Электролитическая диссоциация. Слабые и сильные электролиты
Изучите материал, изложенный в пособии (Н.В. Слученкова, Т.Е.Иванова «Аналитическая химия», с. 4-5) и материал учебника (И.К. Цитович «Курс аналитической химии», 2004, с. 14-33) и ответьте на вопросы:
1. Сильные электролиты (дать определение, привести примеры):
2. Слабые электролиты (дать определение, привести примеры):
3. Электролиты средней силы (дать определение, привести примеры):
4. Приведите два примера слабых кислот, напишите для них уравнения диссоциации и выражение константы диссоциации.
5. Приведите два примера слабых оснований, напишите для них уравнения диссоциации и выражение константы диссоциации.
6. Какая зависимость существует между константой диссоциации и степенью диссоциации? Выразите её математически.
7. Приведите формулу зависимости между активностью иона и его действительной концентрацией:
8. Коэффициент активности (определение, формула):
9. Ионная сила раствора (определение, формула):
1.2 Диссоциация воды. Водородный показатель рН. Вычисление концентрации ионов водорода [Н+] и рН в растворах кислот и оснований
Изучите материал, изложенный в пособии (Н.В. Слученкова, Т.Е.Иванова «Аналитическая химия», с. 5-8) и материал учебника (И.К. Цитович «Курс аналитической химии», 2004, с. 33-42) и ответьте на вопросы:
1. Какова концентрация ионов Н+?
в нейтральном растворе:
в кислом растворе:
в щелочном растворе:
2. Значение рН
в нейтральном растворе:
в кислом растворе:
в щелочном растворе:
3. Изобразите изменение концентрации ионов Н+ и рН в кислой, нейтральной и щелочной среде с помощью схемы.
4. Методы измерения рН раствора в ходе анализа:
Буферные растворы
Изучите материал, изложенный в пособии (Н.В. Слученкова, Т.Е.Иванова «Аналитическая химия», с. 8-10) и материал учебника (И.К. Цитович «Курс аналитической химии», 2004, с. 42-46) и ответьте на вопросы:
1. Буферное действие:
2. Буферный раствор:
3. Буферная ёмкость:
4. Буферные растворы, применяемые в анализе:
5. Биологическое значение буферных систем.
Гидролиз солей
Изучите материал, изложенный в пособии (Н.В. Слученкова, Т.Е.Иванова «Аналитическая химия», с. 10-12) и материал учебника (И.К. Цитович «Курс аналитической химии», 2004, с. 46-54) и ответьте на вопросы:
1. Гидролиз (определение):
2. Степень гидролиза:
3. Константа гидролиза:
4. Какие соли не подвергаются гидролизу? (Определение, примеры)
5. Гидролиз по аниону (два примера соли, уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде, выражение Кг).
6. Гидролиз по катиону (2 примера соли, уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде, выражение Кг).
7. Гидролиз по катиону и аниону (2 примера соли, уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде, выражение Кг).
8. Напишите уравнение гидролиза сульфида аммония. Как сказывается на гидролизе сульфида аммония добавление к раствору NH4OH? Почему?
9. Напишите уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде следующих солей: ZnSO4, (NH4)2CO3, FeCI2.
ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ГЕТЕРОГЕННЫХ СИСТЕМАХ
Изучите материал, изложенный в пособии (Н.В. Слученкова, Т.Е.Иванова «Аналитическая химия», с. 20-21) и материал учебника (И.К. Цитович «Курс аналитической химии», 2004, с. 72-79) и ответьте на вопросы:
1. Правило произведения растворимости:
2. Запишите математическое выражение произведения растворимости для следующих малорастворимых электролитов Mg(OH)2, Ba3(PO4)2, AI(OH)3, CaCO3.
3. На примере AgCI охарактеризуйте насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы с точки зрения сравнения ПР и произведения концентраций ионов.
4. Объясните влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита. Приведите примеры.
5. В чем заключается явление солевого эффекта? В чем его причина?
6. В какой последовательности будут осаждаться ионы Са2+, Sr2+ и Ва2+ при действии карбонатом аммония, если концентрации их в растворе равны. Ответ поясните.
7. Полнота осаждения зависит от следующих факторов: 1) растворимость осаждаемого электролита; 2) количество осадителя; 3) степень диссоциации осадителя; 4) рН среды. Поясните значение каждого фактора.
8. Объясните, почему осадок Мg(OH)2 растворяется в кислотах (НСI) и солях аммония (NH4CI)?
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Основные принципы качественного анализа
Изучите материал, изложенный в пособии (Н.В. Слученкова, Т.Е.Иванова «Аналитическая химия», с. 26-27) и материал учебника (И.К. Цитович «Курс аналитической химии», 2004, с. 104-120, 142-144) и ответьте на вопросы:
1. Аналитические реакции:
2. Сущность «сухого» и «мокрого» способов выполнения аналитических реакций.
3. Условия выполнения аналитических реакций (требования, предъявляемые к аналитическим реакциям) (перечислить не менее трех).
4. Чувствительность аналитических реакций.
5. Обнаруживаемый минимум:
6. В чем заключается маскировка ионов?
7.Специфические реакции (определение, примеры).
8. Селективные реакции (определение, примеры)
9. Дробный анализ:
10. Систематический анализ:
11. В чем различие между макро-, микро- и полумикроанализом?
12. Операции, применяемые в полумикроанализе:
13. В чем заключается микрокристаллоскопический метод анализа?
14. Капельные реакции (определение):
15. Групповой реагент (определение):
16. Заполните таблицу:
Аналитическая группа | Катионы | Групповой реагент |
I | ||
II | ||
III | ||
IV | ||
V |
17. Заполните таблицу: