III. Изучение нового материала
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Слайд 12.
Алгоритм действий.
1. Расставить степени окисления всех элементов.
2. Выбрать элементы, изменившие степень окисления.
3. Выписать эти элементы и показать схематично переход электронов (составить электронный баланс).
4. Число перешедших электронов снести крест на крест и, если надо, сократить. Эти числа будут коэффициентами в уравнении.
5. Расставить коэффициенты из электронного баланса.
6. Сравнением числа атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения реакции определить и проставить недостающие электроны.
Примечание: Индекс в молекулах простых веществ переносится в электронный баланс, индексы из формул сложных веществ в баланс не переносятся.
Пример:
2KMn +7 O4 + 16 HCl-1→ 2Mn +2Cl2 + 2KCl + 5Cl20 + 8H2O
Mn+7 +5e → Mn+2 5 2 – окислитель
2Cl-1 – 2e → Cl20 2 5- восстановитель
Коэффициенты, взятые из электронного баланса, подчёркнуты одной чертой.
IV. Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения для улучшения мозгового кровообращения
Учитель читает правильные и неправильные утверждения по теме, а учащиеся кивком головы вперёд определяют правильные утверждения, а поднятием головы вверх – неправильные утверждения.
V. Закрепление
Выполнение упражнений. Слайд 14-15
Задание. Расставить коэффициенты методом электронного баланса:
1) NH3 + SO2 → N2 + S + H2O
2) Cl2+ KOH → KClO3+ KCl + H2O
3) Fe(NO3)3→ Fe2O3 + NO2 + O2
4) HNO2 + KMnO4 + H2SO4 → HNO3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
VI. Подведение итогов урока.
Учитель ещё раз подчёркивает значение окислительно-восстановительных реакций и подводит итоги.
VII. Рефлексия
Слайд 16
1.Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
2. Как изменилось ваше настроение в ходе урока?
VIII. Домашнее задание
§ 19, упр.5,7, стр.144 (расставить коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях)
Приложения
Приложение 1.
Алгоритм прогнозирования окислительно-восстановительных свойств соединений
1. Запишите формулу соединения, укажите в нем степень окисления элемента, по которому прогнозируются свойства | N2 ( простое вещество) | |||||||
2.Определите высшую (положительную) степень окисления (см. «Справку») | +5 V Группа = N | |||||||
3.Определите низшую (отрицательную) степень окисления (см. «Справку» | -3 5 – 8 = - 3 = N | |||||||
4. Сделайте выход и обоснуйте его. | N2 0 (нуль) – промежуточная степень окисления. Вывод: N2 - окислитель или восстановитель, так как степень может: понижаться повышаться до -3 до +5 N2 |
Справка
Степень окисления (с.о.) |
Высшая (с.о.)= +№группы | Промежуточная | Низшая (с.о.)=№группы -8 | ||
Только Окислитель | Окислитель и восстановитель | только восстановитель |
Приложение 2