Задание 4. Игра «Найди пару»

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.

Задание 5.

– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой...

Н. А. Некрасов

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

И. Бунин

Лишь вступил на двор широкий,

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех...

А. С. Пушкин

– Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название:

[арфаэп’ийа]

– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 239 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.

– Произнесите правильно слова из упражнения 5.

Задание 6.

– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?

– Что значит разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ъ?

– Составьте алгоритм.

Задание 4. Игра «Найди пару» - student2.ru

Задание 7.

1-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ.

2-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь.

Итог урока.

– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика?

Домашнее задание (на выбор):

1) упражнения 6, 8;

2) написать рассказ на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!»

Урок 3.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках
и корнях слов

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

Найдите общий звук в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

б) все, лов, овсом;

в) союз, ясень.

К а р т о ч к а 2.

Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.

Зина обратилась с просьбой1к Лизе.

К а р т о ч к а 3.

Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.

Не тот хорош1, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

К а р т о ч к а 4.

Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:

1. Морфема – это...

2. В основу слова входят такие морфемы, как...

3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно...

4. Нулевое окончание бывает у...

5. Слова с одинаковым корнем называются...

К а р т о ч к а 5.

Выполните следующие задания:

1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.

2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.

3. Просклоняйте по падежам слово дом.

4. Приведите примеры однокоренных слов.

Постановка проблемного вопроса.

– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?

– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.

Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

Упражнение 10.

Учащиеся заполняют таблицу.

– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.

– Как образовались приставки?

– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

– Как приставки влияют на значение слова?

Творческая работа.

– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий...

2. Издинамитить старое...

3. Цветы испавлинятся в каждом окошке...

– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-?

Упражнение 15.

– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

– Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.

– Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

– Для чего нам нужно изучать морфемы?

– Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.

Упражнение 13.

– Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.

Итог урока.

– Почему нужно изучать морфемы?

Домашнее задание:упражнение 16.

Урок 4.
Части речи

Наши рекомендации