Темы 2.1-2.9: КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Цели: - Систематизировать и обобщить знания по темам качественного анализа
- Углубить и расширить знания по данным темам.
Мотивация:Основной задачей качественного анализа является установление идентичности ионов, атомов, молекул, находящихся в исследуемом веществе, материале, в т.ч.
в лекарственном веществе. Идентичность может быть установлена с помощью химических реакций обнаружения или по физическим аналитическим свойствам.
Требования к знаниям:
- методы качественного анализа;
- аналитические классификации катионов и анионов на группы;
- реактивы: групповые, частные, специфические;
- дробный и систематический анализы;
- аналитические реакции и условия их выполнения;
- качественный анализ катионов: аммония, калия, натрия, серебра, свинца, кальция, бария, цинка, алюминия, железа (II), железа (III), магния, марганца, меди;
- специфические реакции на катионы;
- действие групповых реактивов;
- групповые и характерные реакции на анионы I-II-III аналитических групп.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
I. Основная задача качественного анализа.
II. Классификация катионов на группы.
1. Качественные реакции на катионы I аналитическойгруппы:
ü аммония - действие NаOH,
- действие реактива Несслера
ü калия - действие с гексанитрокобальтата (III) натрия
- действие гидротартрата натрия
- окрашивание пламени
ü натрия - окрашивание пламени
ü серебра - действие группового реактива
- действие хромата калия
- действие йодида калия
- действие тиосульфата натрия
- действие щелочи
ü свинца - действие группового реактива
- действие хромата калия
- действие йодида калия
- действие щёлочи
2. Качественные реакции на катионы III аналитической группы
ü кальция - действие группового реактива
- действие оксалата аммония
- окрашивание пламени;
ü бария - действие группового реактива
- действие оксалата аммония
- действие хромата калия
- окрашивание пламени.
3. Качественные реакции на катионы IV аналитической группы
ü цинка - действие группового реактива
- действие гексацианоферрата (II) калия
- действие сульфида натрия
ü алюминия - действие группового реактива
- действие ализарина (на фильтровальной бумаге)
- действие нитрата кобальта
(на фильтровальной бумаге)
4. Качественные реакции на катионы V аналитической группы
ü железа (II) - действие группового реактива
- действие гексацианоферрата (III) калия
- действие с сульфида аммония
ü железа (III) - действие группового реактива
- действие гексацианоферрата (II) калия
- действие роданида калия
ü магния - действие группового реактива
- действие гидрофосфата натрия
ü марганца (II) - действие группового реактива
- действие диоксида свинца
5. Качественные реакции на катионы VI аналитической группы
ü меди (II) - действие группового реактива
- действие щёлочи
- действие гидроксида аммония
- действие гексацианоферрата (II) калия
- действие йодида калия
- окрашивание пламени
III. Классификация анионов по их отношению к групповым реактивам и по их окислительно-восстановительным свойствам.
1. Качественные реакции на анионы I аналитической группы:
· сульфат
· тиосульфат
· карбонат
· фосфат
· борат анионы
2. Качественные реакции на анионы II аналитической группы:
· хлорид
· бромид
· иодид анионы
3. Качественные реакции на анионы III аналитической группы:
· нитрат
· нитрит
· ацетат анионы
ПРИМЕНЕНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Чтение текста учебника В.Д. Пономарев, Аналитическая химия, М. Медицина, 1982 , 15-175. (выборочно)
2. Чтение текста учебно-методического пособия Т.С. Панкратовой «Качественный анализ», Калуга , 2004г.
3. Чтение конспекта лекции № 1
4. Ответить на контрольные вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какую задачу ставит перед собой качественный анализ?
2. В зависимости от чего и как делятся на группы все катионы?
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
РАЗДЕЛ 3. Количественный анализ
Темы 3.2: КИСЛОТНО - ОСНОВНОЕ ТИТРОВАНИЕ
В ВОДНЫХ СРЕДАХ
Цели: -Расширить, углубить, обобщить знания по данной теме.
- Коррекция знаний.
МОТИВАЦИЯ:
Метод кислотно-основного титрования широко используют в фармацевтическом анализе.
Такие лекарственные средства как: кислота хлороводородная, кислота аскорбиновая, кислота ацетилсалициловая, бутадион, барбитураты, глютаминовая кислота, бетазин, натрия тетраборат и другие лекарственные средства как в сложных лек формах, так и в простых количественно определяются этим методом. Это дает основание использовать этот метод там, где возможно.
Поэтому усвоение сущности этих методов и техники их применения представляется исключительно важным для студентов.
Требования к знаниям:
- Теоретические основы метода.
- Рабочий раствор, стандартные растворы.
- Индикаторы метода; подбор индикатора.
- Применение в фармацевтическом анализе.
- Расчеты.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Основные уравнения метода;
2. Рабочий раствор, стандартные растворы;
3. Индикаторы метода; подбор индикатора;
4. Определение аминокислот формальным титрованием;
5. Ацидиметрия и алкалиметрия.
6. Техника титрования в методе нейтрализации.
7. Применение в фармацевтическом анализе