В) методические разработки. 9. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических
9. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических вузов и факультетов/ В.А. Компанцев [и др.]. – Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2009. – С. 82-90.
Тема. Растворы. Равновесные процессы в растворах электролитов.
Теории кислот и оснований.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки
к занятию:
1. Что называется электролитической диссоциацией? Электролиты и неэлектролиты. Приведите примеры. К каким классам неорганических соединений относятся электролиты? Назовите основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса.
2. Как влияет природа химической связи на диссоциацию веществ в растворах? Поясните механизм процесса электролитической диссоциации, приведите примеры и схемы диссоциации в воде электролитов с ионным типом связи и ковалентной полярной связью. Что такое сольваты (гидраты)?
3. Что такое степень диссоциации? Какие электролиты называются сильными и слабыми? Приведите примеры.
4. Зависимость степени диссоциации от:
- от природы электролита и растворителя; роль диэлектрической проницаемости растворителя в процессе диссоциации;
- концентрации электролита и изменения концентрации одно- именных ионов;
- температуры; термодинамический анализ процесса диссоциации.
5. Константа электролитической диссоциации. От каких факторов она зависит? Закон разбавления Оствальда для слабых бинарных электролитов.
6. Дайте определения кислоте, основанию и соли (средней, кислой, основной, двойной) согласно теории электролитической диссоциации.
7. Какие достоинства и недостатки имеет теория кислот и оснований С. Аррениуса?
8. Дайте определения кислоте и основанию с позиций протолитической теории. Что называется кислотно–основной сопряжённой парой?
9. Какие достоинства и недостатки имеет протолитическая теория кислот и оснований?
10. Дайте определения кислоте и основанию с позиций электронной теории Льюиса.
11. Какие достоинства и недостатки имеет электронная теория Льюиса?
12. Концепция ЖМКО (Пирсона). Какие частицы (кислоты и основания) называют «мягкими», а какие - «жесткими»? Какое правило объясняет взаимодействие этих частиц?
13. Какие достоинства и недостатки имеет концепция ЖМКО?
Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие
задания:
Вариант № 1
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO4, Ca(OH)2, Al2(SO4)3, H3PO4, NaHSO3, MgOHCl, KАl(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) FеСl3 + NаОН ®
2) Nа2СО3 + НСl ®
3) АgNО3 + Nа3PO4 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях
протолитических реакций:
1) NH3 + H3O+ Û NH4+ + H2O
2) NH3 + HCl Û NH4+ + Cl-
Вариант № 2
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HCl, Fe(OH)2, ZnSO4, H2SО3, (FeOH)2SO4, Ca(HSO4)2, (NH4)2Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) AlCl3 + NаОН ®
2) NаCl + AgNO3 ®
3) HBr + Na2СО3 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:
1) H3PO4 + H2O Û H2PO4- + H3O+
2) CH3COOH + NH3 Û CH3COO- + NH4+
Вариант № 3
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO, КOH, Nа2SO4, H2СО3, FeOHSO4, Mg(HSO4)2, КFe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) FeSO4 + NаОН ®
2) Ва(NO3)2 + К2SO4 ®
3) НСl + К2СО3 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:
1) HBr + NH3 Û Br- + NH4+
2) HCN + HNO3 Û Н2CN+ + NO3-
Вариант № 4
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO3, Ba(OH)2, CuSO4, H2S, AlOHSO4, Ca(H2PO4)2, NH4Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) ВаCl2 + Nа2SO4 ®
2) СаСl2 + К2СО3 ®
