Анализ развивающей предметно-пространственной среды
Программа учебной практики
Содержание УП (перечень обязательных работ) | Объем часов |
Знакомство с ДОУ (приложение А) | |
Анализ предметно-развивающей среды группы по организации различных видов деятельности (приложение Б) | |
Наблюдение проведения воспитателем 2-х творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской) (приложение В) | |
Наблюдение проведения воспитателем 2-х игр с правилами (подвижной и дидактической) (приложение Г) | |
Наблюдение организации воспитателем посильного труда дошкольников (хозяйственно-бытовой, дежурство) (приложение Д) | |
Наблюдение организации воспитателем 2-х различных видов продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация или конструирование) (приложение Е) | |
Оформление отчетной документации | |
ИТОГО | 36 часов |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание: оформите информационную страницу.
Сведения о дошкольном учреждении
Наименование ДОУ | |
Заведующая ДОУ | |
Старший воспитатель ДОУ | |
Воспитатель-наставник | |
Инструктор по физической культуре | |
Музыкальный руководитель | |
Медицинский работник | |
Группа | |
Возраст |
Список детей группы
№ | ФИ ребенка | Дата рождения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
… |
Форма отчетности:
· Заполненная информационная страница
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Задание: ознакомьтесь с развивающей предметно-пространственной средой, направленной на организацию различных видов деятельности детей в группе ДОУ. Оформите таблицу 1.
Таблица 1
Анализ развивающей предметно-пространственной среды
Для игровой деятельности детей в группе имеется: | |
Настольно-печатные игры (в соответствии с темой недели) | |
Название игр (перечислить) | |
Строительно-конструктивные игры | |
Название имеющихся конструкторов(перечислить) | |
Наличие наглядного материала к строительно-конструктивным играм в соответствии с возрастом (схемы и т.п.). Отметка о наличии («+»; «-») | |
Наличие игровых атрибутов (перечислить) | |
Театрализованные игры | |
Название имеющихся видов театра (перечислить) | |
Имеющиеся атрибуты (к разным видам театра) | |
Сюжетно-ролевые игры (в соответствии с темой недели) | |
Название имеющихся сюжетно-ролевых игр | |
Игровые атрибуты | |
Картотека. Отметка о наличии («+»; «-») | |
Для музыкальной деятельности в группе имеется: | |
Название музыкально-дидактических игр | |
Наличие музыкальных инструментов (перечислить) | |
Для трудового воспитания детей в группе имеется: | |
Материал для самообслуживания (перечислить) | |
Материал для хозяйственно-бытового труда (перечислить) | |
Материал для труда в уголке природы (перечислить) | |
Материал для ручного труда (перечислить) | |
Для развития продуктивных видов деятельности развития детей в группе имеется: | |
Материалы для лепки в соответствии с темой недели (перечислить) | |
Материалы для аппликации в соответствии с темой недели (перечислить) | |
Материалы для рисования в соответствии с темой недели (перечислить) | |
Общий вывод Обратите внимание на: ü Рациональное расположение зон (центров), их свободный доступ для детей ü Разнообразие материалов для художественного творчества, видов игр и игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для организации творческих игр, инвентаря для трудовой деятельности ü Эстетичность оформления ü Санитарно-гигиеническое состояние |
Форма отчетности:
· Заполненная таблица 1(проверяет и подписывает воспитатель-наставник)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Задание 1: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником двух видов творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской).
Анализ сюжетно-ролевой игры
Образовательная область:
Тема игры:
Предварительная работа:
Игровой материал:
Количество детей-участников:
Критерии оценивания | Выводы из наблюдения |
Замысел игры | Возник по предложению воспитателя или по инициативе детей? |
Содержание игры | Дети больше отдавали предпочтениеигре с предметами (предметами-заместителями) или взаимоотношениям между сверстниками? |
Сюжет игры: | · В игре дети использовали эпизоды только из реальной жизни или воображаемые ситуации? · Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? |
Перечень игровых ролей: | · Какие роли были распределены между детьми, и кем были распределены? · Происходило ли добавление ролей по ходу игры? · Какое участие принимал воспитатель: прямое руководство или косвенное? |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: | · Как осуществлялось выполнение ролей, получилось ли взаимодействие детей во время игры, каким образом? · Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? |
Игровые действия, игровые предметы: | Кем осуществлялся подбор реальных предметов, предметов-заместителей (воспитателем, детьми самостоятельно)? |
Правила игры: | Придерживались ли дети правил игры в соответствии с взятой на себя ролью, следили ли за выполнением правил другими детьми? |
Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры: | · расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры); · интересовался: «Во что играете?»; · предлагал новые игровые действия; · предлагал новые роли; · вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; · предлагал новые игровые ситуации; · давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»; · задавал вопросы, которые направляли развитие игры; · брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру; · давал оценку (анализ) игры; |
Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры? | · вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); · сам организовывал вокруг себя коллектив для игры; · побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках); · предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); · побуждал детей объединять разные игры между собой; · использовал какие-то другие приемы. |
Психологический климат во время проведения игры | Наличие конфликтных ситуаций, эмоциональнее состояние, активность детей и т.п. |
Итог игры | · Сколько времени продолжалась игра? · Как окончилась игра: организованно или неожиданно? · Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Задание 1: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником двух видов игр с правилами (подвижной и дидактической)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Задание: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником организацию посильного труда дошкольников (хозяйственно-бытовой труд и любую форму дежурства). Свои наблюдения оформите в виде представленной таблицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Задание 1: осуществите наблюдение организации воспитателем 2-х различных видов продуктивной деятельности дошкольников (по рисованию, лепке, аппликации или художественному конструированию)
Программа учебной практики
Содержание УП (перечень обязательных работ) | Объем часов |
Знакомство с ДОУ (приложение А) | |
Анализ предметно-развивающей среды группы по организации различных видов деятельности (приложение Б) | |
Наблюдение проведения воспитателем 2-х творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской) (приложение В) | |
Наблюдение проведения воспитателем 2-х игр с правилами (подвижной и дидактической) (приложение Г) | |
Наблюдение организации воспитателем посильного труда дошкольников (хозяйственно-бытовой, дежурство) (приложение Д) | |
Наблюдение организации воспитателем 2-х различных видов продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация или конструирование) (приложение Е) | |
Оформление отчетной документации | |
ИТОГО | 36 часов |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание: оформите информационную страницу.
