Различают социально-экономические и производственные условия труда

Социально-экономические условия труда включают всё то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т.д.)

Производственные условия труда - это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Средства труда и предметы труда создаёт человек, поэтому он является компонентом труда как системы.

Труд - ведущий фактор производства.

Труду свойственны определённые функции, которые выражаются в том, что труд - это:

- способ удовлетворения потребностей (первая важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

- создатель общественного богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

- творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития - формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

- творец (ваятель) человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

- сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своих действий).

В мире с начала 70-х годов минувшего столетия всё большее значение приобретает идея гуманизации экономики, что подразумевает во взаимодействии материальных и человеческих ресурсов смещение акцента в сторону интересов человека. В результате под воздействием НТП и реализации его достижений общество движется к гуманизации труда.

В экономически развитых странах прилагаются значительные усилия для улучшения условий труда, развития общего и профессионального образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечения населения жильём, высококачественными бытовыми услугами и т.д. Таким образом, происходит переход к новому, ориентированному на гуманистические ценности, состоянию общества, под воздействием совершенствования техники и технологий в результате влияния научно-технического прогресса меняются содержание, характер и условия труда.

Гуманизация труда и производства является многоаспектной проблемой, решение которой предполагает использование социально-экономических, материально-технических и организационно-экономических факторов. Её основными целями является содействие росту содержательности труда, наиболее полному приспособлению материально-технической базы производства к человеку, широкому участию работников в процессах управления и решения производственных задач на предприятиях.

На практике гуманизация труда обеспечивается путём создания соответствующей нормативно-правовой базы, создания и реализации специальных отраслевых и региональных программ, действия коллективных договоров на предприятиях.

Программа гуманизации труда включает в себя следующие составные элементы:

- повышение содержательности труда, путём осуществления совмещения функций работников основного и вспомогательного производства, контроля над качеством продукции, некоторых организационно-экономических функций, путём группирования нескольких разнородных операций и т.д.;

- развитие коллективных форм организации труда;

- демократизация управления;

- широкое привлечение работников к управлению производством;

- улучшение условий труда;

- рационализация режимов труда и отдыха.

В результате гуманизации труда у работников происходит развитие чувства причастности к общему делу, труд приобретает творческий характер, становится более самостоятельным и т.д. Это, в свою очередь, содействует созданию благоприятного климата в коллективе, атмосферы доверия и добросердечности, что способствует повышению результативности трудовой деятельности, как для самого человека, так и для общества в целом.

2.2. Содержание, характер и виды труда

Содержание труда - это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Они охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащённости, степень разнообразия трудовых функций и т.д. Содержание труда предъявляет определённые требования к образованию, квалификации, способностям индивида.

К главным факторам, изменяющим содержание труда следует отнести:

- развитие средств производства;

- научно-технический прогресс;

- преобразование техники и технологии производства.

По содержанию различают.

- труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, образования, культуры и искусства, в других сферах;

- труд в отдельных отраслях материального и нематериального производства, например, труд в машиностроении, в лёгкой и пищевой промышленности, в строительстве и т.д.;

- труд отличают по видам деятельности, например, труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, учёного, инженера, рабочего, фермера и т.п.;

- труд различают по профессиям и специальностям.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности.

Характеризуя виды труда, следует иметь в виду, что труд всегда является одновременно и физической и умственной деятельностью.

Разделение на духовный и физический труд может происходить с учётом того, на сколько человек прилагает преимущественно духовные или преимущественно физические силы для развития своей личности и получения доходов за труд.

Подразделение труда в зависимости от вида деятельности

Вид труда Преимущественно интеллектуальная деятельность Преимущественно физическая деятельность
Творческий труд Конструктор Писатель Скульптор Художник
Руководящий труд Предприниматель Менеджер Ремесленник Заведующий складом
Исполнительный труд Консультант Референт Квалифицированный рабочий Подсобный рабочий

Виды труда можно выделить в зависимости от выбранных критериев (позиций) оценки.

Деление труда в зависимости от образования:

Труд, требующий большой предварительной подготовки. Он характеризуется обучением в течение нескольких лет со сдачей итогового экзамена государственной комиссии.

