На какой ступени развития бхакти мы находимся?
Из того факта, что соблюдение Экадаши-враты признают благоприятным для обретения бхакти все наши ачарьи, а принятие благоприятного для развития бхакти и отвержение неблагоприятного Шрила Бхактивинода Тхакур относит к проявлению веры (комментарий к 1-ому стиху «Шри Упадешамриты»), можно сделать вывод, что отсутствие желания соблюдать Экадаши в соответствии с предписаниями «Хари-бхакти-виласы» свидетельствует об отсутствии или недостаточном развитии парамартхика-шрадхи – веры в слова гуру, шастр и ачарьев. Это подтверждают приведённые в эссе ситуации неповиновения Шриле Гурудэву. Шраддха – это первая ступень развития бхакти. На какой же ступени находимся мы? К бхакти приводит практика составляющих шуддха-бхакти, что немыслимо без шаранагати, предания Кришне, а шаранагати – это признак веры, шраддхи, проявлением которой является способность принимать всё благоприятное и отвергать всё неблагоприятное, которой мы не обладаем. Ну и каков же наш уровень? Шрила Бхактивинода Тхакур считает целесообразным подчеркнуть: шаранагати, шраддха и способность принимать благоприятное и отвергать неблагоприятное – это не составляющие шуддха-бхакти, а лишь необходимые условия для успешной практики этих составляющих. Всем ли понятно наше положение? Вот оно-то и является подлинной причиной того, почему мы не можем поститься в Экадаши.
Осознать своё падшее положение – это огромное преимущество! Утопающий хватается за соломинку, а мы имеем «спасательный круг» Шри Экадаши-дэви! В «Брахма-вайварата-пуране», цитируемой в «Хари-бхакти-виласе» (13.19-20), говорится:
«Когда кто-то чистит зубы и язык в дашами, чтобы соблюдать Экадаши-врату, у Ямараджа не остаётся надежд на эту личность: он аннулирует список его грехов, а воздерживающийся от пищи грешник отправляется в святую обитель Господа Вишну».
Это означает, что «воздерживающийся от пищи грешник» обретает тот же результат, что и падший брахман Васудэва, выполнивший нечаянно Нрисимха-чатурдаши-врату: он отправляется в обитель Вишну, обретая ту же преданность, которой обладал Прахлада Махарадж до садху-санги с Нарадой Муни. Этой «начальной» преданности Прахладе Махараджу хватило, во-первых, чтобы Нарада Муни, забирая беременную Каядху у полубогов, назвал его величайшим преданным Вишну, а во-вторых, чтобы внимательно слушать Хари-катху от Шри Нарады даже в неблагоприятных условиях пребывания в утробе своей матери. Последнее говорит об огромном вкусе к Хари-катхе и любви к Господу, которые имел в то время в своём сердце Прахлада Махарадж и которых нам катастрофически не хватает для совершения садхана-бхакти, адекватного руководству нашего возвышенного Шрилы Гурудэва. Однако этот вкус и любовь, как оказывается, мы можем обрести за один единственный правильно соблюдённый Экадаши! Но одного правильно соблюдённого Экадаши нам будет недостаточно, потому что наша цель – не Вайкунтха, а Голока! Нужна постоянная практика – как у обитателей Враджа. «Тот, кто строго соблюдает Экадаши, становится очень дорог Мне!» – говорит Кришна о тех, кто делает это всегда. У нас есть уникальная возможность создать фантастически благоприятные условия для совершенного бхаджана следующей жизни! Шрила Гурудэв сказал, что обрести Кришна-прему можно всего за одну жизнь, при условии, что бхаджан будет, как у Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами. Это значит, что без такого бхаджана можно миллионы жизней рассуждать о Кришна-преме, но только рассуждать, а мы-то хотим обрести её! Теоретики не могут в этом помочь. Нужны инструкции подлинных, стопроцентных манджари, какими являются наши ачарьи и Шрила Гурудэв.
«Старайтесь больше совершать бхаджан. Не пытайтесь понять бхакти за счёт интеллекта. Бхаджан постепенно поднимет вас на уровень понимания бхакти и нашей гуру-варги!» – многократно повторял Шрила Гурудэв.
