Формирование познавательного интереса школьников к народной песне

Плотникова Ольга Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ ПЕСНЕ

(на примере фольклорного ансамбля «Веретёнце»)

курсовая работа

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессорВ.Р. Дулат-Алеев

формирование познавательного интереса школьников к народной песне - student2.ru Казань 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

1.Сущностно-содержательная характеристика понятий «познавательный интерес» и «народная песня»…………………………………………………

2. Педагогический потенциал певческого фольклора в формировании интереса к народной песне………………………………………………………..

3. Сценическая апробация музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» на примере деятельности фольклорного ансамбля школьников «Веретёнце»…………….……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

Список литературы…………….……………...……………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Фотоматериалы музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество»…………………………………………………………………….......

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством», усилением миграционных потоков.

Учитывая, что основы духовно-нравственного развития закладываются в детский возрастной период, отметим, что в настоящее время почти потеряна связь с семейными и национальными культурными традициями. Фольклор во все времена являлся обобщением культурно-исторического наследия и традиционно передавался из поколения в поколение.

Однако сегодня наблюдается, что из жизни современных детей исключен «живой» фольклор: они все реже слышат колыбельные песни, «сказки на ночь», почти не играют в традиционные детские игры, назначение которых необходимо для разностороннего, полноценного развития личности ребёнка. Так как «живой фольклор» пробуждает интерес к истории народа, его культуре, быту, расширяет и углубляет знания литературы, истории, способствует самообогащению, аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в народной песне посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.

В связи с этим возникает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. Непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [..,с.104]. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в11т. /К.Д.Ушинский 1т. – М.: Просвещение,1974.Т.3. – 155с.

В воспитательном и обучающем аспектах музыкальный фольклор выступает в союзе с народной педагогикой. Было установлено их воспитательное значение в привитии детям и подросткам чувства национальной гордости, патриотизма и толерантности; в воспитании отзывчивости, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления; в активизации памяти, наблюдательности, интуиции, и в формировании внутреннего мира ребенка в целом. Музыкальный певческий фольклор является альтернативой массовому увлечению молодежи поп-музыкой, всевозможными современными западными, порой малохудожественными музыкальными влияниями, заполонившими эфир.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство, и обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В нем соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального.

Степень научной разработанности проблемы.Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Н. И. Пирогов, Н. В. Шелгунов, Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.Р.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. [Бурхинов Д. М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. - Улан-Удэ:Изд-во «Бэлиг», 1993. - С. 63]. ЗДЕСЬ ССЫЛКА НЕ НУЖНА УБЕРИ

В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики. «Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» - писал он. [Сухомлинский В. А. Письмо Г. Н. Волкову от 6 февраля 1967 г. //Волков Г. Н. Эт-нопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С. 162]. ЗДЕСЬ ССЫЛКА НЕ НУЖНА УБЕРИ, выделенные слова желтым маркером тоже убери.

Идеи нравственного воспитания личности на основе народной педагогики были рассмотрены такими исследователями, как: И.А. Блинкор, Г.Н. Волков, В.С. Кукушин, А.С. Макаренко, М.Н. Мельников.

Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников изучалась в разные годы психологами, педагогами и методистами. Познавательный интерес представляет собой многозначное явление и ученые рассматривали его как средство обучения (Ю.К. Бабанский, И.Д. Синельникова, Д.И. Трайтак и др.), как мотив деятельности (Г.И. Щукина, Л. И. Божович, Н.Г. Морозова и др.), как устойчивое качество личности (Г.И. Щукина и др.).

Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, B.C. Соловьева и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследованы ведущими отечественными фольклористами: В.П. Аникиным, В.Е. Гусевым, Ю.Г. Кругловым, Б.Н. Путиловым, К.В. Чистовым и др.

Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э.Е. Алексеева, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиуса, И.И. Земцовского, A.M. Мехнецова, Е.В. Рудневой и др. Исследования, посвященные изучению детского фольклора и его педагогических возможностей, проводились Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой, З.М. Явгильдиной и др.

