности на землю и рынка земли, таким образом, реализовать государственную политику землепользования.
По общему правилу, пользование земельными участками осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к категориям земель.
Правовые основы взимания платежей сформулированы в законодательстве РФ и в специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 года[16], постоянно остающемуся в поле зрения законодателей, вносящих в него дополнения и поправки, а также в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В Северной Осетии приняты нормативные акты, устанавливающие размеры арендной платы за земельные участки, например, за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности республики[17]. Арендная плата устанавливается исходя из кадастровой стоимости земель различных категорий с учетом коэффициента к кадастровой стоимости.
По данным Минимущества, в настоящее время арендные платежи за пашню взимаются в диапазоне от 463 рублей до 2200 рублей за гектар в год в зависимости от кадастровой стоимости и, соответственно, плодородия, а также качества земли.
В результате мониторинга и анализа рынка аренды и субаренды земли установлено – большое количество арендованных земельных участков впоследствии сдается в субаренду, причем стоимость субаренды начинается с 6 000 рублей за гектар и в некоторых случаях доходит до 15 000 рублей за гектар.
В этой связи Минимуществом была проведена независимая рыночная оценка стоимости аренды земель сельскохозяйственного назначения с привлечением двух независимых оценщика, и оба дали заключение, что минимальный размер годовой стоимости арендной платы в разы больше и составляет 5500 рублей, а в некоторых случаях доходит до 20 000 рублей.
Таким образом, действующий размер арендной платы явно не соответствует рыночным реалиям и является экономически необоснованным. Фактически недополучаемые государством доходы по аренде получают лица, непосредственно не осуществляющие сельскохозяйственную деятельность и обработку земли. Кроме того, низкий размер арендной платы никак не соотносится с доходностью земельных участков. Этот факт подтверждается официальными данными Росстата РСО-Алания по рыночным ценам на основную сельхозпродукцию, произведенную в Северной Осетии в 2016 году (кукуруза, пшеница, картофель). Например, в Алагирском районе, где наиболее низкие средние урожаи по кукурузе – 6 тонн с одного гектара, можно получить доход в размере 55 154 рубля с одного гектара. Доходность от выращивания картофеля еще выше. Так, минимальная урожайность – 20 тонн с гектара предполагается в Ирафском, Алагирском, Дигорском районах. По официальным данным статистики оптовая цена картофеля в 2016 году составляла 13230,3 рубля за тонну, соответственно, доходность с гектара равна 264 606 рублям.
В министерстве госимущества и земельных отношений РСО-Алания уверены – учитывая вышеуказанные расчеты, предполагаемое увеличение арендной платы до 4400 рублей за 1 гектар в год не повлечет удорожания себестоимости продукции и увеличения розничных цен. Вместе с тем, увеличение ставок будет направлено на ликвидацию института субаренды как экономически нецелесообразного, а также, что немаловажно, повлечет рост доходов консолидированного бюджета республики на сумму свыше 160 миллионов рублей[18].
На повышение эффективности управления земельными ресурсами в РСО-Алания направлена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 гг., в частности подпрограмма № 6 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения РСО-Алания» на 2014-2020 гг. Цель данной подпограммы - воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.
Основные задачи, в области земельных отношений, которые призвана решить программа:
- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
- экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне
Объем финансирования подпрограммы № 6 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения РСО-Алания– 606 174,6 тыс. руб. или 12,3 % от всего объема финансирования на Госпрограммы. Структура финансирования приведена в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Объем и источники финансирования подпрограммы № 6 «Развитие мелиорации
земель сельскохозяйственного назначения РСО-Алания на 2014 – 2020 гг.»
Годы | Источники финансирования | Всего, тыс. руб. | ||
Средства федерального бюджета, тыс. руб. | Средства республиканского бюджета РСО-Алания, тыс. руб. | Средства внебюджетных источников, тыс. руб. | ||
Всего | 62090,4 | 22 383,0 | 521 701,2 | 606174,6 |
17972,0 | 2 800,0 | 55 139,6 | 75911,6 | |
0,0 | 2 800,0 | 62 059,5 | 64859,5 | |
18000,0 | 2 000,0 | 160 135,9 | 180135,9 | |
26118,4 | 4 283,0 | 144 366,2 | 174767,6 | |
0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
0,0 | 10 500,0 | 100 000,0 | 110500,0 |
Как видно из данных табл. 2.3 предполагаемый общий объем финансирования подпрограммы на 2014-2020 годы составляет 606 174,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 62 090,4 тыс. руб. или 10,2 %, республиканского бюджета РСО-Алания – 22 383,0 тыс. руб. или 3,69 %, внебюджетных источников – 521 701,2 тыс. руб. или 86,6 %. Необходимо отметить, что до начала реализации Программы на направление мелиорации и повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения были освоены средства в объеме 182 900 тыс. руб. за 2013 г. Источником риска в реализации программы могут быть средства внебюджетных источников – это средства частных инвесторов, наиболее подверженные влиянию негативных финансово-экономических процессов.
По данным ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания», в республике 92,8 тыс. га мелиоративных земель, из которых 76,7 тыс. га – орошаемые и 16,1 тыс. га – осушаемые. Из-за резкого ухудшения за последнее десятилетие технического состояния мелиоративных систем и особенно внутрихозяйственной оросительной сети сельхозтоваропроизводители республики имеют сегодня возможность орошать не более 12-13 тыс. га. К настоящему времени износ большинства сооружений мелиоративного назначения составляет до 70%. Из-за длительного срока эксплуатации многие гидротехнические сооружения мелиоративного назначения требуют реконструкции и ремонта.
Результаты инвентаризации орошаемых земель республики, проведенной межведомственной комиссией в 2011 г., показали, что ремонтно-восстановительные работы необходимо провести на площади 62,0 тыс. га на сумму более 11,5 млрд. рублей, приобрести 420 единиц поливальной техники. В связи с отсутствием у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств на эти цели им необходима государственная поддержка. Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства. Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение.
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо реализовать ряд мероприятий. Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания разрабатываются, утверждаются нормативным правовым актом: реестр объектов строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям РСО-Алания на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке; предварительный реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, планирующих вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ; перечень инвестиционных проектов в сфере производства, хранения и переработки продукции растениеводства, реализуемых на территориях проведения мелиоративных работ в РСО-Алания.