Часть 1. Общие впечатления об Украине и краткое изложение пермакультуры Хольцера

По обширным равнинам величественно течет Днепр. Без конца и края - до самого горизонта - простираются площади пахотных земель. Чернозем покрывает землю, да так далеко, насколько может охватить взгляд. О таких хороших условиях большинство фермеров в мире могут только мечтать.

И все же: в поездке по Украине мы снова и снова видим невозделанные поля, голую выжженную землю, монокультуры и деревни, которые свидетельствуют о бедности их жителей.

Май 2010 года. Клубы природного (органического) земледелия Украины и фермеры пригласили австрийского горного крестьянина Зеппа Хольцера за советом: Как могут владельцы земли снова найти природные и успешные пути ведения хозяйства? Что может сделать крестьянин, чтобы работать с прибылью, прокормить себя и свою семью и одновременно защитить природу?

Зепп Хольцер снова и снова подчеркивает: все ответы на эти вопросы есть в Книге Природы. Кто мыслит природно, найдет ответ на все свои вопросы. Но именно от природного мышления нас отучили и заставили отвыкнуть, большинство из нас должны лишь снова научиться, открыться чуду природы, снова внимательно смотреть и понимать близлежащее. “Книга природы широко раскрыта”, - повторяет Зепп, не уставая. И действительно: естественно изогнутое русло ручья, древнее дерево, к стволу которого прислоняются, наблюдение свободно живущих зверей - могут иногда творить чудеса и научить осознавать и чувствовать чудо жизни. Освобождать нас от повседневных забот, внимательно смотреть, понимать и быть открытыми для новых идей: все это относится к естественному мышлению.

Зепп Хольцер: “Природа держит наготове так много знаний, что мы могли бы жить 1000 лет и, тем не менее, не смогли бы все познать до конца”.

Высказывания и руководства на следующих страницах - только малая часть знания, которое открывается тому, кто снова учится естественно мыслить. Читатели не должны останавливаться на этом. Мы все можем стать Природо-учеными (Естество-знателями) в первоначальном смысле: позвольте самим себе спросить природу и наблюдать, как она действует. И если мы видим живое существо, которое плохо себя чувствует, не растет - не нужно сдаваться, пока не найдем причину этого. Тогда мы вместе сможем снова превратить этот мир в рай.

Лет спустя: на бывших местах военных действий создается пермакультура Хольцера

Остановки нашего путешествия по Украине в мае 2010 года известны нам из учебников истории как места военных действий: Херсон, Яремовка, Харьковская область и Киев. В день нашего прибытия в столицу она празднично украшена: млад и стар на улицах - празднуют 65-летний юбилей окончания войны.

Война и знаменитая черная земля Украины - два понятия, которые связаны. Будучи ребенком, Зепп Хольцер слышал, как взрослые в его окружении снова и снова говорили об этом. Лучшие почвы Европы были военной целью для национал-социалистов. И как раз, именно фермеры с Родины Зеппа Хольцера - австрийского Лунгау - должны были бы после завоевания переселиться в Украину, где бы они выращивали зерновые для Германской империи; а Лунгау должен был бы использоваться национал-социалистами как охотничий район.

Зепп Хольцер: “Ленивые фермеры уже видели себя состоятельными владельцами больших хозяйств на Черном море. Но те фермеры, которые поддерживали порядок в своих хозяйствах, были полны страха быть изгнанными из родного дома”.

Миллионы людей погибли из-за этого сумасшествия. К счастью для всех, Гитлер и немцы проиграли войну. И сейчас, 65 лет спустя, в тех местах, где раньше воевали, должны возникнуть пермакультуры Хольцера.

Зепп Хольцер: “Для меня лично это большая радость и удовлетворение. Я не могу себе представить лучшей и более действенной

мирной работы. Крестьянин, который мыслит природно, получит хороший урожай даже на плохих почвах и в неблагоприятном климате. И поэтому у него нет причины поглядывать искоса на хозяйство другого”.

Краметерхоф - пример сотрудничества с природой

Горный крестьянин по собственному опыту говорит о пути создания образцового крестьянского хозяйства в трудных условиях Краметерхофа. С детства он увлеченно и неотрывно наблюдал природу; с пяти лет делал эксперименты с водой, растениями и животными. Он следовал своему любопытству и жажде знаний, когда проращивал семена на подоконнике, закладывал вручную маленький пруд, наблюдал за раками и рыбой, сажал фрукты и овощи, разводил муравьев и червей. Играючи он развил с годами метод земледелия в гармонии с природой. Уже в ранние годы успех доказал его правоту, еще в школе он увеличивал свои карманные деньги продажей фруктов, растений и животных.

В 19 лет он перенял родительский Краметерхоф: 25 га на высоте от 1100 до 1500 м над уровнем моря, участок, который путем прикупа земель он увеличил до 45 га. Много отвесных склонов, песчаная и каменистая почва, да еще в холоднейшем регионе Австрии - были нелегкой исходной ситуацией. И все же, за исключением короткого времени заблуждений, Зепп Хольцер отказывался модернизировать хозяйство и вести его по узкой специализации, как советовали в то время крестьянам. Он не сажал рекомендуемые монокультуры и не применял химические удобрения и пестициды. Поэтому соседи и так называемые специалисты насмехались над ним. Однако семья поддерживала его, и успех доказал его правоту. Позднее, когда ураганы повсюду в Альпах опустошили еловые монокультуры, многие крестьяне вынуждены были забросить свои хозяйства по причине их нерентабельности. А Краметерхоф развивался великолепно. Об успехе стали говорить повсюду. Постепенно на него стали обращать внимание университеты, журналисты и ученые.

Сегодня Краметерхоф привлекает тысячи посетителей, которые приезжают каждый год из множества стран и осматривают природный рай сельского хозяйства, основанного на симбиозах. Зепп Хольцер протеррасировал всю гору так, что даже на отвесных склонах развиваются пышные биотопы.

Киви и вишни, картофель и зерновые растут вверх по склону горы, вплоть до горного пастбища. Смешанные лгса, полные фруктов, грибов и старых сортов злаковых, сеть озер л прудов с рыбой, раками и ценными водными растениями, естественное содержание старых пород свиней и крупного рогатого скота представляют собой образцовое крестьянское хозяйство.

Дети и взрослые, эксперты и неспециалисты проявляют одинаковый восторг: здесь они могут смотреть, слышать, вдыхать аромат и пробовать на вкус - ощущать всеми органами чувств, что сельское хозяйство и профессия крестьянина - нгчто прекрасное.

Зепп Хольцер: “Если все хорошо себя чувстЕуют- животные, растения, люди, тогда они работают для меня... ведь так и должно быть”.

Свое хозяйство теперь уже 68-летний Хольцер передал своему сыну Йозефу Андреасу. Сам он ездит круглый год в различные уголки мира, где консультирует землевладельцев и учит природному виду хозяйствования. В Испании, Португалии, Шотландии, Норвегии, США, Южной Америке, Таиланде и России с успехом применяется пермакультура Хольцера. Его книги переведены на многие языки. На русском есть “Аграрий-революционер” и первая часть книги “Пермакультура”. В дальнейшем запланированы и другие книги. А в данный момент он пишет книгу на тему воды.

О своих впечатлениях от Украины он говорит: ‘При такой почве крестьяне должны жить, как короли. Однако в деревнях видна крайняя нищета, крестьяне предлагают свои товары на нелегальных рынках как нищие, просящие на подаяние. Система вышла из равновесия не только в Украине, но и во всем мире. Если мы хотим что-то изменить, нужно не бороться с симптомами, а приняться за причины”.

Причины аграрного убожества

Причины аграрной ситуации в Украине лежат как на ладони: в течение многих десятилетий фермерам было запрещено самостоятельное ведение хозяйства как частного предприятия на своей земле. Кто все же это делал, рисковал получить драконовские штрафы. Так были утеряны традиционные знания земледелия. Это происходило так же или похожим образом не только в Украине, но и во всем мире. Зепп Хольцер в своих поездках по Европе, Азии, Южной и Северной Америке часто видел еще худшие ситуации: “Многие фермеры во всем мире с тысячами гектаров земли как итог своей деятельности показывают дефицит баланса. Во всех странах человек разучился полагаться на природу и сотрудничать с ней. Именно этому мы должны сейчас учиться. Участок земли всегда лишь настолько ценен, насколько владелец в состоянии на нем хозяйствовать”.