Труд, не требующий большой предварительной подготовки. Подготовка осуществляется в течение нескольких дней или недель на рабочем месте или на краткосрочных курсах.

Классификация видов труда по группам признаков

По характеру и содержанию труда По предмету и продукту труда По средствам и способам труда По условиям труда
Труд Труд Труд Труд
- наёмный и - научный, - ручной - стационарный и
частный; инженерный, (технический и передвижной;
- индивидуальный управленческий, невооружённый), - наземный и
и коллективный; производственный; механизированный подземный;
- по желанию, - предприниматель- и автоматизирован- - лёгкой, средней
необходимости и ский, ный тяжести и тяжёлый;
принуждению; инновационный; (компьютерный); -привлекательный и
- физический и - промышленный, - низко-, средне- и высокотехнологичн ый; непривлекательный;
умственный; сельскохозяйствен - свободный и с
- репродуктивный ный, различной степенью
и творческий; транспортный, - с различной степенью участия человека регламентации
- разной степени коммуникационный  
сложности    

- Труд, не требующий никакой подготовки. Рабочая сила может быть использована на простых видах труда без обучения (грузчики, подсобные рабочие и т.д.)

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства: частный труд (труд собственника или арендатора) и наёмный труд.

Структурный характер труда формируется под влиянием особенностей содержания труда с точки зрения двух главных параметров -степени интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное (руководители, специалисты, рабочие, ученики), технологическое (цеха и участки предприятия - литейные, штамповочные и т.д.), предметное ('специализация производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определённых видов продукции), профессиональное (характеризуется знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определённого вида работ) и квалификационное (определяется различием работ по сложности).

Итак, всё, что связано с трудом, трудовой деятельностью человека имеет для него первостепенное значение. В процессе труда человек имеет возможность реализовать свои способности, приобретённые знания и навыки. Благодаря доходам, получаемым за труд, он может обеспечить материальное благополучие для себя и членов своей семьи, реализовать свои социально-культурные потребности и т.д. В результате трудовой деятельности людей, предприятий, на которых они работают, создаются национальный доход, материальные и духовные богатства, условия и возможности для эффективного функционирования государства. Вот почему изучение всего разнообразия проблем, связанных с экономикой труда и социально-трудовыми отношениями является столь важным.

Термины и понятия

Деятельность; труд; трудовая деятельность; нетрудовая деятельность; предметы труда; средства труда; условия труда; субъект труда; содержание труда; характер труда; виды труда; гуманизация труда

Вопросы и задания для контроля знаний

1. Раскройте понятие «предметы труда»

2. Что представляют собой средства труда?

3. Что понимается под условиями труда?

4. В чём состоит отличие производственных и социально-экономических условий труда?

5. Перечислите функции труда

6. Раскройте понятия «гуманизация экономики», «гуманизация труда»

7. Какими путями обеспечивается гуманизация труда?

8. Что включает в себя программа гуманизации труда?

9. Раскройте понятия «деятельность», «труд»

10.Назовите критерии по которым отличается трудовая деятельность от нетрудовой

11.Какими могут быть цели трудовой деятельности?

12.Назовите аргументы, которые дают основания утверждать, что трудовая деятельность по своей природе является общественной

13.Раскройте понятие «содержание труда»

14.Воздействие каких факторов ведёт к изменению содержания труда?

15.Что понимается под характером труда?

16.Охарактеризуйте известные вам виды труда

РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА КАК СФЕРА ТРУДОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества

Глава 4. Социально-трудовые отношения как система

Глава 5. Социальное партнёрство

Глава 6. Рынок труда и его регулирование

Глава 7. Социально-трудовые отношения занятости

Глава 3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества

3.1. Население как субъект демографических, экономических и социальных процессов и явлений

3.2. Трудовые ресурсы общества

3.3. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов

3.4. Демографическая и социальная мобильность трудовых ресурсов

3.5. Методы прогнозирования и планирования потребности в трудовых ресурсах

3.6. Трудовой потенциал общества: понятие, структура и показатели

3.7. Человеческий капитал общества

3.1. Население как субъект демографических, экономических и социальных процессов и явлений

Состояние и развитие общества в значительной степени определяются численностью и составом населения.