Обозначенная проблема исследования является не новой для педагогической науки, однако вопрос развития познавательного интереса детей к народной песне разработан недостаточно.

Цель работы: теоретическое обоснование процесса формирования познавательного интереса школьников к народной песне, разработка и апробация педагогического обеспечения формирования познавательного интереса детей к народной песне в условиях деятельности фольклорного ансамбля.

Объект исследования: процесс приобщения школьников к песенной народной культуре в фольклорном коллективе.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса школьников к народной песне.

Задачи исследования:

- провести анализ литературы и дать сущностно-содержательную характеристику понятий «познавательный интерес», «народная песня»;

- выявить педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне;

- разработать сценарий музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» и апробировать его в деятельности фольклорного ансамбля школьников «Веретёнце».

Методы:теоретические–анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование; эмпирические – педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки.

Научная новизна исследованиязаключаетсяв следующем:

- выявлен педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне;

- разработано методическое обеспечение в виде сценария мероприятия, направленного на формирование познавательного интереса детей к народной песне в условиях деятельности фольклорного ансамбля.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в системном представлении материала по песенному фольклору, обобщении теоретических представлений о познавательном интересе детей к народной песне.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов исследования в разработке образовательных программ и в образовательном процессе учреждений общего и дополнительного образования.

СЦЕНАРИЙ

Проводится игра «Тесто»

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!» Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Ведущая: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога? Тесто готово – поиграем снова в интересную игру, а в какую, расскажу.

Проводится игра «Пирог»

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог». Все поют:

Да экий он высоконький, да экий он широконький,

Да экий он мягошенький, да экий он сладенький.

(Говорком): Режь его, да ешь!

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» — разводят в стороны, «мягошенький» — гладят по животу.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Хозяйка:

Чтоб гостей невпроворот,

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Выносят пирог, угощают гостей.

Что ж, пирогов напекли, а теперь можно и погадать, да судьбу свою узнать. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

Мы сейчас все погадаем, что ждёт в будущем, узнаем!

(Дети встают в круг, а воспитатель с мешком за круг. Звучит музыка и воспитатель идёт по кругу. По окончании музыки, ребёнок достаёт на ощупь из мешка предмет.)

Нитки – к долгой и счастливой жизни.

Скрепки – к встрече с новыми друзьям.

Монетка – к богатству.

Колечко – к кругосветному путешествию.

Конфета – к сладкой, счастливой жизни.

Линейка – к интересным занятиям.

Ручка – к учёбе на пятёрки.

Матрёшки – ждут вас модные одёжки.

Рукавичка – родится скоро братик или сестричка.

Погремушка – к веселью или новоселью.

Подушка – к интересным и красочным снам.

Картошка – ждёт большое счастье.

Игрушка – будет новая подружка.

Пуговица – к новым нарядам.

(Дети проходят на места.)

Исполняется песня«Небо и земля»

Хозяйка:Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без соревнований и хороводов?

Ведущая загадывает загадки гостям, проводится игра с залом.

Хозяйка: Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Дети водят хоровод.( Исполняется песня «Ангелы в небе высоко живут»).

Хозяйка:

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Праздник наш прошел на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки,

За улыбки и за смех,

И за игры и за пляски,

Благодарствую я всех!

Ну, вот и подошел к концу наш праздник. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

Данное музыкально-фольклорное мероприятие было проведено в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Мало-Лызинская СОШ» фольклорным ансамблем «Веретёнце» для учащихся школы 23.12.2016.

На заключительном третьем этапе экспериментальной апробации состоялась беседа с участниками музыкально-фольклорного мероприятия, в ходе которой учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы, что такое народная музыка?

2. Какие Вы знаете календарно-обрядовые праздники, которые сопровождаются песнями?

3. Откуда Вы знаете о русских обрядовых песнях?

4. Хотите ли Вы узнать о других русских обрядовых песнях?

5. Вы бы хотели знать, как проводились русские обрядовые праздники?