Во всем мире промышленная обработка земли и вред, который она наносит, похожи: в ходе землеустройства выкорчевали живые изгороди и леса, осушили небольшие пруды, разровняли поля и заложили монокультуры. Участки были сформированы для удобства обработки машинами, ландшафт вычищен.

Но если природой пренебрегают, она напоминает людям о своем существовании. На необъятных просторах Украины это имеет особенно роковые последствия: несдерживаемый живыми изгородями и другими препятствиями, постоянно дует ветер; он беспрестанно иссушает почву и растения, сдувает ценный гумус облаками пыли.

Монокультурное хозяйствование противоестественно, разрушительно, нерентабельно и монотонно. Растениям одинаковой величины и в одинаковой стадии развития нужны одинаковые питательные вещества в одно и то же время. Они состоят в постоянной конкурентной борьбе за свет и воду. Елки ли в Альпах, пинии в Южной Европе или подсолнечник в Украине: так и производят одержимые, слабые и зависимые растения. Они не могут защищать друг друга от ветра и высыхания. Их корни берут питательные вещества с одной и той же глубины, насекомые-вредители могут распространиться от растения к растению и вызвать эпидемию. В этой ситуации почва тоже устает и урожайность снижается. Для того чтобы побороть симптомы неверного способа хозяйствования, аграрные консультанты рекомендуют пестициды и фунгициды, химические удобрения и гормоны роста. Но, как и любая борьба с симптомами, эти меры только усиливают проблему: они убивают жизнь в почве, ослабляют восстановительные силы земли и отравляют полезные живые существа. Грунтовые воды при этом сильно загрязняются.

Современный человек мыслит сегодня квадратично, а не кругло и естественно. Отчетливее всего это видно по воде. Вода - это самое важное, так как вода - это жизнь, и без воды не может расти ни одно живое существо. Тем не менее, воду отводят с полей и лесов, как будто это мусор. Во всем мире поля дренажируются, естественная способность почвы удерживать воду разрушается. Если почва не впитывает зимние и осенние осадки, то летом растениям не хватает влаги. А эти невпитанные осадки утекают со всей силой и смывают при этом тысячи тонн ценного верхнего слоя почвы в реки.

В Украине этот процесс проявляется в образовании эрозионных ущелий (оврагов), которые расширяются дальше год от года. Так, площадь пахотных земель, которые и без того уже теряют продуктивность из-за монокультурного хозяйствования, сокращается на глазах - феномен, который Зепп Хольцер также наблюдал в Эквадоре, Jla Пальме и других странах.

Остаются лишь аграрные степи. Возделывание земли становится все более нерентабельно, все чаще поля и хозяйства забрасываются, люди бегут в города. Достать здоровые продукты питания становится все сложнее.

“В большей или меньшей степени то же самое происходит во всем мире: в Португалии, Испании, Германии, Шотландии. В США на бесконечно длинных расстояниях я не видел ни одного фермерского хозяйства, - рассказывает Зепп Хольцер. - Если умрет крестьянин, умрет страна. Насколько еще глупее может стать человек?! Что еще должно произойти, чтобы он опомнился и начал мыслить естественно?! Нормальное стало глупостью, и природное мышление утратилось”

Последствия ошибочной аграрной политики ощущают на себе крестьяне также и в Украине. Многие из них видят в возможном вступлении в Евросоюз последний шанс выжить.

Зепп Хольцер предупреждает об этой обманчивой надежде и ошибочной политике Евросоюза, которая привела к разорению тысячи крестьян. Субсидии, содействующие монокультурам и приостановке обработки полей; предписания, которые невозможно соблюдать; обязательства, превращающие фермера в раба в своем хозяйстве; цены, которые падают катастрофически.

