Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
Упражнение 18
Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.
Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.
Упражнение 19
Диктанты со сменой ролей «учитель — ученик».
Это модификация графического диктанта. Ребенок диктует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует.
Упражнение 20
Взрослый дает ребенку задания.
Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.
Упражнение 21
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?
Упражнение 22
Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.
Упражнение 23
Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.
Упражнение 24
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».
Упражнение 25
Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.
Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.
Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал.
Можно предложить такие темы.
Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; появились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.
Упражнение 26
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.
1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнения на развитие динамической
И ритмической организации
Движений
Упражнение 27
Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.
1. Артикуляционные упражнения:
— открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
— язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
— втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;
— два раза пощелкать языком, один раз подуть;
— беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];
— беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].
2. Упражнения для рук:
— большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
— класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
— показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;
— из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец.
3. Упражнения для тела:
— наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
— помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
— топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
Упражнение 28
Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание:
— сопряженно, затем отраженно;
— одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;
— по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;
— с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке.
медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ
Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 2—7).
Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (см. рис. 2).
Рис. 2. Ручная поза звука [а] Рис. 3. Ручная поза звука [у]
«Окошко» «Трубочка»
Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (см. рис. 3).
Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (см. рис. 4).
Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (см. рис. 5).
«Хоботок» «Заборчик»
Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].
Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (см. рис. 6).
Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (см. рис. 7).
Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.
«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис. 8) + поза звука [э] (см. рис. 7);
Рис. 6. Ручная поза звука [ы] Рис. 7. Ручная поза звука [э]
Рис. 8. Ручная поза звука [j]
«ё» = [j] (см. рис. 8)+ поза звука [о] (см. рис. 4);
«ю» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [у] (см. рис. 3);
«я» = [j] (см. рис. 8) + поза звука[а] (см. рис 2).
При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.
Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы («окошко»), подчеркивает контрастность («заборчик — трубочка», «трубочка — хоботок»).
Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.
Упражнения
Упражнение 1
Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:
— в сопровождении ручных символов;
— без них;
— без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
А — И А — И — О у _ а — И — О
А —У У — А — И э — У — А — И
И — О И — О — Ы А — И — О — Ы
Ы — А Э — У — А И — Э — У - А
У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О
А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э
О — У О — У — А Э — О — У — А.
Упражнение 2
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Ребенок произносит ряд гласных:
— на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);
— громко (тише, совсем тихо);
— чередуя громкость в пределах одного ряда;
— со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);
— быстро (либо медленно).
Упразкнение 3
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:
— сосчитать количество звуков, произнесенных учителем;
— показать то же количество пальцев (выложить фишки);
— отстучать звуки молча;
— встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков;
— назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
— придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;
— угадать, символ какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными);
— загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;
— повторить звуки в обратном порядке.
РАБОТА НАД СЛОГАМИ
Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 9).
Рис. 9. Ручная поза звука [п]
При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.
Упражнения
Упражнение 1
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:
— с общим согласным:
МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;
— с общим гласным:
БУ — КУ — ВУ — НУ - ДУ;
— обратные:
АН — ЫН — ОН — ЭН — УН
ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;
— закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК— МОК— МУК— МЫК— МЭК
КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ
ТУК — МУК БОК — ВОК;
— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со
гласными:
БА — БЯ
АП — АПЬ
ВУ — ВЮ
УФ — УФЬ
МО - МЁ
ЕН — ЕНЬ;
Упражнение 2
Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается:
— сосчитать количество слогов;
— выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);
— сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка);
— определить одинаковый звук в ряду;
— придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);
— угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами;
— придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным;
— повторить ряд слогов в обратном порядке;
— повторить только первый и последний слог ряда;
— произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно);
— выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции);
— назвать первый (второй, третий) звук слога;
— составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а],чтобы в середине был гласный);
— сравнить два слога:
МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН — ПЫН.
РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ
Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения
Упражнение 1
Упражнение проводится в сопровождении ручных символов затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
— открытые и закрытые:
КНА - АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ
СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ
— с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА
ТКО - ТКЁ ТКО — ДГО
КМУ - КМЮ КМУ — ГМУ
СПЫ - СПИ СПЫ — ЗБЫ
ПТЭ — ПТЕ ПТЭ - БДЭ;
— цепочки слогов:
МНА - MHO — МНУ - МНЫ — МНЭ
ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ
ГМЕ - ГМЫ — ГМИ - ГМУ;
— слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА
СКО - КСО
ХТУ — ТХУ ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ.
Упражнение 2
Дополнительные задания.
Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается:
— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
— составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);
— придумать слог из двух согласных и одного гласного;
— сравнить слоги: НА —КНА,
АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР.
РАБОТА НАД СЛОВАМИ
I ЭТАП