Сущность познавательного интереса школьников

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Естественно-географический факультет

Кафедра биологии, химии и методики преподавания биологии и химии

Демонстрационный эксперимент в процессе преподавания химии

Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения химии»

направления 050100 «Педагогическое образование»

профиль «Биология», «Химия»

«Прошла защиту» Исполнитель:

Оценка_________________________ Магулова Ю.Ю.(гр.ЕГ-БХБ-411)

Дата __________________________ ____________________________

Преподаватели Научный руководитель:

________________________________Реут Л.А., канд. пед. наук,

________________________________ доцент

____________________________

Волгоград

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к школьному предмету химии.

1.1. Сущность познавательного интереса школьников………………5

1.2. Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии…………………………………………………………7

1.3. Техническое обеспечение демонстрационных опытов………….9

1.4. Техника безопасности при проведении химических демонстраций……………………………………………………….10

1.5. Использование демонстрационного эксперимента в режиме on-line или в записи на CD-ROM………………………………….12

Глава 2. Экспериментальная часть.

2.1. Демонстрации химических опытов в рамках школьного курса химии в 8 – 9 классах…………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

Введение

На протяжении всей истории существования химии как экспериментальной науки доказывались или опровергались разные теории, проверялись различные гипотезы, получались новые вещества и выявлялись их свойства. В настоящее время химический эксперимент по-прежнему является основным инструментом проверки достоверности знания. Химический эксперимент всегда проводится с конкретной целью, он четко планируется, для его проведения подбираются специальные условия, необходимое оборудование и реактивы.

Особое значение имеет вопрос о месте эксперимента в процессе обучения. Учебный опыт является средством обучения. В одном случае опыт можно поставить после объяснения и при его помощи ответить на определенные вопросы. Так осуществляется дедуктивный подход к проведению учебного эксперимента. В другом случае опыт можно принять за отправную точку и заняться разрешением вопросов, возникающих при наблюдении явлений . Это характеризует индуктивный подход к проведению учебного эксперимента.

В основе словесно-наглядных методов обучения лежит непосредственное восприятие обучающимися изучаемых предметов, процессов и явлений, плоскостных и объёмных наглядных пособий, изображающих эти предметы и явления в сочетании со словом учителя.

Распространённым видом словесно-наглядных методов обучения химии является демонстрационный эксперимент. В современном процессе обучения демонстрационный эксперимент по химии играет важную роль, т.к. способен акт ивизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников. Грамотно представленный на уроке химии демонстрационный эксперимент является эффективным средством формирования интереса к предмету.

Демонстрационный химический эксперимент является эффективнейшим средством наглядности в преподавании химии. Ученики получают возможность знакомиться не только с внешним видом веществ, но и с их изменениями, с условиями различных химических превращений, учатся наблюдать и делать выводы из наблюдений, знакомятся с основными приемами химического эксперимента.

Тема работы:Демонстрационный эксперимент на уроках химии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе

Предмет исследования: демонстрационный химический эксперимент в школе

Цель исследования: рассмотреть демонстрационный химический эксперимент на уроках химии.

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущность познавательного интереса школьников на уроках химии.

2. Рассмотреть виды демонстрационного эксперимента в школьном курсе.

3. Разработать методику демонстрации химических опытов в 8 – 9 классах.

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к школьному предмету химии

Сущность познавательного интереса школьников

Проблема мотивации на учёбу - одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому - скучно, один хочет учиться, а другой - пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована.

В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положительной и отрицательной. Например, если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность - значит, у него положительная мотивация, выражающаяся в направленности на учёбу. Другой ученик стремится всеми силами избежать учёбы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной деятельности.

Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. Цель - это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. В виде цели выступает лишь желаемый результат. Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Привлекательность может быть внутренней, когда результат привлекателен сам по себе, и внешней, когда результат привлекателен своими последствиями. Если ученику интересна учёба тем, что он получает на уроке новые знания, то это внутренняя привлекательность учебной деятельности. Если ученик занимается, чтобы получить одобрение родителей или повысить свой статус среди одноклассников, то это внешняя привлекательность.

Соответственно целям существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация непродуктивна и, как правило, кратковременна. Осуществляя учёбу на основе внешней мотивации, ученик часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности с глубинными потребностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение угрозы наказания) приводят к прекращению учебной деятельности. Внутренняя мотивация - это внутриличностная заинтересованность в деятельности - самомотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уровень притязаний и т.п. Внешняя мотивация строится на внешних факторах: боязни наказания, приобретения каких-то моральных или материальных льгот и т.п. Степень внутренней мотивации зависит от знания результатов своей деятельности, то есть от эффективности обратной связи в процессе обучения.

В школьной практике мотивация на учёбу чаще всего выступает в форме интереса. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала.

Психологи выделяют группу учебно-познавательных мотивов - специфических мотивов, направленных на усвоение научной информации и учебных навыков.

Учебно-познавательные мотивы выступают как личностные новообразования процесса обучения. Учебные программы, способы и формы должны соответствовать уровню учебно-познавательных мотивов и способствовать превращению их в устойчивые мотивы самообразования и саморазвития [3].

Наши рекомендации