Зепп Хольцер: “Евросоюз делает фермера еще более зависимым. Сначала он радуется, что получил премию и имеет деньги в кармане. Но потом обязательства настолько сложно и тяжело выполнить, что он даже сам не знает, что ему можно, а что нельзя. В конце концов ему приходится снова возвращать деньги. Может, у него есть еще парк сельскохозяйственных машин, но, тем не менее, есть дефицит в балансе, и когда-нибудь он будет вынужден забросить свое хозяйство.

Неверная аграрная политика ЕС охватывает все отрасли сельского хозяйства: производство семян, содержание животных, лесное хозяйство. Монокультурам всегда содействуют, а многообразию препятствуют. Господствуют однообразие и равномерность: везде угол изгиба огурцов должен быть одинаковым, клубника одинаковой величины, должны возделываться те же самые сорта зерновых. Вкус и содержимое не имеют значения. Если все делают одно и то же, они составляют конкуренцию друг другу. В ЕС эта конкуренция создается искусственно. С природным мышлением это не имеет ничего общего. Но без природного мышления невозможно получить экономическую прибыль”

Статистика подтверждает, что политика ЕС поддерживает большие предприятия, а мелкие обделяет. С появлением ЕС чрезмерно увеличилось “вымирание крестьян” и “вымирание” при этом слишком часто следует воспринимать буквально: многие землевладельцы от отчаяния заканчивают жизнь самоубийством.

#

Зепп Хольцер: “Лечение симптомов - это всегда борьба. Наш мозг создан для мышления и управления, а не для борьбы. И если ты, как крестьянин, встанешь однажды на путь борьбы, то не прекратишь этого всю свою жизнь. Ибо ты нарушаешь процессы природы, которые тебе, в сущности, хотят помочь. Теперь остается лишь одно: общаться с природой и восстанавливать естественные условия. Не природу нужно приспосабливать к технике, а технику к природе”.

На что может надеяться крестьянин в Украине и во всем мире?

Зепп Хольцер: “Нам нужно сельское хозяйство разнообразия. Крестьянин должен предстать перед своей природой и животными и не поддаваться внушению так называемых специалистов. Консультанты, которые лечат симптомы, это, на мой взгляд, инвалиды теории. Что в этой стране меня сильно обнадеживает, так это многие люди из городов, которые снова идут на землю и хотят жить с земли. Это правильный путь”.

Предложения Зеппа Хольцера по решению проблем для Украины такие же, как и для Южной Европы: “Исследовать причины, а не лечить симптомы”.

Его конкретные предложения: “Крупные землевладельцы страны должны предоставить неимущим “жителям Земли без земли” участки в аренду. Им следовало бы возделывать поля имеющимися машинами и удобрять органическими удобрениями. На таких мелких участках (от 500 кв. м) многие интересующиеся люди могут научиться огородничеству, садоводству и сельскому хозяйству. В качестве вознаграждения неимущие арендаторы могли бы отдавать часть выращиваемых продуктов или выполнять работы для землевладельца. Так можно обрести друзей, а не врагов и завистников.

Зепп Хольцер: “Капитал страны - жаждущие природы и желающие работать люди, а не заброшенные земли крупных землевладельцев. Если фермер владеет 1000 га пахотных земель и имеет дефицит баланса, тогда уже многое неладно. Сейчас (и это самое позднее!) он должен распознать, что химия ему не помогла, а губит его и его землю”.

Предоставляя участки земли в аренду, землевладелец может найти друзей и сотрудников, и благодаря этому экономит на высоких расходах на охрану.

Зепп Хольцер: “Голод и нужда не знают границ. Никакие заборы и стены, а также никакие собаки и автоматы Калашникова не смогут защитить от этого. В моих консультациях в Украине, а также в Португалии и Испании крупные землевладельцы (от 1000 до 4000 га) жаловались на следующие проблемы: у стоящих корковых дубов воруют кору, поджигают дома и леса, украли сетку-рабицу с забора и кладут доски со вбитыми гвоздями на полевые дороги. Невозможно ничего делать, когда кругом одно только воровство и вредительство. В Украине у одного владельца украли часть сетки-рабицы с забора. За сетку воры получили, может, три евро. Причиненный этим воровством ущерб плодовым деревьям измеряется в тысячах евро”.

Наши рекомендации