Удача рождения на территории Бхарата-варши

Анализируя слова Шрилы Гурудэва о возможности достичь совершенства в бхакти за одну жизнь, эссе подчёркивает неоспоримое превосходство духовной реализации преданных, имевших удачу родиться на территории Бхарата-варши.

Однажды западные ученики-грихастхи Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады пришли к своему гуру с идеей перевести «Ману-самхиту», поскольку прародитель человечества, Ману, даёт в этой шастре наставления по организации жизни, в том числе, грихастх. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж ответил им: «С точки зрения ведической традиции, вы – млечхи и яваны. Вам запрещено даже прикасаться к «Ману-самхите», не то, что браться за её перевод. Следуя моим наставлениям, вы можете возвыситься и стать вайшнавами, преданными Кришны. Но стоит вам вообразить себя брахманами и начать действовать независимо в таком настроении, как вы тут же возвращаетесь на свой уровень и вновь становитесь млечхами и яванами»...

Индийские вайшнавы – хранители бхакти. Очень опасно забывать это, как и думать, что каждый индиец – сад-гуру. В «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описал симптомы ступеней развития бхакти, поэтому, как только мысль о равенстве с индийскими вайшнавами посещает головы тех, кто родился в других странах, можно понять, что это утсаха-майи, ложная самоуверенность, характерная для нижнего уровня бхаджана-крийи (аништхита-бхаджана-крийи), третьей ступени развития бхакти. Объясняя характерное для утсаха-майи умонастроение, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит в пример сына брахмана, который, едва начав ходить в школу, пытается щеголять своими познаниями перед старшими, воображая себя великим учёным. Щегольство в бхакти чревато нешуточной опасностью: «Случается, что каништха-адхикари сходит с пути бхакти из-за того, что пытается занять положение гуру», – это слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады («Упадешамрита», 5, Анувритти). Воображать себя гуру – это значит любоваться своим отражением в кривом зеркале утсаха-майи. Поэтому желанием занять положение гуру страдают, главным образом, каништха-адхикари. Эссе напоминает тем, кто желает это помнить, а также тем, кто не хочет быть разочарованными: 1) бхакти – это не сентименты, а прекрасная реальность; энергию мантр во время посвящения передаёт не сотрясание воздуха, а реализация взаимоотношений с Божествами Намы и дикша-мантр; 2) претендующий занять положение гуру уже не гуру; подлинный вайшнав не имеет стремления воссесть на вьясасану; он пребывает в настроении тринад апи суничена и тех, кто обращается к нему за духовным посвящением, направляет к другим возвышенным вайшнавам, которых знает и которых считает более квалифицированными, чем он сам; только если Гуру или вайшнавы возлагают на него выполнение этой миссии, он принимает на себя это бремя – быть инициирующим гуру и ачарьей; 3) индийские вайшнавы – хранители бхакти; если есть в этом мире подлинные носители любви и преданности Кришне, то они, несомненно, среди них. Дело, разумеется, не в индийском гражданстве, а в том, что Верховный Господь являет Свои развлечения и Свои вечные обители, Дхамы, именно здесь, на территории Бхарата-варши. Из века в век Он приходит сюда в окружении Своих вечных спутников, и память о Его нисхождениях и играх сохраняется здесь не только в «Пуранах», но даже в устной традиции. Кришна даёт Своим преданным возможность родиться в столь благоприятной для духовного совершенствования среде, чтобы они могли продолжить начатое в предшествующих воплощениях развитие преданности Ему. Высокая концентрация в этой части нашей планеты квалифицированных преданных, которые являются вайшнавами из жизни в жизнь, обеспечена Самим Кришной, а не гунами материальной природы; если сад-гуру суждено низойти в этот мир, чтобы помочь кому-то из них завершить процесс садхана-бхакти и бхава-бхакти, то он родится, конечно же, в семьях возвышенных индийских вайшнавов, а не в странах далёких от ведической культуры. Важным является даже то, в каком месте Бхарата-варши родился преданный. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, наш дорогой Парам-гурудэв, выражал удивление, что Шрила Гурудэв, сумел проникнуть во все тонкости гаудийа-вайшнавизма, доступные только бенгальскому или орисскому сердцу, хотя родился чуть севернее, в штате Бихар. На высшем уровне восприятия трансцендентной реальности даже это имеет значение! А Шрила Гурудэв родился не где попало, а в семье возвышенных вайшнавов-брахманов Шри-сампрадайи, в брахманской деревне, в местах игр Господа Рамачандры; с детства слушал обсуждения «Рамаяны», «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» и был пропитан настроением высочайшей преданности Господу и любви к Нему, которое начал впитывать с молоком матери! Тем не менее, Шрилу Парам-гурудэва удивляет и приводит в восхищение способность Шрилы Гурудэва воспринять гаудийа-вайшнавизм во всей полноте и глубине. Что же говорить о нас, рождённых за пределами Индии?





Поспешность западных людей становиться гуру и давать инициации, несмотря на присутствие индийских вайшнавов, чьё преимущество в передаче дикша-мантр и самого настроения преданности они не видят, свидетельствует о ложной самоуверенности, утсаха-майе, и той тщеславной склонности каништха-адхикари, уводящей с пути бхакти, на которую указывал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. Это последняя тема эссе.

Конец «Части первой»

Харе Кришна!

Несостоявшийся слуга (дасабхас)

Шри Видагдхи Мадхавы

и Его Божественной Милости

Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа.

21.10.15, Вриндаван.

Наши рекомендации