Анализ государственного регулирования рыбного хозяйства
Рыбное хозяйство России с конца XV в. и до начала XX в., регулировалось одновременно разными коллегиями, министерствами и департаментами, что формировало неэффективную систему управления. К этому следует добавить большую территорию, на которой осуществлялась рыбохозяйственная деятельность (рыболовство данного периода на 82,7% было сосредоточено во внутренних водоёмах), отсутствие транспорта и средств связи в отдалённых частях Российской империи. Регулирование рыболовством, исходило из принципа максимального поступления средств в казну. Природоохранные меры начали применяться, когда начинали поступать жалобы от арендаторов о резком сокращении рыбы в водоёмах (первая треть-вторая половина XIX в.). Единичные случаи применения запретов с целью охраны рыбных запасов использовались и ранее. К концу XIX в. была разработана нормативно-правовая база, в которую были включены правила рыболовства для большинства рыбохозяйственных бассейнов.
Не смотря на то, что рыболовство регулировалось (сроки вылова, орудия лова, место лова, объём пошлин), «Статистический Ежегодник на 1913 г.» от Совета Съездов представителей промышленности и торговли указывает, что статистика рыболовства находится «в совершенно неупорядоченном состоянии»[292]. Что указывает на то, что экономика предприятий рыбного хозяйства до установления Советской власти имела «теневой» характер.
В настоящее время государство, как регулятор, активно использует все возможные инструменты: налоги (стандартные и специальные), налоговые льготы, субсидии, государственные гарантии (под строительство судов), таможенное регулирование, программы государственной поддержки в виде программ социально-экономического развития регионов, рыбохозяйственного комплекса России в целом и региональных комплексов по отдельности (как самостоятельные программы, так и подпрограммы в составе программ развития агропромышленного комплекса).
В России применяются следующие инструменты государственного регулирования экономики предприятий рыбного хозяйства:
I. Экономические.
1. Налоги и сборы.
С предприятий рыбного хозяйства взимаются следующие налоги и сборы:
1) Федеральные налоги и сборы[293] (ч.1, гл.1, ст. 13): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
С 01.01.2015 г. установлена государственная пошлина за государственную регистрацию (предоставление разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов) в размере 800 руб. для организации (ч. 2, гл. 25.3, ст. 333.33, пп. 97, абз.2) и 350 руб. для физических лиц (ч. 2, гл. 25.3, ст. 333.33, пп. 97, абз.3)[294].
Статьёй 333.28 НК определены размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации. Размеры указанных пошлин колеблются от: 200 руб. за выдачу судового билета и 350 руб. за внесение изменений в паспорт моряка, удостоверение личности моряка, за выдачу лоцманского удостоверения, за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию и до 10 000 руб. за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов или бербоут-чартерном реестре. Максимальная пошлина составляет 80 000 рублей за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц.
Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов определены гл. 25.1, статьей 333.3, п.4. Разброс имеет высокую «вилку» ставок. Минимальные ставки за одну тонну составляют 10 и 20 руб., максимальные 35 000 руб. Например, по семейству лососевых Дальневосточного бассейна – ставка сбора на горбушу составляет 3500 руб., а на нерку 20 000 руб.
2) Региональные налоги (ч.1, гл.1, ст. 14): налог на имущество организаций, транспортный налог.
3) Местные налоги и сборы (ч.1, гл.1, ст. 15): земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор (ст. 411).
Торговый сбор определён для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на объектах осуществления торговли на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
2. Ставка Центрального Банка (ЦБ) РФ. С марта 2014 г. произошли изменения в сторону повышения ключевой ставке ЦБ, что является негативным фактором для экономики предприятий, вынужденных прибегать к кредитованию: в процессе подготовки к путинам; нуждающихся в оборотных средствах; планирующих обновление, либо модернизацию материальных фондов (основные средства).
Рис. 10 Ставки по кредитам Центрального Банка России за период с января 1995 по февраль 2015 гг., %[295]
Динамика роста и снижения ключевой ставки ЦБ[296]имеет следующий вид:08.11.2013 - 14.02.2014 гг. ключевая ставка 5,5%, с 14.03.2014 г. – 7%, 25.04.2014 - 16.06.2014 гг. – 7,5%, 25.07.2014 - 12.09.2014 гг. – 8%, с 31.10.2014 г. – 9,5%, с 11.12.2014 г. – 10,5%, 16.12.2014 г. – 17%, снижение ключевой ставки с 02.02.2015 г . – 15%, 16.03.2015 г . – 14%, 05.05.2015 г. – 12,5%, 16.06.2015 г. – 11,5, с 03.08.2015 по 29.04.2016 гг. – 11%, с 14.06.2016 г. 10,5%, с 19.09.2016 г. – 10%.
Ставка рефинансирования, сохранявшаяся с 14.09.2012 по 01.01.2016 гг. в размере 8,25%, не устанавливается с 01.01.2016 г.