Население - это естественно - исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающих на определённой территории - в селе, городе, районе, регионе, стране.

Население как субъект демографических процессов и явлений

подвержено изменениям вследствие рождаемости и смертности; как субъект экономических процессов и явлений оно участвует в производстве и потреблении продуктов, товаров и услуг; как субъект социальных процессов и явлений оно живёт и взаимодействует в социуме.

Население характеризуется и как элемент производительных сил, и как носитель производственных отношений.

Населению присуще самовоспроизводство.

Среднегодовая численность населения определяется на середину года как средняя арифметическая численность населения на начало и конец года или путём прибавления к начальной численности половины её прироста.

Положительная разница между числом родившихся и числом умерших называется естественным приростом населения.

Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. К этой группе населения в соответствии с методикой МОТ относятся лица в возрасте 15-70 лет как занятые, так и безработные, которые желают получить работу.

Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле:

Различают социально-экономические и производственные условия труда - student2.ru

где УЭАН - уровень экономической активности населения, %;

ЭАН - численность экономически активного населения, чел;

Н - общая численность населения в стране, чел.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав экономически активного населения. К этой категории населения относятся:

- учащиеся, студенты, курсанты, обучающиеся на дневных отделениях в учебных заведениях;

- лица, которые получают пенсию по возрасту или на льготных условиях или по инвалидности;

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

- лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав возможности найти ту, которая их удовлетворяет;

- иные лица, у которых нет необходимости работать независимо от источников дохода.

3.2. Трудовые ресурсы общества

Трудовые ресурсы - это часть трудоспособного населения, которая обладает физическими и умственными способностями, а так же знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

Следует учесть, что всё население в зависимости от возраста делится:

- на лиц, младших трудоспособного возраста (от рождения до 16 лет включительно);

- на лиц трудоспособного (рабочего) возраста ( женщины - с 16 до 54 лет, мужчины - с 16 до 59 лет включительно);

- на лиц старше трудоспособного возраста, т.е. лиц, достигших пенсионного возраста (женщины - с 55 лет, мужчины - с 60 лет).

В зависимости от способности трудиться население делят на лиц трудоспособных и нетрудоспособных. К нетрудоспособным лицам в трудоспособном возрасте относятся инвалиды 1 и 2 групп, а к трудоспособным лицам в нетрудоспособном возрасте - работающие подростки и пенсионеры по возрасту.

К трудовым ресурсам относятся:

- население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп, неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях (женщин, родивших 5 и более детей, воспитывающих их до 8 лет; лиц, вышедших на пенсию ранее установленного срока в связи с тяжёлыми и вредными условиями труда, по выслуге лет);

- работающие лица пенсионного возраста;

- работающие лица, не достигшие 16 лет.

Для характеристики трудовых ресурсов используются следующие показатели:

- показатель рождаемости - отношение числа родившихся к среднегодовой численности населения в расчёте на 1000 чел.;

- показатель рождаемости за определённый период;

- абсолютный прирост трудовых ресурсов - разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец года с учётом сальдо миграции (сальдо миграции представляет собой разность между числом прибытий и выбытий, оно может быть как положительным, так и отрицательным);

- соотношение трудовых ресурсов по возрасту (по возрастным группам):

1 группа - от 1 б до 29 лет;

2 группа - от 30 до 49 лет;

3 группа - от 50 до 54 лет;

4 группа - от 55 до 60 лет.

- структура трудовых ресурсов по полу (имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по отраслям, профессиям, территориям);

- структура трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовки - отражает интеллектуальный потенциал общества: чем он выше - тем эффективнее экономика, могущественней страна.

3.3. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов

Под воспроизводством населения понимается процесс постоянного возобновления поколений людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности.

Характеризуя воспроизводство населения, следует выделить его типы, а также виды движения.

Различают три типа воспроизводства населения.

- расширенное, когда число рождений превышает число смертей;

- простое, когда нет прироста населения;

- суженное, когда смертность превышает рождаемость, т.е. происходит абсолютное сокращение населения.

Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Рождаемость и смертность рассчитываются на 1000 человек населения (в промилле) и измеряются с помощью коэффициентов:

Крродср х 1000 и Ксумср х 1000,

где Кр и Кс - коэффициенты соответственно рождаемости и смертности;

Чрод - число родившихся за год;

Чум - число умерших за год;

Чср - среднегодовая численность населения.

Воспроизводству населения присущи демографический, экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т.п. С этой точки зрения важным является выделение видов движения населения.

Виды движения населения: естественное, миграционное, социальное, экономическое определяются особенностями численности и состава населения в стране в целом и её отдельных регионах.

Естественное движение населения - это результат процессов рождаемости и смертности людей. В зависимости от того, какие процессы преобладают, имеет место естественный прирост или естественное сокращение населения.

Миграционное движение населения связано с его перемещением в пределах страны - внутренняя миграция, либо с изменением страны постоянного проживания - внешняя миграция. Внешняя миграция связана с понятиями эмиграция - выезд за пределы страны, и иммиграция - прибытие из других стран.

Социальное движение населения проявляется в изменении образовательной, профессиональной, национальной и других структур населения. Каждое новое поколение отличается от предыдущего уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационной структурой, структурой занятости, половозрастным составом и т.д.

Экономическое движение населения связано с изменением его трудовой активности. Так под влиянием определённых факторов (возраст, состояние здоровья, ситуация на трынке труда и т.д.) экономически активное население переходит в группу экономически неактивного или наоборот.

Естественное, миграционное, социальное и экономическое движение населения взаимозависимы и взаимосвязаны. В совокупности они определяют численность и качественные характеристики населения.

С воспроизводством населения тесно связано воспроизводство трудовых ресурсов.

Процесс воспроизводства трудовых ресурсов условно можно разделить на отдельные фазы:

- фазу формирования трудовых ресурсов, которая характеризуется естественным воспроизводством, т.е. рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста; восстановлением способности к труду у существующих работников, для чего им необходимы продукты питания, одежда, жильё, другие предметы потребления и услуги на уровне социальных потребностей общества; получением образования, специальности, трудовой квалификации;

- фазу распределения и перераспределения трудовых ресурсов, на которой происходит разделение работников по видам работ, роду деятельности, а также по организациям, предприятиям, районам, регионам страны с учётом половозрастной структуры, физических данных и здоровья, их движение в соответствии со спросом и предложением на рынке труда;

- фазу использования трудовых ресурсов, суть которой заключается в использовании трудовых ресурсов на предприятиях, в учреждениях и организациях, в экономике страны в целом.

Формирование, распределение и перераспределение, использование трудовых ресурсов тесно связаны с воспроизводством населения, особенностями развития демографической и социально-экономической ситуации в регионе, стране.

В свою очередь, воспроизводство трудовых ресурсов тесно связано с воспроизводством рабочей силы.

Процесс воспроизводства рабочей силы делится на следующие органично связанные между собой фазы.

- формирование;

- распределение и перераспределение (характеризуется отнесением рабочей силы к определённым группам видов работ, рода деятельности, предприятиям, организациям, районам, регионам страны);

- использование (осуществляется в процессе работы на предприятиях, в организациях, учреждениях).

Формирование рабочей силы, являясь составной частью её воспроизводства, находится в постоянной взаимосвязи с воспроизводством общественного продукта и представляет собой постоянное и беспрерывное обновление количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Воспроизводство рабочей силы осуществляется по следующим типам.

- экстенсивному, который характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов в регионе или стране в целом без изменения их качественных характеристик;

- интенсивному, для которого характерно изменение качества трудовых ресурсов: рост квалификации, физических и умственных способностей трудовых ресурсов.

Основной источник пополнения рабочей силы составляет молодёжь, которая вступает в трудоспособный возраст.

Формирование рабочей силы, как составная часть её воспроизводства, характеризуется:

- естественным воспроизводством населения, т.е. рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста;

- накоплением людьми физических и духовных данных, в т.ч. здоровья;

- овладением специальностью, профессией, путём получения общего и специального образования и прохождения квалификационной подготовки и переподготовки;

- восстановлением способности к труду у занятых трудом работников (для этого им необходимы продукты питания, одежда, жильё, а также все составляющие инфраструктуры современного существования человека).