6. Вам бы хотелось поучаствовать в других музыкально-фолькрлорных праздниках?

7. Вы знаете обрядовый праздник масленица?

8. Что Вы знаете об этом празднике?

9. Где Вы встречаетесь с народной музыкой в жизни?

10. Назовите известные Вам народные песни?

11. Песни каких народов Вы слышали?

12. Песни какого народа Вы бы хотели исполнить?

Проведя беседы с участниками фольклорного ансамбля «Веретенце», мы пришли к выводу, что после участия в музыкально-фольклорном мероприятии «Рождество» появился познавательный интерес к народной песне, который выразился в том, что 5 человек в следующем полугодии учебного года изъявили желание принять участие в предстоящих концертах и конкурсах с народным песенным репертуаром. Участники всего фольклорного ансамбля «Веретенцы» изъявили желание каждое полугодие организовывать музыкально-фольклорные мероприятия с изучением нового музыкального фольклора.

Отметим, что познавательный интерес к народной песне проявился также и среди зрителей, так заинтересовавшиеся дети стали новыми участниками ансамбля «Веретёнце». Проведение музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» помогло развить интерес детей к познанию народной песни, ее фольклорных истоков. Это поспособствовало стремлению детей самостоятельно изучать, находить, собирать дополнительные источники информации для дальнейшего погружения в мир фольклора.

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной апробации по применению в образовательном процессе разработанного авторского методического обеспечения в виде сценария – проекта музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» реализованного на базе МБОУ «Мало-Лызинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ были оценены педагогическим составом как эффективные, соответствующие заявленным в начале экспериментальной проверки ожидаемым результатам, что позволяет считать проведенное исследование успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизации процесса приобщения способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность.

Проблема формирования интересов в обучении школьников неизменно считается весьма актуальной в наше время. Более того, можно сказать, что в последние годы ее значимость еще более возросла. Интерес является хорошим стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Интересные уроки музыки – это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке), то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев. – М.: Норма, 1959. – 126 с.

2. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1966. – 172 с.

3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2004. – 735 с.

4. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Хрестоматия / В.П. Аникин. – М.: Высш. шк., 2003. –С. 19-23.

5. Асафьев Б.В. О народной музыке / Б. Асафьев, И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 2013. – 248 с.

6. Бурхинов Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д.Намсараев. – Улан-Удэ: Бэлиг,1994. – 136с.

7. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Хрестоматия по фольклористике: учеб. пособие / Г.С. Виноградов. – М.: Высш. шк., 2003. –С.527-544.

8. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М.: Норма, 1994. — 75 с.

9. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед./ Л.Г. Дмитриева. – М.: Академия, 2000. – 240 с.

10. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие / Е.А. Костюхин. – М.: Дрофа, 2004. – 336 с.

11. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография / С.И. Кудинов. – Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. – 270 с.

12. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа // Воспитание школьников: Библиотека журнала / Д.И. Латышина. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128с.

13. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: Знание, 1977. –139 с.

14. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А.С. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2015. – 540 с.

15. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 57 с.

16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

17. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В.Ф. Одоевский. – М.: Искусство, 1956. – 251 с.

18. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей / Г.А. Праслова. – СПб.: Детство – пресс , 2005. - 384 с.

19. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие / Д.А. Рытов. – М.: Владос, 2001. – 384 с.

20. Соколова Г.Б. Народное творчество и его роль в воспитании школьников // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4 / Г.Б. Соколова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – С. 20-29.

21. Соколова Г.Б. Фольклор как культура устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе // Искусство педагогики педагогика искусства: Сб. науч. тр. Вып. 4/ Г.Б. Соколова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – С. 29-39.

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Монография / Б.М.Теплов. – М.: Наука, 2003. – 377с.

23. Топоркова Л.К. Роль музыкального обучения и воспитания в формировании духовного облика личности учащихся: автореферат / Л.К. Топоркова. – Астана, 2002. – 30 с.