Следующими изменениями является тот факт, что до 29.06.2014 г. кредиты Банка России, обеспеченные активами или поручительствами, предоставлялись на срок до 365 календарных дней, а, к примеру, на 03.08.2015 г. от 2 до 549 дней (в размере 12,75%)[297].
На рис. 10 отображен график ставки по кредитам ЦБ РФ за период с января 1995 по февраль 2015 гг.Согласно графику, наиболее высокие ставки по кредитам имели место в 1995 г., постепенно снижаясь к 1997 г. Кризис 1998 г. на период до 2000 г. создал условия для высоких ставок, которые после преодоления кризиса, постепенно снизились и отличались относительной стабильностью вплоть до 2014 г. Тем не менее, высокие ставки по кредитам 90-х вызвали зависимость от иностранного влияния, т.к. участие в аукционах требовало свободных денежных средства, которых у предприятий не было. Отмена продаж квот с аукционов и долгосрочное их распределение, позволило рыбному хозяйству начать процесс экономического восстановления.
3. Тарифы и нормативы.В связи с тем, что центральным звеном рыбного хозяйства является рыбная промышленность, промышленная деятельность регламентируется как отраслевыми производственными нормативами, так и нормативами, утверждёнными государственными ведомствами, связанными с: безопасностью на производстве, пищевой безопасностью готовой продукции, экологической безопасностью. Так согласно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, в обязанность абонента входит «соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований» (ст. 35, п.и)[298].
Так как переработка рыбы (в документе Приложение 4, п.3) отнесена к производственным процессам, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку[299], то, по мнению президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, данные требования, в том числе платежи за водоотведение могут разорить предприятия[300]. Указанные требования введены без учёта того, что «большинство предприятий-абонентов водоканалов так называемой городской промышленности строились и вводились в эксплуатацию в расчете на возможности городских систем очистки сточных вод. В результате компании вынуждены нести необоснованно высокие расходы по оплате услуг по водоотведению сточных вод и одновременно вкладывать значительные средства (более 300 млн. рублей) в строительство очистных сооружений»[301], при этом Г. Зверев указывает на то, что «значения целого ряда показателей в сточных водах (например, меди, цинка, мышьяка, стронция) существенно выше аналогичных показателей к качеству питьевой воды»[302].
4.Государственные программы развития. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 314[303], утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Подпрограммы Программы: «Организация рыболовства», «Развитие аквакультуры» (включая отдельную подпрограмму «Развитие осетрового хозяйства», «Наука и инновации», «Охрана и контроль», «Модернизация и стимулирование», «Обеспечение реализации государственной программы», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса». Этапы и сроки реализации Программы установлены на период с 2013 по 2020 гг. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 92 470 450,9 тыс. руб., в том числе: на 2013 г. – 10 573 070 тыс. руб.; на 2014 г. – 10 231 263,8 тыс. руб.; на 2015 г. – 134 13 725,9 тыс. руб.; на 2016 г. – 13 585 160,9 тыс. руб.; на 2017 г. – 12 797 199,5 тыс. руб.; на
2018 г. – 10 246 761,3 тыс. руб.; на 2019 г. – 10 636 138,4 тыс. руб.; на 2020 г. – 10 987 131,1 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализации Программы: увеличение объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов к 2020 г. на 3,8% по отношению к базовому периоду; повышение к 2020 г. удельного веса отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке до 80%; повышение к 2020 г. объема производства продукции товарной аквакультуры к базовому периоду на 103%; увеличение к 2020 г. объема оцененного потенциала сырьевой базы водных биологических ресурсов до 5,45 млн. тонн; обеспечение к 2020 г. среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов населением Российской Федерации (в рыбе-сырце) на уровне не ниже 22,7 кг.
Согласно таблице 4, планируемое экономическое стимулирование крайне незначительно по количеству показателей. Планируемое количество к постройке/модернизации судов (6 ед.) - крайне незначительный показатель в сравнении с существующим флотом (около 2 196 судов на 2015 г.).
Положительным моментом является поддержка рыбоводства. Так в рамках осуществления программы с 17 апреля 2015 г. предусмотрен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), включая товарную аквакультуру осетровых видов рыб (Приложение 5, ст. 1)[304]. Субсидии предоставляются на возмещение части затрат по кредитным договорам, заключенным с 1 января 2014 г. для реализации (Приложение Программы - 5, ст. 2):
- инвестиционных проектов, направленных на развитие товарной аквакультуры, за исключением осетровых видов рыб (пп.а): на срок от 1 года до 3 лет - на приобретение кормов и рыбопосадочного материала; на срок до 10 лет - на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, объектов по производству кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакульту - ры, объектов переработки и хранения продукции аквакультуры, а также на приобретение техники, специализированных судов, транс портных средств и оборудования для разведения, содержания и выращивания объектов товарной аквакультуры в соответствии с классификаторами в области аквакультуры (рыбоводства);
- инвестиционных проектов, направленных на развитие товарной аквакультуры осетровых видов рыб, на срок до 10 лет - на приобретение оборудования для разведения, содержания и выращивания осетровых видов рыб, а также на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов товарной аквакультуры осетровых видов рыб (пп.б).
