Темы «Способы выражения концентрации растворов», «Растворы электролитов», «Концентрация ионов», «Водородный показатель», «Произведение растворимости»

Самостоятельная работа №1.

Темы «Основные понятия химии», «Основные законы химии»

1. Какая частица называется протоном? Сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атоме железа,атомеуглерода? Значение атомных масс округлите до целого числа. Чему равен заряд ядра атомов указанных элементов?

2. Дайте определение понятиям «ион», «химический элемент», «относительная атомная масса», «молекула», «относительная молекулярная масса». Приведите примеры.

3. Что называют изотопами? Какие изотопы известны для углерода? В каком процентном соотношении существуют эти изотопы?

4. Сформулируйте закон Авогадро и его следствия. Рассчитайте плотность кислорода: а) по водороду; б) по воздуху.

5. Определите молекулярную массу Fe2O3, Fe(OH)3, Fe2(SO4)3.

6. Рассчитайте:

а) сколько моль вещества содержится в 2 кг Fe2O3, в 17 г Fe2(SO4)3;

б) сколько молекул содержится в 1 м3 метана СН4 (при н.у.);

в) чему равна масса 0,25 моль Fe(OH)3..

7. Минерал бирюза содержит 24,8% алюминия, 2,3% водорода, 14,2% фосфора, 58,7% кислорода (окраску минералу придают ничтожные примеси меди). Определите простейшую формулу бирюзы.

Самостоятельная работа №2

Темы «Строение электронных оболочек», «Периодическая система химических элементов»

1. Для элементов №17 и №26

- выпишите название и символ элемента;

- укажите номер периода, номер группы и подгруппу (главная или побочная);

- определите число протонов, нейтронов и электронов;

- составьте электронную и электронно-графическую формулы;

- укажите, к какому электронному семейству относится элемент;

- укажите валентные орбитали и определите число всех возможных валентных электронов

(в нормальном и возбужденном состоянии);

- запишите формулу высшего оксида и вычислите в нем массовую долю этого элемента.

2.Укажите:

- каким атомам(название и символ) соответствуют следующие электронныеформулы,

- к какому электронному семейству они относятся;

- в каком периоде и в какой группе (подгруппе) находятся эти элементы.

а) 1s22s1;

б) 1s22s22p63s23p63d104s24 p6;

в) 1s22s22p63s23p63d34s2;

г) 1s22s22p63s23p2.

3. Составьте электронные и электронно-графические формулы:

а) для атомажелезаи катионаMn4+;

б)для атома кислорода ианионаО2-.

4. Атомные массы элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева непрерывно увеличиваются, тогда как свойства простых веществ изменяются периодически. Как это можно объяснить?

5. Элемент в Периодической системе имеет порядковый номер 23. Какие свойства проявляют его оксиды, отвечающие высшей (определите самостоятельно) и низшей (II) валентности? Приведите примеры соединений и уравнения реакций, подтверждающие ваши предположения.

Самостоятельная работа №3

Разделы «Основные классы неорганических соединений»,

«Номенклатура неорганических соединений»

1. Дайте определение следующим соединениям и приведите в качестве примера по 2 формулы указанных соединений:

а) амфотерный оксид,

б) кислотный гидроксид (кислота),

в) основная соль.

2. Назовите следующие соединения, укажите, к какому классу они относятся:

Ba(HCO3)2, H4SiO4, Cr(OH)3, Rb2O, CaMnO4, H2SeO3, NH4OH, [Cr(OH)2]2SO4, Al(OH)Cl2, Li2CrO4.

3. Определите класс и напишите формулы следующих соединений:

оксид алюминия, селеноводородная кислота, сульфит аммония, дигидрофосфат калия, ортокремневая кислота, гидросиликат железа(III), вольфрамовая кислота, гидроксид кобальта(II), хлорид дигидроксосвинца(IV), сульфид цинка.

4. Взаимодействуют ли с кислотой:

а) амфотерные оксиды,

б) кислотные гидроксиды,

в) основные соли?

Приведите примеры уравнений соответствующих химических реакций и назовите продукты.

5. Какие реакции можно использовать для получения:

а) амфотерного оксида,

б) кислотного гидроксида,

в) основной соли?

Приведите уравнения соответствующих химических реакций.

6. Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых можно последовательно получить следующие соединения, укажите типы химических реакций:

K ® KOH ® K3[Al(OH)6] ® KNO3 ® KOH

Самостоятельная работа №4

Тема «Общие закономерности химических процессов»

1. Пользуясь таблицей растворимости солей, кислот и оснований, составьте уравнения реакций, проходящих между:

а) нитратом железа(II) и гидроксидом натрия;

б) гидроксидом хрома и гидроксидом калия;

в) хлоридом дигидроксоалюминия и соляной кислотой.

Расставьте коэффициенты, укажите признаки и тип реакций.

2. Пользуясь справочными материалами, рассчитайте количество теплоты, которое выделится при сжигании 1 м3 бутана С4Н10.

3. Используя табличные значения стандартных энтропий и энтальпий, вычислите значение энергии Гиббса для реакции

2HCl (газ) + 1/2O2 (газ)® Сl2 (газ) + H2О (ж)

и определите принципиальную возможность или невозможность осуществления реакции: а) в стандартных условиях; б) при 500оС. При какой температуре возможно состояние равновесия?

4. Как изменится скорость реакции 2NO(газ)+ Cl2 (газ) =2 NOCl (газ), если концентрация оксида азота(II) будет увеличена в 7 раз?

5. На сколько градусов нужно повысить температуру химической реакции, чтобы ее скорость увеличилась в 30 раз? Температурный коэффициент γ примите равным 3,2.

Самостоятельная работа №5

Темы «Способы выражения концентрации растворов», «Растворы электролитов», «Концентрация ионов», «Водородный показатель», «Произведение растворимости»

1. Что называют концентрацией раствора? Какая концентрация называется: а) молярной; б) массовой долей? Что показывают эти концентрации? Ответьте на вопросы, приведите формулы для расчетов.

2. Решите задачи:

а) В 800 г воды растворили 225 г гидроксида калия, плотность раствора равна 1,281 г/мл. Найти: молярность и массовую долю КОН;

б) Сколько граммов сульфита натрия нужно взять для приготовления: а) 250 мл 0,12 М (0,12 молярного) раствора; б) 4 л 0,15 М раствора; в) 2,5 л 10%-ного раствора, плотность которого равна 1,145 г/мл?

2. Что такое электролиты? Приведите примеры электролитов.

3. Что показывает константа диссоциации? Составьте выражение константы диссоциации для каждой стадии диссоциации молекул: а) угольной кислоты; б) гидроксида цинка.

4. Как рассчитать концентрацию ионов в растворе: а) сильного электролита; б) слабого электролита? Приведите формулу для расчетов. Чему равны значения α - степени диссоциации в каждом случае и почему?

6. Решите задачи:

а) В 4 л воды растворили 0,40 г гидроксида натрия. Пренебрегая изменением объема и считая диссоциацию гидроксида натрия полной, определите рН полученного раствора.

б) В 2 л воды растворили 10,2 г хлорноватистой кислоты. Принимая Кдис.HClO равной 5∙10-8, определите рН полученного раствора. Как изменился водородный показатель раствора по сравнению с чистой водой?

Наши рекомендации