Игра «Найди имя среди слов для справок».
Дети читают стихи и вставляют имена из «Слов для справок».
У меня сестрёнок семь
У меня сестрёнок семь,
Помогать я буду всем!
С ... сеять,
С ... жать,
С ... куклу наряжать,
С ... стряпать,
С ... шить,
С ... сено ворошить,
Песни петь с ...,
Самою малюсенькой.
(Л. Дьяконов)
Слова для справок: Оля, Паша, Даша, Лена, Нюра, Шура, Марусенька.
Игра «Что я люблю».
Логопед: Я люблю хлеб с сыром. А вы?
Дети (поочерёдно): Я люблю хлеб ... (с колбасой, с маслом, с вареньем, с повидлом, с ветчиной, с икрой). Логопед: У меня целая корзина с яблоками! А у вас? Дети (поочерёдно): У меня корзина ... (с грибами, с орехами, с цветами, с ягодами).
Игра «Что с чем?».
Дети восстанавливают соответствие слов первого и второго столбиков.
Тарелка с воротником.
Пальто с супом.
Лыжи с карандашами.
Коробка с кефиром.
Бутылка с палками.
Чашка с блюдцем.
Булка с цветами.
Бублик с изюмом.
Ваза с маком.
16
Игра «Конкурс чтецов».
Дети выразительно читают стихи и находят в них существительные в творительном падеже.
Берёза
(отрывок)
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С. Есенин:
Игра «Составь предложение».
Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 8). Дети составляют предложения .Содержание предметных картинок» к Рисунку 8).
7. Итог урока.
УРОК 8
Тема:Распространение предложений косвенными дополнениями, выраженными существительными в дательном падеже без предлога и с предлогом.
Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.
Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Кому что».
Логопед читает стихи.
Дети изменяют слова, ставя существительные в скобках в форму
дательного падежа.
(Иголка) — нитка, (Забор) — калитка,
(Суп) — картошка, А (книга) — обложка, (Мышка) — нора, (Братишка) — сестра. (Утки) — пруд, А (лентяй) — труд, Солнышко — (лето), Рифмы — (поэт). И всем воскресенья Нужны, без сомненья.
(Л. Николаенко)
Игра «Кому что нужно».
Логопед показывает картинки.
Дети отвечают на вопрос, используя слова для справок.
Молоко, кость, капуста, зерно, сено, морковь, портфель, краска, кукла, указка.
Слова для справок: кошка, собака, коза, курица, лошадь, кролик, маляр, девочка, учитель.
Игра с мячом «Лови».
Логопед: Я кидаю мяч Вове.
1-й ребёнок: Я кидаю мяч Тане. И т. д.
Инсценировка «Едет белка на тележке».
Логопед: Едет белка на тележке. Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому — Кому в платок, Кому в зобок, Кому в кузовок, Кому в лапочку.
Белка: На тележке я стою
И орешки продаю. Подходи, не зевай, Только имя называй. Кому в платок?
Лисичка: Лисичке-сестричке.
Белка: Кому в зобок?
Воробей: Воробью!
Синичка: Синичке!
Белка: Кому в кузовок?
Медведь: Мишке косолапому.
Белка: Кому в лапочку?
Заяц: Заиньке усатому.
Игра «Найди окончания предложений».
Дедушка ехал поле.... - Кошка подкралась нора....
Заяц бежал дорога.... Боря пришёл дом... .
Всадник скакал ПО улица.... Мальчик прибежал К брат....
Грибник шёл лес... . Папа приехал берег... .
Рыбак плыл река... . Лодка приплыла друг... .
7. Игра «Что какпередвигается?».
Машина едет по земле. Лодка плывёт по воде. Самолёт летит по воздуху. Велосипед едет по дороге. Корабль плывёт по морю.
Игра «Составь предложение».
Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 9). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 9).
Итог урока.
УРОК 9
Тема:Распространение предложений косвенными дополнениями, выраженными существительными в родительном падеже без предлога и с предлогом.
Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.
Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Что (кто) без чего не проживёт?».
Логопед читает стихи.
Дети подбирают словосочетания, отвечающие на поставленный вопрос.
19
Без «ку-ку» кукушка, Без нитки катушка, Без лука стрела, Очки без стекла, Смычок без канифоли, Обед без соли, Дом без крыши, Вишня без вишен, Стакан без донца, Лето без солнца, Зима без снега, Земля без неба И без гребня борода Не годятся никуда.
(М. Успенский)
Как белочка без леса, А роща без кукушки, А дерево без ветки, А ёлка без верхушки, Как ложка без тарелки, А мальчик без лошадки, А девочка без куклы, А рот без шоколадки, Как солнышко без неба, А петушки без драки, Как праздники без гостя, Так дом, где нет собаки.
(В. Лифшиц)
Игра «Чьи это вещи?».
Дети высказывают предположения, кому в семье могут принадлежать вещи.
Образец: халат мамы, тапочки папы, кукла дочки, машинка сына, очки дедушки, платок бабушки.
4. Игра «У кого какие детёныши?». Жеребёнок у .... Медвежонок у . I Т Т а и/"л ту лг Л T/ry^Aix j г\чг лт |
__ г_________ , .... ^_______ ; .... Цыплята у ....
.Щенок у.... Лисёнок у.... Утята у....
Котёноку.... Волчоноку... . Мышатау... .
Козлёнок у .... Оленёнок у .... Зайчата у....
Ягнёнок у.... Лосёнок у.... Бельчата у ....
Поросёнок у .... Тигрёнок у .... Совята у....
Игра «Из чего это делают?».
Дети называют, из чего сделаны предъявленные предметы (картинки).
Образец: Столы делают из дерева. Стаканы делают из стекла. Книги делают из бумаги. Шторы шьют из ткани. Ручки делают из пластмассы.
Игра «Составь предложение».
Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 10). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 10).
7. Итог урока.
УРОК 10
Тема:Распространение предложений косвенными дополнениями, выраженными существительными в предложном падеже.
Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.
Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Цирковая пирамида».
Логопед читает стихи.
Дети изменяют слова, ставя существительные в скобках в форму
предложного падежа.
На (полка) сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.
(А. Шибаев)
В (булочная) у нас баранки, Пышки, бублики, буханки.
(И. Лопухина)