24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в11т. / К.Д.Ушинский. – М.: Просвещение,1974. – 155с.

25. Фокеев А.Л. Неиссякаемый источник: устное народное творчество / А.Л. Фокеев. – Саратов: ОАО Изд-во "Лицей", 2005. – 220 с.

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. –160 с.

27. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. – Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.

28. Явгильдина З.М. Музыкально-эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики. – Казань: Издательство Казанского университета, 2002. – 184 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Ой, коляда, коляда»

формирование познавательного интереса школьников к народной песне - student2.ru

«В ночном саду прозрачно и светло»

1. В ночном саду прозрачно и светло

Стоит наш мирный дом,

Проходит ангел, белое крыло

Мелькает за окном.

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

2. Мария держит Сына на руках,

Иосиф греет чай.

Вот ангел им сказал о пастухах:

"Сейчас придут, встречай!"

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

3. Волхвы дары свои Ему несут,

За ними важно вслед

Верблюды длинноногие идут,

Звезда им дарит свет.

Припев:

В пещере ослик кушает овес,

В яслях лежит Христос,

Осленок носом тянется к Нему,

Звезда глядит во тьму.

«Величальная»

Отворитесь, ворота!

Нам гостей встречать пора,

Песней нашей величальной.

Воспоем, возвеличим,

Мы гостей наших славных,

Добрых, милых, желанных!

То не лес, не трава расстилаются,

Наши буйные головки преклоняются.

Многая, многая лета! Многая лета!

«Небо и земля»

1.Небо и земля, небо и земля

Ныне торжествуют,

Ангелы, люди, Ангелы, люди

Весело ликуют:

Припев:

Христос родился,

Бог воплотился!

Ангелы поют,

Славу воздают.

Пастухи играют,

Пастыря встречают,

Чудо,чудо возвещают!

2.Во Вифлееме, во Вифлееме,

Радость наступила!

Чистая Дева, чистая Дева,

Сына породила!

Припев.

3.Три дальних царя, три дальних царя,

С востока приходят,

И во вертепе, и во вертепе,

Христа находят.

Припев.

4.Мы рожденому, мы рожденому,

Богу поклонимся,

Слава во вышних, слава во вышних

Христос к нам явился.

Припев.

«Ангелы в небе высоко живут»

1.Ангелы в небе высоко живут,

Богу Всевышнему славу поют.

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грезы детей.

Припев:

Господи мой, сердце открой,

Дай мне услышать ангельский хор,

Господи мой, сердце открой,

Знаю, Ты - Бог Живой!

2.Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они

Вестники Божьей любви.

формирование познавательного интереса школьников к народной песне - student2.ru

Приложение 2

Фотоотчет

Плотникова Ольга Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ ПЕСНЕ

(на примере фольклорного ансамбля «Веретёнце»)

курсовая работа

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессорВ.Р. Дулат-Алеев

формирование познавательного интереса школьников к народной песне - student2.ru Казань 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

1.Сущностно-содержательная характеристика понятий «познавательный интерес» и «народная песня»…………………………………………………

2. Педагогический потенциал певческого фольклора в формировании интереса к народной песне………………………………………………………..

3. Сценическая апробация музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» на примере деятельности фольклорного ансамбля школьников «Веретёнце»…………….……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

Список литературы…………….……………...……………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Фотоматериалы музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество»…………………………………………………………………….......

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством», усилением миграционных потоков.

Учитывая, что основы духовно-нравственного развития закладываются в детский возрастной период, отметим, что в настоящее время почти потеряна связь с семейными и национальными культурными традициями. Фольклор во все времена являлся обобщением культурно-исторического наследия и традиционно передавался из поколения в поколение.

Однако сегодня наблюдается, что из жизни современных детей исключен «живой» фольклор: они все реже слышат колыбельные песни, «сказки на ночь», почти не играют в традиционные детские игры, назначение которых необходимо для разностороннего, полноценного развития личности ребёнка. Так как «живой фольклор» пробуждает интерес к истории народа, его культуре, быту, расширяет и углубляет знания литературы, истории, способствует самообогащению, аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в народной песне посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.

