Государственные сельскохозяйственные инспекции: правовой статус и компетенция.
Инспекции являются составной частью органов государственной власти и действуют от ее имени. В своей работе они опираются на органы исполнительной власти, которые оказывают им содействие в исполнении возложенных на них функций.
В настоящее время действуют следующие сельскохозяйственные и земельные инспекции:
Государственная инспекция по защите растений;
Государственная семенная инспекция;
Государственная инспекция по племенному делу в животноводстве;
Государственный ветеринарный надзор;
Государственная инспекция по карантину растений;
Государственная инспекция по охране труда в сельском хозяйстве;
Законодательством устанавливаются правовое положение и порядок функционирования инспекций, взаимоотношения между инспекциями и сельскохозяйственными производителями.
Значительное внимание уделяется повышению качества работы этих служб. В этой области издан ряд постановлений Правительства, утвердивших положения о лицензировании землеустроительной, ветеринарной, племенной и иных видов деятельности ряда сельскохозяйственных и земельных инспекций.
Государственные сельскохозяйственные инспекции осуществляют в пределах предоставленной им компетенции организационные и главным образом контрольные функции, обеспечивающие нормальное и безопасное ведение сельскохозяйственного производства.
Сельскохозяйственным инспекциям предоставлено право привлекать к дисциплинарной, материальной, административной ответственности должностных лиц и граждан либо представлять материалы в судебные органы для привлечения виновных к уголовной либо гражданско-правовой ответственности.
15. Правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
В Республике Беларусь в рамках осуществления государственной аграрной политики разработаны и реализуются крупномасштабные мероприятия по развитию АПК и сельских территорий, направленные на одновременное сбалансированное развитие аграрного сектора экономики и социально-экономическое развитие сельской местности.
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года делается упор на территориальный аспект развития сельского хозяйства, который позволяет обеспечивать одновременное социальное и экономическое развитие сельской местности. В частности, целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе названо формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны. В социальной сфере предложено перейти к такой концепции развития сельской местности, при которой все отрасли и сферы производственной деятельности должны быть увязаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов.
Программно-целевое обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий осуществляется в рамках специальных программ по АПК как на республиканском, так и на региональном и местном уровне. Такие программы последовательно разрабатываются начиная с 2001 ᴦ., когда была одобрена Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на2001-2005 годы.
Перспективы устойчивого территориального и отраслевого развития сельских территорий определены Государственной программой укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.
Цели программы - обеспечение устойчивости социально-экономического развития села и улучшение ᴇᴦο демографической ситуации на базе повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса (далее - АПК), развития предпринимательской инициативы, обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка, наращивания экспортного потенциала, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них, привлечения и рационального использования инвестиций
Основные задачи˸
- создание комплекса экономических и правовых условий для мотивированного, эффективного и беспрепятственного хозяйствования субъектов в сельской местности за счёт реализации мер по повышению эффективности государственной поддержки АПК, развитию государственно-частного партнерства, стимулированию привлечения инвестиций, в т.ч. иностранных, развитию предпринимательства, усилению мотивации труда, стимулированию развития крупнотоварного производства, созданию кооперативно-интеграционных формирований, поддержке малых форм хозяйствования, техническому и технологическому переоснащению АПК, обеспечению устойчивых темпов роста объёмов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия исходя из экономической целесообразности и повышению эффективности их продаж, в т.ч. на экспорт, совершенствованию кадрового и научного обеспечения АПК
16. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности.
Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная инициативная дея-ть юр. и физ. лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Признаки предпринимательской деятельности:
· самостоятельная деятельность;
· деятельность, осуществляемая на свой риск;
· деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, как осн. цели дея-ти;
· деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном закон-вом порядке в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:
· без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность);
· с образованием юр лица в предусмотренных законодательством орг-правовых формах.
Закон РБ от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития. Поддержка малого и среднего предпринимательства - реализация гос органами и иными организациями правовых, экон, соц, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства относятся:
· индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
· микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
· малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам ср. предпринимательства относятся зарегистрированные в РБ коммерческие орг-ции со ср численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Специальной регистрации ИП и юр. лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны гос органов не требуется.
Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
· создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
· оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок РБ и рынки ин. гос-в;
· увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
· увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.