Если не выплатил закат фитр по уважительной причине что делать?
Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос о человеке, который забыл отдать милостыню разговения своевременно.
Он ответил:«Несомненно, что в соответствии с Сунной милостыня разговения раздаётся до праздничной молитвы. Так велел поступать пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Однако в Ваших действиях нет греха. Вам достаточно отдать её после молитвы. Этого будет достаточно, хвала Аллаху. Даже если в хадисе сказано, что после молитвы милостыня разговения считается обычной милостыней, это не отвергает замены, не отвергает, что эта милостыня заменяет милостыню разговения. Мы надеемся, что она будет принята, и что милостыня разговения будет полной. Ведь Вы не отложили раздачу милостыни разговения намеренно, а забыли об этом.
Сказал Всевышний Аллах: „Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“ (сура „аль-Бакара“, аят 286).
Достоверно передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: „Сказал Великий и Всемогущий Аллах: „Я сделал“. Он ответил на мольбу о том, чтобы не взыскивать с верующих за то, о чем они забыли, и в чем они ошиблись“».
Источник: Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 14. С. 217.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является обязательным. Но если мусульманин забыл дать его, то нет на нем ничего (греха). Кроме как он обязан выплатить его, когда вспомнит, поскольку выплата закята аль-Фитр, является обязательным. Никому не дозволено сознательно задерживаться с выплатой закята аль-Фитра до времени завершения праздничной молитвы, по наиболее правильному мнению среди ученых. Так как Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) повелел мусульманам выплачивать закят аль-Фитр до праздничной молитвы».
Источник: «Маджмуъ фатауа» 14\217».
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«„Милостыня, что была отдана до молитвы, будет принята, а та, что была отдана после, будет считаться обычной милостыней“, если только у человека не было оправдания. Например, он забыл о ней и вспомнил только после молитвы, или он понадеялся на того, кто обычно отдает ее вместо него, а после узнал, что тот человек не отдал. В этом случае он должен её отдать после. Например, человек узнал об этом в праздничный день внезапно, и смог отдать её только после праздничной молитвы. Если у человека было оправдание так поступить, то нет греха в том, чтобы отдать её после молитвы. И она будет принята, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если человек проспал молитву или забыл о ней, то пусть совершит ей, как только вспомнит“.И если таковы слова пророка о молитве, о важном поклонении, которое должно совершатся своевременно, то остального поклонения они касаются тем более» Источник: Фатауа нурун ‘аля-д-дарб.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Запрещено человеку задерживать закят аль-Фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался, без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути, и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание».
Источник: «Маджму'у фатауа уа расаиль» 16\216.
Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос:
«Я не отдал милостыню разговения, так как праздник наступил внезапно. После Праздника Разговения у меня не было времени узнать о том, что я должен делать. Снимается ли с меня обязанность отдать милостыню, или я обязан ее дать?»
Он ответил:
«Милостыня разговения – обязательна. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал раздавать милостыню разговения“. Её обязан давать каждый мусульманин: мужчины и женщины, взрослые и дети, свободные и рабы. Если случилось так, что праздник наступил внезапно, и человек не дал ее, то её следует отдать в день Праздника, даже если это будет после молитвы. Так как если человек по уважительной причине не совершил вовремя обязательное деяние, то он обязан возместить это деяние после, как только уйдет эта причина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Тот, кто забыл помолиться, пусть совершит молитву тогда, когда вспомнит о ней. Нет у него никакого другого искупления“ (аль-Бухари № 597 и Муслим № 683).
Сказал Всевышний Аллах: „…и верши молитву, чтобы помнить обо Мне“ (сура „Таха“, аят 14).
Поэтому, брат, вы должны отдать её сейчас».
Источник: Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 20. С. 271.
Сказал шейх Ибн Усаймин:"Если же он не выплатил по уважительной причине, как например из-за забывчивости, или из-за того что не нашел бедняков в ночь праздника, то она будет принята от него".Источник: "Маджму фатауа уа расаиль Ибн Усаймин", 18/176.