Значительно влияние общеобразовательного и профессионального уровня на качество трудовых ресурсов, поскольку именно человек приводит в действие средства производства и с их помощью создаёт материальные блага. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор.

В процессе воспроизводства рабочей силы огромная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. При этом подготовка рабочей силы должна быть направлена на некоторое опережение её развития по сравнению с имеющимся в данный момент техническим уровнем производства.

Опережающее развитие личностного фактора создаёт предпосылки для быстрой адаптации работников к имеющимся условиям труда, стимулирует развитие творческого подхода к трудовому процессу. Полученные в процессе обучения знания поднимают средний уровень развития трудовых ресурсов на более высокую ступень.

Уровень образования определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, долей специалистов с высшим образованием. Он характеризуется также таким показателем как процент грамотности.

Потребности общества в ресурсах труда можно рассматривать в трёх направлениях: производственном, воспроизводственном и личностном.

Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имеющихся рабочих мест, требующих определённой профессионально-квалификационной специализации и фактической численностью работников соответствующего профиля.

Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекаемой в производство рабочей силой соответствующего профессионально - квалификационного профиля.

Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающими растущим потребностям работников.

Профессионально-квалификационная структура работников представляет собой их первичную кооперацию по профессиям и квалификации, в рамках которой происходит непосредственное соединение средств производства и рабочей силы. Вместе с тем, определяющая роль техники в формировании профессионально-квалификационного состава работников предполагает активное влияние квалификации на развитие вещественных элементов производства.

Таким образом, зависимость профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов от структуры технического базиса выражает объективную закономерность - изначальную определяющую роль вещественных элементов производства в формировании работников по профессии и квалификации. В свою очередь, как показано выше, качество трудовых ресурсов в значительной степени зависит от их общеобразовательного и профессионального уровня.

Важную роль в процессе воспроизводства трудовых ресурсов играет осуществление профессиональной ориентации.

Профориентация это система научно обоснованных мер по подготовке к выбору профессии с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Значение профессиональной ориентации состоит в том, что она способствует рациональному распределению трудовых ресурсов, развитию личности, раскрытию её потенциальных возможностей, создаёт условия для интенсификации процесса обучения.

Профессиональная ориентация включает.

- профессиональное консультирование;

- профессиональное обучение;

- профессиональный отбор;

- профессиональную подготовку.

Профориентация начинается с общеобразовательной школы, с ознакомления учащихся с отраслями экономики и их потребностями в кадрах, формами профессиональной подготовки, возможностями трудоустройства. Благодаря работе по профессиональной ориентации у молодёжи формируется интерес к определённым специальностям, готовится фундамент для выбора профессии. Профориентация в общеобразовательной школе проводится под руководством и с участием Министерства образования и науки, Министерства труда и социальной политики, государственной службы занятости.

К мероприятиям профориентации относятся:

- дни открытых дверей в вузах и на предприятиях;

- работа кружков и секций;

- информирование через средства массовой информации. Профориентация - это важный элемент, способствующий повышению конкурентоспособности молодёжи на рынке труда.

Профориентация имеет давнюю историю. Уже в 1575 г. в Испании вышла книга доктора Уарта «Исследование способностей к наукам», которую можно считать первым научным трудом, отразившим изучение индивидуальных способностей с целью профессионального отбора.

На рубеже XIX - XX столетий в США организуется первое бюро по выявлению профессиональных способностей человека, которое выполняло две функции:

- с помощью тестов выявляло наклонности, способности человека;

- сравнивало выявленные способности с требованиями профессии. Данные функции сохранены бюро по профориентации и в настоящее

время.

На воспроизводство трудовых ресурсов значительное влияние оказывает действующая система общеобразовательной и профессиональной подготовки работников, возможность получения ими профессии, специальности, определённой квалификации.

Профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего определёнными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретёнными в результате специальной подготовки и опыта работы;

Специальность - это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для осуществления которой необходимы определённые знания, умения и навыки, приобретённые путём специальной подготовки;

Квалификация - это степень общей и профессиональной специальной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определённого вида работ.

Например: рабочий (профессия) токарь (специальность) б разряда (квалификация).

Определение квалификации отражается в присвоении работнику соответствующего тарифного разряда. Показателем квалификации являются так же диплом, звание, учёная степень.

