Правовое регулирование примирения в хозяйственных судах.
Впервые посредничество как метод альтернативного рассмотрения споров в хозяйственных судах было введено изменениями и дополнениями в ХПК в 2004 году, однако реальное использование этого механизма началось только в 2008 году. В 2010 году на основе практического опыта использования процедуры посредничества в ХПК были внесены существенные изменения и дополнения. Кроме того, процедура посредничества была переименована в примирительную процедуру.
Таким образом, с 2011 года примирительная процедура в хозяйственных судах регулируется нормами главы 17 ХПК Республики Беларусь (ст.ст. 153-158 ХПК).
Кроме того, более подробно процедура посредничества рассмотрена в Постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. N 24 «Об утверждении методических рекомендаций по урегулированию экономических споров в порядке посредничества». К возможностям проведения посредничества можно также отнести некоторые нормы исполнительного производства, разъяснения которых дано в Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам». Очевидно, что изменения законодательства потребуют также и соответственных изменении й вышеназванных актов Высшего Хозяйственного Суда.
В соответствии со ст. 153 ГПК примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.
Задачами примирительной процедуры являются:
- обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении;
- содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений.
Примиритель в соответствии со ст. 156 ГПК может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда.
Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственную должность в хозяйственном суде, либо из числа иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение. На стадии исполнительного производства примиритель назначается хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, или по месту исполнения судебного постановления. Вопрос о назначении примирителя решается хозяйственным судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.
При назначении примирителя по инициативе хозяйственного суда стороны в течение семи дней с момента вынесения определения вправе представить возражения. При наличии возражений одной из сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Дальнейшее производство по делу осуществляется в общем порядке, установленном ХПК.
В соответствии с частью первой статьи 34 ХПК примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры и обязан заявить самоотвод, если он:
- является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей, а если лицом, участвующим в деле, является юридическое лицо, – близким родственником должностных лиц этого юридического лица, его учредителей (участников), собственников;
- при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
- при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве секретаря судебного заседания – помощника судьи, эксперта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля;
- при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда;
- лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
При наличии соответствующих оснований примиритель обязан заявить об этом хозяйственному суду. Хозяйственный суд по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.
Примиритель вправе (ст. 155 ГПК):
- удостоверяться в полномочиях представителейсторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении;
- знакомиться с материалами дела;
- изучать документы, представленные сторонами;
- предлагать сторонам представить дополнительные документы;
- получать необходимые консультации у специалистов;
- содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;
- давать сторонам рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей;
- проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;
- инициировать завершение примирительной процедуры.
Закон однозначно устанавливает, что примиритель не вправе:
- совершать какие-либо процессуальные действия;
- давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;
- нарушать принципы примирительной процедуры.
Закон обязывает хозяйственный суд при назначении примирителя вынести определение, в котором устанавливается срок осуществления примирительной процедуры, продолжительность которой не может быть более одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций – сроков, установленных соответственно статьями 278 и 295 ХПК (ст. 156.1 ХПК).
Статья 278 ХПК устанавливает, чтоапелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на пятнадцать дней.
Апелляционная жалоба (протест) на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления рассматривается хозяйственным судом апелляционной инстанции не более пяти дней со дня ее поступления в суд без извещения сторон.
Статья 295 ХПК устанавливает, чтокассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.
Таким образом, максимальный срок примирительной процедуры в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции не может превышать одного месяца.
Вместе с тем закон ничего не говорит о том, в какой форме должна оформляться инициатива суда о назначении примирителя. Поскольку данную инициативу можно считать распорядительным действием суда, то применительно к ч. 1 ст. 212 ХПК предложение ввести примирительную процедуру, реализация которой полностью зависит от воли сторон, должно быть изложено письменно в виде отдельного судебного постановления. Таким постановлением и будет являться определение о возбуждении производства по делу, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 161 ГПК при урегулировании спора в порядке примирения в определении суд должен указать время и место проведения соответствующих действий.
Примирительная процедура в соответствии со ст. 157 ХПК завершается:
- при достижении примирения и заключении соглашения о примирении;
- при недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя.
При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем:
- заключение между сторонами мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 ХПК;
- отказ истца от иска в целом или его части;
- признание ответчиком иска в целом или его части;
- заключение между сторонами нового договора.
Если стороны достигли примирения по всем илиотдельным требованиям, примиритель оказывает им помощь в составлении соглашения о примирении, в том числе на условиях, предусмотренных статьей 122 ХПК, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.
При недостижении примирения сторон в примирительной процедуре хозяйственный суд выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя.
Если в исполнительном производстве стороны не достигли примирения, исполнительный документ подлежит исполнению в порядке, установленном ХПК. В соответствии с ним хозяйственный суд выносит определение о прекращении урегулирования спора в порядке примирительной процедуры, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания.
После вынесения хозяйственным судом определения о прекращении урегулирования спора в порядке примирительной процедуры исковое заявление передается для рассмотрения спора в установленном порядке.
Производство по делу, по которому в целом или его части не достигнуто урегулирование спора в порядке примирительной процедуры, осуществляется в общем порядке, установленном ХПК (ст. 158 ХПК). Это означает, что, если примиритель не смог убедить стороны мирно урегулировать спор или стороны достигли соглашения, но не по всем спорным вопросам, суд своим определением прекращает примирительную процедуру и приступает к рассмотрению дела по существу в общеустановленном порядке (с подготовкой дела к судебному разбирательству, назначением и проведением подготовительного судебного заседания и т.д.) с той лишь разницей, что в первом случае суд будет рассматривать исковые требования в полном объеме, а во втором случае – лишь те из них, в отношении которых стороны не достигли консенсуса при помощи примирителя.