3) Sr(ОН)2 + НNО3 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:
1) HNO3 + NH3 Û NO3- + NH4+
2) CH3COOH + HNO3 Û CH3COOH2+ + NO3-
Вариант № 5
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HNO3, NaOH, Fe2(SO4)3, H3AsO4, NaHCO3, CaOHCl, NH4Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) Н3PO4 + КОН ®
2) Nа2SiО3 + НСl ®
3) АgNО3 + KСl ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях
протолитических реакций:
1) H3PO4 + NH3 Û H2PO4- + NH4+
2) H3PO4 + HCl Û H4PO4+ + Cl-
Вариант № 6
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO3, Sr(OH)2, Na2SO4, H2S, (CaOH)2SO4, Mg(HSO4)2, (NH4)2Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) FeCl2 + NаОН ®
2) K3PO4 + AgNO3 ®
3) HСl + К2SiО3 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:
1) H2SO4 + Н2O Û HSO4- + H3O+
2) H2O + H2S Û H3O+ + HS-
Вариант № 7
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO2, Ba(OH)2, Nа2SiO3, H2SО3, AlOHSO4, Ca(HSO4)2, КAl(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) CuSO4 + NаОН ®
2) ВаСl2 + К2SO4 ®
3) Н2SO4 + К2СО3 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:
1) H2S + CH3COOH Û H3S+ + CH3COO-
2) HCN + HCl Û Н2CN+ + Cl-
Вариант № 8
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HClO, Ca(OH)2, ZnSO4, H2SiO3, CrOHSO4, Mg(H2PO4)2, NH4Fe(SO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
2. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения для следующих реакций:
1) FeCl3 + NаОН ®
2) Са(NO3)2 + К2СО3 ®
3) Ba(ОН)2 + НNО3 ®
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитических реакций:
1) HNO3 + NH3 Û NO3- + NH4+
2) HF + H2SO4 Û H2F+ + HSO4-
Образец выполнения письменных заданий:
1. Какие электролиты диссоциируют необратимо, а какие - обратимо? Покажите это на примерах следующих электролитов: HNO3, HNO2, LiOH, Mg(HSO4)2. Назовите все образующиеся ионы по номенклатуре ИЮПАК.
Ответ: HNO3 ® H+ + NO3-
ион водорода нитрат-ион
HNO2 H+ + NO2-
ион водорода нитрит-ион
LiOH ® Li+ + OH-
ион лития гидроксид-ион
Mg(HSO4)2 ® Mg2+ + 2HSO4-
ион магния гидросульфат-ион
KFe(SO4)2 ® K+ + Fe3+ + 2SO42-
ион калия ион железа (III) сульфат-ион
2. Составьте молекулярное, полное и сокращенное ионно-молекулярные уравнения для следующей реакции:
Fe(OH)2 + H2SO4 ®
Ответ: Fe(OH)2 + H2SO4 ® FeSO4 + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ + SO42- ® Fe2+ + SO42-+ 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ ® Fe2+ + 2H2O
3. Укажите кислотно–основные сопряжённые пары в уравнениях протолитической реакции: HCN + NH3 Û NH4+ + CN-
Ответ:
Литература для подготовки:
1. Лекция по теме занятия.
а) основная литература
2. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов/
Ю.А. Ершов [и др.]. – М.: ВШ, 2002. – С. 88-108; 129-131.
б) дополнительная литература
3. Пузаков, С.А. Химия: учебник /С.А. Пузаков – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 640 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. pharma. studmeblid. ru.
4. Слесарев, В.И. Химия. Основы химии живого / В.И. Слесарев. – СПб.: Химиздат, 2001. – С.153-167.
5. Химия: общая и неорганическая [Электронный ресурс] / сост. Ю.Я. Харитонов, Т.К. Слонская; ГОУ ВПО Моск. мед.акад. им. И.М. Сеченова; Фармац. фак.; Центр. науч. мед. б-ка. – Электрон.дан. – М.: Русский врач, 2004. – 1 электрон.опт. диск (СD- версия). – Загл. этикетки диска. – (Электрон.б-ка для высш. мед. и фармац. образования).
6. Глинка, Н.Л. Общая химия: учебник/ Н.Л. Глинка – М.: КНОРУС, 2010. – С.239-264.
7. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник / Н.С. Ахметов. –
6-е изд. стер. - М.: ВШ, 2005.– С.208-212.