II. Административные инструменты. Рыбное хозяйство одно из самых зарегулированных. В отличие от прочих видов экономической деятельности, все отрасли рыбного хозяйства подвержены проверкам и контролю на всех этапах деятельности. Наиболее активное воздействие со стороны пограничных служб, ветконтроля, антимонопольных служб, таможенного контроля. Не устранены устаревшие правила. Имеются предписания разных ведомств взаимоисключающие исполнение. Предприятия отрасли неоднократно отмечали высокие административные барьеры.
Таблица 4
Сведения о показателях подпрограммы «Модернизация и стимулирование» государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»[305]
№ | Наименование показателя (индикатора) | Ед. измерения | Значения показателей | |||||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |||
Количество построенных и модернизированных судов рыбопромыслового флота с государственной поддержкой (нарастающим итогом) | ед. | |||||||||
Объем введенных мощностей по хранению и переработке рыбной продукции с государственной поддержкой (нарастающим итогом) | тыс. тонн | 58,9 | 80,3 | 169,2 | 308,4 | 308,4 | 310,4 | 310,4 | 310,4 | |
Количество выставочно-ярмароч-ных мероприятий с участием Федерального агентства по рыболовству (годовое значение) | ед. | - | - |
III. Институциональные инструменты.
Ведомства и организации.
В главе 2, параграфе 2.1 ранее перечислена структура управления рыбного хозяйства России. Распределение территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству по федеральным округам, субъектам Российской Федерации, рыбохозяйственным бассейнам представлено в табл. 5.
Таблица 5
Территориальные управления представленные в: Федеральных округах, субъектах РФ, рыбохозяйственных бассейнах
№ | Федеральный округ | Субъекты Российской Федерации | Рыбохозяйст-венный бассейн | Территориальные управления ФАР |
Дальне-восточный | Хабаровский край, Еврейская автономная область (ЕАО), Амурская обл. | Восточно-Си-бирский; Дальневосточный | Амурское | |
Северо-Кавказский; Центральный; Южный | Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, г. Севастополь, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская обл., Воронежская обл., Липецкая обл., Ростовская обл., Саратовская обл. | Азово-Черноморский | Азово-Черно-морское | |
Сибирский | Республика Бурятия, Иркутская обл., Забайкальский край | Байкальский | Ангаро-Байкальское | |
Северо-Западный | Мурманская обл. | Северный | Баренцово-Беломорское | |
Сибирский | Республика Алтай, Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл. | Западно-Сибирский | Верхнеобское | |
Южный | Республика Калмыкия, Астраханская обл., Волгоградская обл., Саратовская обл. | Волго-Каспийский; Азово-Черноморский | Волго-Каспийское | |
Сибирский | Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненец-кий) АО, Эвенкийский АО | Западно-Сибирский | Енисейское | |
Сверо-Западный | Калининградская обл. | Западный | Западно-Балтийское | |
Северо-Кавказский | Республика Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия | Волжско-Каспийский | Западно-Каспийское | |
Дальне-восточный | Республика Саха (Якутия) | Восточно-Сибирский | Ленское | |
Центральный; Приволжский; Северо-Западный | Белгородская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Калужская обл., Курская обл., Московская обл. и г. Москва, Орловская обл., | Волжско-Каспийский; Азово-Черноморский; | Московско-Окское |
Таблица 5 (окончание)
Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тульская обл., Вологодская обл. (Череповецкий р-н), Ивановская обл., Костромская обл., Нижегородская обл., Тверская обл., Ярославская обл. | Северный | |||
Уральский | Курганская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Челябинская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО | Западно-Сибирский | Нижнеобское | |
Дальне-восточный | Магаданская обл. | Восточно-Си-бирский; Дальневосточный | Охотское | |
Дальне-восточный | Приморский край | Дальневосточный | Приморское | |
Дальне-восточный | Сахалинская обл. | Дальневосточный | Сахалино-Курильское | |
Дальне-восточный | Камчатский край, Чукотский АО, Чукотский ТО | Восточно-Сибирский; Дальневосточный | Северо-Восточное | |
Северо-Западный | Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Республика Карелия, Вологодская обл., Новгородская обл., Псковская обл.; Республика Коми, Ненецкий АО, Архангельская обл. | Западный; Северный | Северо-Западное | |
Приволжский | Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Удмурдская Республика, Чувашская Республика – Чувашия, Пермский край (Пермская обл.), Кировская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Ульяновская обл., Республика Татарстан | Волжско-Каспийский; Северный | Средневолжское |
В таблице 6 указаны рыбохозяйственные бассейны, а также водные объекты рыбохозяйственного значения на территориях субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что до 1992 г. действовал бассейновый принцип управления, сложившийся в 1959 г. и признаваемый отраслевыми специалистами как оптимальный.
Таблица 6