Болезни и вредители — не проблема
Когда личинка юный плод сгрызает,
И вредный гриб чрез усик в плеть вползает —
Се виноградарь, весь в поту, заразу хает!
А бахчевод спокойно поле озирает.
Можно ли испортить хорошие всходы неправильной защитой?
«Можно! Увидеть первые очаги тли — и начать опрыскивать всю плантацию. Тут убиваешь не тлю, а врагов тли — и теперь обязательно жди вспышки! На отдельную тлю не надо обращать внимания.
Вообще, большая ошибка — начать сыпать яды и удобрения. Работники начнут судачить: «Химия!» — и здорово испортят сбыт. Оптовик всегда у рабочих что-то спрашивает. Да и дорогая химия! Выгоднее ничего не применять, никак не бороться — а думать об агротехнике и почве!» (Володя Ченчик)
«От болезней и вредителей ядов не применяем. Сорта, болеющие фузариозом, выбраковываем. Антракноз и мучнистая роса в сухое лето не так опасны. Экологически чистая продукция уже ценится на рынке, а скоро будет вдвое дороже. В целом, бахча отлично обходится без защиты» (Саша Ерохин).
Для справки.
Фузариоз — грибковая болезнь. Поражает корни, и кусты засыхают целиком.
Антракноз — грибковая болезнь: на листьях и плодах — округлые коричневые пятна; листья засыхают, плоды деформируются и делаются несъедобными.
Аскохитоз — грибковая болезнь тепличных дынь и арбузов. Стебли растрескиваются, размягчаются, растения гибнут.
Мучнистая роса известна всем — белый налёт на листьях, которые быстро гибнут.
Сейчас много гибридов и сортов, устойчивых к одной или нескольким болезням.
Вредителей пока практически нет. Только на дыне кое-где появилась дынная муха — идёт со стороны Фантала, из Крыма.
Для справки: дынная муха — желтоватая мушка, с чёрными пятнышками на спинке, по три полоски на крыльях. Куколки зимуют в почве.
Дыня зацветает — юные мушки вылезают. Сначала мирно прокалывают хоботком стебли, высасывают сок. Это не вредит. Вредят личинки. Мушки кладут яйца под кожицу завязей. Личинки роют ходы в растущем плоде, едят зачатки семян — и плод загнивает.
«…К мухе мы готовы. С начала цветения — 3-4 обработки любым «мушиным» инсектицидом, через неделю. Обработка идёт по завязям — плоды зреют чистыми. Здесь особенно важен сорт. Таманская уходит от мухи — успевает завязаться раньше, а Славия к ней устойчива — очень мохнатая завязь, муха не может сесть». (Саша Ерохин)
Но страдать от вредителей могут и всходы.
«Главное — защитить всходы. Их могут повредить муравьи и проволочник. Некоторые льют БИ-58 в подлив, при посеве. Но лить яд нет смысла — разница почти не заметна, только самоуспокоение. Остаётся, как правило, достаточно всходов — меньше прорывать!» (Володя Ченчик)
Но иногда муравьи совсем теряют совесть, и могут выжрать до половины всходов. С особой радостью и скоростью размножаются под плёнкой. Есть надёжное, можно сказать, экологически чистое средство.
«Сварите 2 кг пшеницы, вмешайте туда 1 кг сахара, потом пол-литра БИ-58, и потом — с пол-литра жареного растительного масла. Масло удерживает приманку от высыхания. Раскидайте всё это под плёнку — и через неделю нет муравьёв!» (Саша Ерохин)
Только на поверхность приманку не сыпьте — птицы потравятся. Жалко их. Но — не всех!
Поле, на которое села ворона…
Мудрец Крылов изобразил ворону лохом.
Не видел бестию он разве отродясь?!Нет...
Думается мне — писал старик с подвохом!
Поле, на которое села ворона — уже не поле, а крест. Крест на вашей новой машине! Вороны — самая большая проблема бахчи. Бороться с ними приходится кропотливо, без всякой жалости, каждый день, всё светлое время суток, от первых завязей до уборки плодов.
Птицы сии — настоящие летающие крысы. Они умны, расчётливы, всеядны, в совершенстве владеют тактикой налётов на множественные цели в тылу противника, блюдут в стае железную дисциплину. И свято придерживаются этики воров: «что плохо лежит — то наше!»
Ведь, что значит «ворона»? ВОР ОНА!
Воры-разведчики постоянно патрулируют вверенную им местность — то бишь, полрайона, а то и больше. Стаи, как отряды партизан, тихо подтягиваются к целям, часами ходят пешком — прячутся за лесополосами, караулят, ждут момента — и нападают в одну минуту.
Больше всего «партизан» рядом с полями зерновых. Отлучился на два часа — могут выбить поле целиком. Такое не раз бывало. Хорошо, хоть ночью они спят. Но с рассветом — в ружьё!
Кстати, только ружей они и боятся. Гудящие ленты спасают первые два года. Можно бегать, орать, махать руками — но пока добежишь… Самое верное — подкараулить стаю и грохнуть несколько штук крупной дробью.
Подвешенные трупы — лучшие пугала: стая тут же вспоминает выстрелы. Ещё лучше — крики раненных: они приводят стаю в тихий ужас.
К счастью, вороны быстро соображают. Добросовестного сторожа запоминают сразу. Потеряв перья, на ваше поле уже не летят — ищут плохого сторожа! Теперь достаточно делать пугачи — стрелять мелкими петардами из трубки.
В общем, главное на бахче — активные, работоспособные, добросовестные сторожа. Расклад простой: хороший сторож — 2% потерь, плохой — до 50%, нет сторожа — всё потеряешь.
Вахта начинается, когда появляются завязи размером с пятак. Один человек может охранять до 40 га — на велосипеде или пешком. До последнего сбора последнего урожая охрана не имеет права заснуть днём и на полчаса!