«Отправиться в святую обитель Господа Вишну» означает также, что грешник, воздерживающийся в Экадаши от приёма пищи, достигает результата нама-абхаса, воспевания, свободного от совершения апарадх! Сколько времени и усилий требуется, чтобы возвыситься до нама-абхаса? Проходят десятилетия, а мы всё совершаем садхана-бхакти с мечтой избавиться от нама-апарадх! Здесь же отъявленный головорез, оказавшийся в Экадаши в тюремном карцере, лишённый воды, еды и неспособный заснуть из-за холода, автоматически и независимо от характера своих мыслей обретает милость и покровительство Шри Экадаши-дэви и за один этот день достигает Вайкунтхи – результата воспевания нама-абхаса!
«О брахман! Даже если поститься в Экадаши принуждает заключение в темницу царя, благо от такого поста будет, без сомнения, тем же самым!» (12.127).
А преданный, не соблюдающий правила Экадаши-враты, но повторяющий Святое Имя в перерывах между приёмами пищи, дневным отдыхом и ночным сном, может оказаться в аду, хотя и воздерживается от зернобобовых – таково свидетельство «Хари-бхакти-виласы»:
«Если вайшнав по небрежности ест [что бы то ни было – бхунджита] в Экадаши, всё его поклонение Вишну – впустую! Он достигает лишь темнейших из адов». («Хари-бхакти-виласа», 12.32).
Отсутствие способности соблюдать нирджал и бодрствовать в Экадаши однозначно свидетельствует об отсутствии реализации 1-ого стиха «Шри Упадешамриты». Попытки реализовать этот стих сами по себе не являются практикой шуддха-бхакти. Шрила Бхактивинода Тхакур называет их лестницей, ведущей к храму бхакти. Мы можем оставаться на ступенях этой лестницы бесконечно долго – до тех пор, пока не придёт реализация вачо вегам манасах кродха-вегам... С другой стороны, Шри Бхакти-дэви абсолютно независима: если будет на то её сладостная воля, она может войти в сердце при любой степени его осквернения, и усмирение шести страстей осуществится само собой. Об этом говорит первый комментатор «Шри Упадешамриты», Шри Радха-раман дас Госвами:
«С появлением бхакти шесть страстей, возбуждающих речь, ум, гнев, язык, желудок и гениталии, усмиряются сами собой» («Шри Упадешамрита», 1, ком.).
Итак, с появлением бхакти перманентный контроль всех побуждений тела, чувств и ума достигается автоматически! При такой способности, контроль языка, ума и желудка в течение одних экадашных суток не представляет даже малейшей трудности! Это значит, что отсутствие способности поститься в Экадаши однозначно свидетельствует о том, что бхакти ещё не вошло в сердце. Способность поститься в Экадаши не свидетельствует о бхакти – это способность одни сутки контролировать язык, желудок и ум; для этого даже не требуется реализация 1-ого стиха «Шри Упадешамриты», то есть постоянный контроль чувств. Но неспособность поститься в Экадаши однозначно свидетельствует и об отсутствии реализации 1-ого стиха «Шри Упадешамриты», и об отсутствии бхакти. Поэтому в эссе делается вывод: сенсационные сообщения о появлении маха-бхагавата-вайшнавов, получившие распространение после того, как Шрила Гурудэв вошёл в нитйа-лилу, могут быть проверены лакмусовой бумажкой способности соблюдать Экадаши так, как это рекомендовал и делал Шри Чайтанья Махапрабху и как это рекомендовали и делали вместе с Ним его вечные спутники. Если этой способности нет, можно поставить под сомнение подлинность такого маха-бхагаваты.
На самом деле, для соблюдения Экадаши-враты достаточно шраддхи, веры в предписания шастр, тем более ништхи, непоколебимой веры, не говоря уже о ручи, вкусе к воспеванию Святого Имени, который подчиняет себе все чувства и уносит воспевающего туда, где Харинама никогда не останавливается!