Сведения о дошкольном учреждении
Наименование ДОУ | |
Заведующая ДОУ | |
Старший воспитатель ДОУ | |
Воспитатель-наставник | |
Инструктор по физической культуре | |
Музыкальный руководитель | |
Медицинский работник | |
Группа | |
Возраст |
Список детей группы
№ | ФИ ребенка | Дата рождения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
… |
Форма отчетности:
· Заполненная информационная страница
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Задание: ознакомьтесь с развивающей предметно-пространственной средой, направленной на организацию различных видов деятельности детей в группе ДОУ. Оформите таблицу 1.
Таблица 1
Анализ развивающей предметно-пространственной среды
Для игровой деятельности детей в группе имеется: | |
Настольно-печатные игры (в соответствии с темой недели) | |
Название игр (перечислить) | |
Строительно-конструктивные игры | |
Название имеющихся конструкторов(перечислить) | |
Наличие наглядного материала к строительно-конструктивным играм в соответствии с возрастом (схемы и т.п.). Отметка о наличии («+»; «-») | |
Наличие игровых атрибутов (перечислить) | |
Театрализованные игры | |
Название имеющихся видов театра (перечислить) | |
Имеющиеся атрибуты (к разным видам театра) | |
Сюжетно-ролевые игры (в соответствии с темой недели) | |
Название имеющихся сюжетно-ролевых игр | |
Игровые атрибуты | |
Картотека. Отметка о наличии («+»; «-») | |
Для музыкальной деятельности в группе имеется: | |
Название музыкально-дидактических игр | |
Наличие музыкальных инструментов (перечислить) | |
Для трудового воспитания детей в группе имеется: | |
Материал для самообслуживания (перечислить) | |
Материал для хозяйственно-бытового труда (перечислить) | |
Материал для труда в уголке природы (перечислить) | |
Материал для ручного труда (перечислить) | |
Для развития продуктивных видов деятельности развития детей в группе имеется: | |
Материалы для лепки в соответствии с темой недели (перечислить) | |
Материалы для аппликации в соответствии с темой недели (перечислить) | |
Материалы для рисования в соответствии с темой недели (перечислить) | |
Общий вывод Обратите внимание на: ü Рациональное расположение зон (центров), их свободный доступ для детей ü Разнообразие материалов для художественного творчества, видов игр и игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для организации творческих игр, инвентаря для трудовой деятельности ü Эстетичность оформления ü Санитарно-гигиеническое состояние |
Форма отчетности:
· Заполненная таблица 1(проверяет и подписывает воспитатель-наставник)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Задание 1: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником двух видов творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской).
Анализ сюжетно-ролевой игры
Образовательная область:
Тема игры:
Предварительная работа:
Игровой материал:
Количество детей-участников:
Критерии оценивания | Выводы из наблюдения |
Замысел игры | Возник по предложению воспитателя или по инициативе детей? |
Содержание игры | Дети больше отдавали предпочтениеигре с предметами (предметами-заместителями) или взаимоотношениям между сверстниками? |
Сюжет игры: | · В игре дети использовали эпизоды только из реальной жизни или воображаемые ситуации? · Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? |
Перечень игровых ролей: | · Какие роли были распределены между детьми, и кем были распределены? · Происходило ли добавление ролей по ходу игры? · Какое участие принимал воспитатель: прямое руководство или косвенное? |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: | · Как осуществлялось выполнение ролей, получилось ли взаимодействие детей во время игры, каким образом? · Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? |
Игровые действия, игровые предметы: | Кем осуществлялся подбор реальных предметов, предметов-заместителей (воспитателем, детьми самостоятельно)? |
Правила игры: | Придерживались ли дети правил игры в соответствии с взятой на себя ролью, следили ли за выполнением правил другими детьми? |
Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры: | · расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры); · интересовался: «Во что играете?»; · предлагал новые игровые действия; · предлагал новые роли; · вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; · предлагал новые игровые ситуации; · давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»; · задавал вопросы, которые направляли развитие игры; · брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру; · давал оценку (анализ) игры; |
Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры? | · вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); · сам организовывал вокруг себя коллектив для игры; · побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках); · предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); · побуждал детей объединять разные игры между собой; · использовал какие-то другие приемы. |
Психологический климат во время проведения игры | Наличие конфликтных ситуаций, эмоциональнее состояние, активность детей и т.п. |
Итог игры | · Сколько времени продолжалась игра? · Как окончилась игра: организованно или неожиданно? · Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? |