Социально-экономические условия деятельности предприятия
Арендуемый ООО «Конгломерант» участок лесного фонда располагается на территории Выборгского муниципального образования Ленинградской области, в связи с этим ниже приводятся сведения по данному району.
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области расположено в северо-западной части Ленинградской области на Карельском перешейке. Северо-западная граница муниципального района совпадает с Государственной границей Российской Федерации (с Финляндией). Муниципальный район граничит с Республикой Карелия на севере и Санкт-Петербургом на юго-востоке, с Приозерским, Всеволожским муниципальными районами по суше, а также с Ломоносовским и Кингисеппским муниципальными районами Ленинградской области по акватории Финского залива. Границы Выборгского муниципального района установлены законом Ленинградской области от 10 марта 2004 года №17-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе»; этим же областным законом административным центром муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области определён город Выборг, расположенный в 132 км от Санкт-Петербурга (рис. 4.2).
Территория района составляет около 7431,4 кв. км, он вытянут с севера на юг на 140 км, с запада на восток – на 90-100 км.
В состав района входят 12 поселений, в том числе 7 городских и 5 сельских. Количество населенных пунктов – 181, в том числе городских - 8, сельских – 173. Численность населения по данным паспортов муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Выборгский район» составила на 01.01.2015 г. 204773 чел., в том числе 75,3 % (154 209 чел.) – городское население и 24,6 % (50547 чел.) сельское население.
Рис. 4.2. Расположение Выборгского муниципального района
в границах Ленинградской области
Экономико-географическое положение района характеризуется несколькими факторами, главные из которых:
- Приграничное положение с Евросоюзом, в данном случае с Финляндией;
- Выход к морю и наличие достаточно крупных портов;
- Близость и хорошая транспортная доступность до областного центра – Санкт-Петербурга с 5-миллионным населением, то есть наличие крупного рынка сбыта продукции местной промышленности.
В связи с этим, район имеет хорошо развитую транспортную сеть и высокий уровень обеспеченности территории путями сообщения.
Основу транспортной сети муниципального района составляют:
- Железные дороги основных направлений: Санкт-Петербург – Хельсинки (является составляющей 9-го интермодального транспортного коридора), Выборг – Хийтола, Санкт-Петербург – Зеленогорск – Приморск – Выборг, Каменногорск – Лосево (новый альтернативный маршрут грузового движения по железной дороге в трансграничном сообщении и на подходе к портам Приморск. Высоцк и Выборг);
- Автомобильная дорога «Скандинавия», дополненная идущими в этом же направлении основными региональными автодорогами Зеленогорск – Приморск – Выборг, и Молодёжное – Черкасово;
- Морские торговые порты и терминалы (Выборг, Высоцк, Приморск);
- Сайменский канал, соединяющий внутреннюю водную систему озер в Финляндии с Финским заливом по территории Российской Федерации.
Удобное транспортное положение, сочетание 4-х видов транспорта (морского, речного, железнодорожного, автомобильного) превратило район в значительный транспортный узел регионального, федерального и международного уровней.
На территории района в настоящее время осуществляют деятельность предприятия большинства отраслей народного хозяйства. Основные виды деятельности: промышленность, представленная добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, строительством, а также сельское и лесное хозяйство.
В структуре экономики Выборгского района промышленность и транспорт стабильно, начиная с 2006 года, занимают лидирующие позиции: промышленность – 45,1 %, транспорт и связь - 32,4 %. Потребительский рынок составляет 8,3 %, строительство 5,7 %, сельское и лесное хозяйство - 4,9 %, прочие отрасли более 3%.
На территории района функционируют свыше 5700 хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в том числе в отраслях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 1009, промышленности - 496, строительства - 411, транспорта -483, на потребительском рынке 1143, муниципальных учреждений - 307, прочие виды деятельности - 264.
Промышленное производство выросло на 16,8%, сохраняется положительная динамика развития сельскохозяйственной отрасли района (14,6%), на 16,3% вырос оборот оптовой и розничной торговли, более чем на 30% выросли инвестиции в реальный сектор экономики, из них свыше 90% направлено в основной капитал предприятий промышленности и транспорта, стабильно наращиваются объемы ввода жилой площади.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций, занятых в экономике района за январь–декабрь 2014 г. составила 35587 чел. и сократилась по сравнению с 2013 г. на 9,1 % (или на 3575 чел.).
Среднемесячная заработная плата в январе – декабре 2014 г. по кругу крупных и средних предприятий, составила 35991,9 руб., что ниже среднего уровня по Ленинградской области на 0,7 %., однако она выросла по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 4,8 %.
Номинальный прирост заработной платы на протяжении всего 2014 г. был ниже уровня 2013 г., что на фоне постепенного ускорения инфляции привело к нарастающему отставанию в темпах роста реальной заработной платы. Темп роста начисленной заработной платы работников, занятых в экономике района в 2014 году составил 104,8 % к предыдущему году, что в 2 раза ниже чем за предыдущий год.
Средняя номинальная заработная плата работников в 2014 году обеспечила 4,9 прожиточных минимума трудоспособного населения, установленного в Ленинградской области. Разрыв в оплате труда в самой высокооплачиваемой сфере экономики района (транспорт) и низкооплачиваемом виде деятельности (предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) составляет 2,1 раза (таблица 4.1).
Таблица 4.1
Среднемесячная начисленная заработная плата в январе-декабре 2014 г.
в расчете на одного работника по видам деятельности*
Вид экономической деятельности | Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. | в % к соответствующему периоду 2013 г. | к среднему уровню, % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 32725,0 | 100,1 | 90,9 |
Обрабатывающие производства | 41501,1 | 103,7 | 115,3 |
Строительство | 34720,3 | 55,8 | 96,5 |
Добыча полезных ископаемых | 39537,0 | 109,2 | 109,8 |
Производство и распределение энергии, газа, воды | 35463,4 | 106,5 | 98,5 |
Гостиницы и рестораны | 24291,7 | 130,4 | 67,5 |
Транспорт и связь | 50383,0 | 106,4 | 140,0 |
Финансовая деятельность | 39322,5 | 120,0 | 109,3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 29064,6 | 109,1 | 80,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 40249,4 | 100,7 | 111,8 |
Образование | 27135,6 | 110,3 | 75,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 28639,8 | 114,9 | 79,6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных, персональных услуг | 23611,0 | 107,3 | 65,6 |
Средняя заработная плата по МО «Выборгский район» | 35991,9 | 104,7 |
*- по кругу крупных и средних организаций
Основной рост заработной платы приходится на предприятия транспорта и промышленности. Эти отрасли производства остаются лидерами по уровню заработной платы среди других отраслей Выборгского района, и их уровень остается выше среднего значения в экономике района. Так в 2014 году заработная плата на транспорте составила 50383 руб. (темп роста к предыдущему году составил 106,4%), в промышленности - 40759 руб.(105,9%).
По данным Выборгского РОГС о просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам по состоянию на 01.01.2015 г. задолженность составляла 13631 тыс. руб.
Главной задачей в этой области является поэтапное повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы путём повышения, как тарифных ставок, так и создания действенной системы стимулирования за результат.