В связи с этим возникает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. Непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [..,с.104]. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в11т. /К.Д.Ушинский 1т. – М.: Просвещение,1974.Т.3. – 155с.

В воспитательном и обучающем аспектах музыкальный фольклор выступает в союзе с народной педагогикой. Было установлено их воспитательное значение в привитии детям и подросткам чувства национальной гордости, патриотизма и толерантности; в воспитании отзывчивости, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления; в активизации памяти, наблюдательности, интуиции, и в формировании внутреннего мира ребенка в целом. Музыкальный певческий фольклор является альтернативой массовому увлечению молодежи поп-музыкой, всевозможными современными западными, порой малохудожественными музыкальными влияниями, заполонившими эфир.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство, и обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В нем соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального.

Степень научной разработанности проблемы.Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Н. И. Пирогов, Н. В. Шелгунов, Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.Р.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. [Бурхинов Д. М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. - Улан-Удэ:Изд-во «Бэлиг», 1993. - С. 63]. ЗДЕСЬ ССЫЛКА НЕ НУЖНА УБЕРИ

В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики. «Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» - писал он. [Сухомлинский В. А. Письмо Г. Н. Волкову от 6 февраля 1967 г. //Волков Г. Н. Эт-нопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С. 162]. ЗДЕСЬ ССЫЛКА НЕ НУЖНА УБЕРИ, выделенные слова желтым маркером тоже убери.

Идеи нравственного воспитания личности на основе народной педагогики были рассмотрены такими исследователями, как: И.А. Блинкор, Г.Н. Волков, В.С. Кукушин, А.С. Макаренко, М.Н. Мельников.

Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников изучалась в разные годы психологами, педагогами и методистами. Познавательный интерес представляет собой многозначное явление и ученые рассматривали его как средство обучения (Ю.К. Бабанский, И.Д. Синельникова, Д.И. Трайтак и др.), как мотив деятельности (Г.И. Щукина, Л. И. Божович, Н.Г. Морозова и др.), как устойчивое качество личности (Г.И. Щукина и др.).

Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, B.C. Соловьева и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследованы ведущими отечественными фольклористами: В.П. Аникиным, В.Е. Гусевым, Ю.Г. Кругловым, Б.Н. Путиловым, К.В. Чистовым и др.

Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э.Е. Алексеева, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиуса, И.И. Земцовского, A.M. Мехнецова, Е.В. Рудневой и др. Исследования, посвященные изучению детского фольклора и его педагогических возможностей, проводились Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой, З.М. Явгильдиной и др.

Обозначенная проблема исследования является не новой для педагогической науки, однако вопрос развития познавательного интереса детей к народной песне разработан недостаточно.

Цель работы: теоретическое обоснование процесса формирования познавательного интереса школьников к народной песне, разработка и апробация педагогического обеспечения формирования познавательного интереса детей к народной песне в условиях деятельности фольклорного ансамбля.

Объект исследования: процесс приобщения школьников к песенной народной культуре в фольклорном коллективе.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса школьников к народной песне.

Задачи исследования:

- провести анализ литературы и дать сущностно-содержательную характеристику понятий «познавательный интерес», «народная песня»;

- выявить педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне;

- разработать сценарий музыкально-фольклорного мероприятия «Рождество» и апробировать его в деятельности фольклорного ансамбля школьников «Веретёнце».

Методы:теоретические–анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование; эмпирические – педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки.

Научная новизна исследованиязаключаетсяв следующем:

- выявлен педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне;

- разработано методическое обеспечение в виде сценария мероприятия, направленного на формирование познавательного интереса детей к народной песне в условиях деятельности фольклорного ансамбля.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в системном представлении материала по песенному фольклору, обобщении теоретических представлений о познавательном интересе детей к народной песне.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения материалов исследования в разработке образовательных программ и в образовательном процессе учреждений общего и дополнительного образования.

Наши рекомендации