Рост общеобразовательных и специальных знаний является, наряду с другими, ведущим фактором экономического роста страны.

С развитием научно-технического прогресса потребность в знаниях растёт, т.к. объём информации удваивается каждые 10 - 15 лет. Современное производство усложняется, меняется его характер с внедрением информационных и других новых технологий, новых видов энергии, материалов. Уменьшается значение физического труда, растёт использование умственного интеллектуального труда (за последние 100 лет доля физического труда снизилась с 90% до 10%). Если промышленная революция увеличила возможности человека в 1000 раз, электроника - в 100 тыс. раз, то информационная революция увеличивает возможности человека в сотни миллионов раз.

Производительность труда, его эффективность зависят не только от применяемой техники, но и от умения управлять ею. Расчёты показывают, что отдача от специалистов с высоким уровнем образования в десятки раз превышает расходы на их подготовку. Поэтому в экономически развитых странах общество и семья уделяют большое внимание получению гражданами высшего образования. Так, в возрастной группе 25 - 34 года 42% японцев имеют такое образование.

Первостепенное значение уделяется образованию в США.

Всё большее число граждан стремится получить высшее образование. В нашей стране действует широкая сеть учебных заведений, различных по типам и по формам собственности, через различные ступени которой проходит практически всё население.

Вместе с тем, многие звенья этой системы требуют преобразований. Так в особом внимании нуждается система профессионально-технического образования, которая работает на перспективу рынка труда, поскольку, с одной стороны, она готовит квалифицированные рабочие кадры, а с другой, - практически только в ней имеют возможность получить специальность дети-сироты и дети из малообеспеченных семей.

Нуждается в улучшении инфраструктурный потенциал образования. В настоящее время происходит снижение объёмов строительства образовательных учреждений, детских дошкольных учреждений, выпуска учебников при общем росте их стоимости, имеет место сворачивание системы образования в сельской местности. Происходит это по многим причинам, в том числе и в результате неудовлетворительного государственного финансирования системы образования, при этом имеет место тенденция его ежегодного уменьшения.

Последствия таких процессов негативным образом сказываются на состоянии воспроизводства трудовых ресурсов, формировании рынка труда в настоящее время, ещё более ощутимыми они будут в перспективе.

3.4. Демографическая и социальная мобильность трудовых ресурсов.

На трудовые ресурсы существенное влияние оказывает своевременное выявление тенденций демографического развития общества. Состояние демографической ситуации должно учитываться при формировании государственных планов экономического и социального развития страны.

От демографических характеристик трудоспособного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня занятости) и показателей демографического развития (динамики рождаемости и смертности населения) зависит величина совокупного национального дохода. Демографический фактор параллельно с другими социально-экономическими факторами воздействует на уровень трудовой активности населения.

Изменение численности и структуры населения по полу, возрасту, уровню образования влияет на использование национального дохода, на соотношение спроса и предложения рабочей силы. Вместе с тем, от численности и темпов роста населения и размещения его по территории страны зависят возможности и сроки освоения перспективных экономических районов.

Управление демографическими процессами является объективно необходимым и возможным.

Демографическая политика как часть общей социально-экономической политики страны должна быть направлена на достижение в перспективе расширенного воспроизводства населения с учётом региональных особенностей развития.

На практике выделяют определённые методы и направления в демографической политике.

К основным методам, используемым в демографической политике, можно отнести социально-экономические, правовые, воспитательные и психологические.

Среди основных направлений можно выделить такие как стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

Важнейшим фактором, определяющим здоровье нации, является социальный. Бедность, голод, неверие в будущее, недоступность качественной медицинской помощи и лекарств, надлежащего образования и др. негативно сказываются на состоянии общества. Улучшить здоровье нации можно, лишь изменяя подходы в государственной политике и обеспечивая необходимую инфраструктуру.

Движение трудовых ресурсов - это сложный процесс изменения его количественных и качественных характеристик, оно включает:

- естественное;

- социальное;

- территориальное;

- профессиональное;

- отраслевое;

- квалификационное движение.

Естественное движение трудовых ресурсов - это отражение биологической природы человека, смены поколений, вступления в трудоспособный возраст новых поколений и выбытия из него.

Наши рекомендации