Задания для самостоятельного выполнения
1.Концентрация гидродсид - ионов в растворе равна 10-2 моль/л. Определите рН этого раствора.
2.Составьте уравнения гидролиза солей, в растворе которых
рН < 7: CaS, MgCl2, Ca(CN)2, Fe2(SO4)3
3.Составьте уравнения гидролиза солей, которые подвергаются гидролизу по аниону: KCl, CoCl2, CH3COONa, BaI2, Na2CO3.
4. Изменится ли окраска индикатора метилового оранжевого в растворе при смешивании 100 г раствора с массовой долей серной кислоты 3,5% и 100 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 3,5%?
5.Составьте уравнение взаимодействия бромида железа (III) и сульфита калия в растворе. Рассчитайте массу полученного осадка, если во взаимодействие вступают по 0,5 моль названных выше солей.
6.При помощи индикатора определите, в какой из пробирок находятся растворы сульфата натрия, нитрата алюминия, ацетата бария. Ответ подтвердите уравнениями гидролиза солей.
ЗАНЯТИЕ 8
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Цель:изучить химические свойства кислот, оснований, солей с
точки зрения электролитической диссоциации. Закрепить
знания о реакциях ионного обмена между растворами электролитов, а так же умения написания ионных уравнений.
Оборудование:штатив с пробирками, растворы солей, кислот, оснований, таблица растворимости.
Выполняя эксперимент, помните: необходимо аккуратно наливать растворы в гнезда пластины в подносах, использованную индикаторную бумагу оставить на пластине, убрать рабочее место, вымыть руки после работы.
Перечень опытов:
- Реакция нейтрализации.
- Взаимодействие щелочи с сульфатом железа.
- Взаимодействие соли с соляной кислотой.
- Взаимодействие соли с серной кислотой.
Пояснение к работе
Задание: осуществите эксперимент, результаты работы оформите в виде таблицы:
№ опыта
Используемый реактив
Наблюдаемый признак реакции
Уравнение реакции. Вывод.
Ответьте на контрольные вопросы.
Опыт №1. К раствору азотной кислоты добавили раствор едкого калия.
Что наблюдали? Составить уравнение реакции, показать сущность (написать уравнения в молекулярной, полной и краткой ионной форме).
Опыт №2. К раствору сульфата железа (II) (1мл.) прилейте 3-4 капли щёлочи. Что наблюдали? Напишите уравнение реакции в молекулярной, полной, краткой ионной форме.
Опыт №3. К раствору соды (2мл.) прилейте раствор соляной кислоты (1мл.)
Что наблюдали? Напишите уравнения реакции в молекулярной, полной, краткой ионной форме.
Опыт №4. К раствору серной кислоты (1мл.) прилейте хлористого бария (3-5 капель). Что наблюдали? Напишите уравнение реакции в молекулярной, полной и краткой ионной форме.
Контрольные вопросы:
- В чем сущность реакции обмена между растворами электролитов?
- Что выражает краткое ионное уравнение?
РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЕЩЕСТВА В РАСТВОРЕ
ЗАДАНИЕ № 1 (для 1-4 варианта)
Напишите уравнения электролитической диссоциации растворимых веществ, назовите предложенные соли.
Ca(H2PO4)2 KAl(SO4)2 FeOH(NO3)2 MgClNO3
Ba(HCO3)2 NH4NO3 NH4KSO3
ЗАДАНИЕ № 2 (для 1-4 варианта)
Допишите уравнения реакции взаимодействия веществ в молекулярной и ионной формах. Обратите внимание на тип соли, получаемой в правой части уравнения.
Al2(SO4)3 + Ba(NO3)2 à ( средняя соль)
Zn(OH)2 + H3AsO4à ( основная соль)
KOH + H2SeO4à (кислая соль)
Назовите полученные соли.
ЗАДАНИЕ № 3
Напишите уравнение реакций в молекулярной и ионной формах, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
1 вариант: MgO à MgSO4 à MgCl2à MgOHCl à Mg(OH)2
2 вариант: CO2 à CaCO3 à Ca(HCO3)2 à CaCO3 à CaCl2
3 вариант: Al2O3 à AlCl3 à Al(OH)3 à NaAlO2 à NaNO3
4 вариант: Cu(OH)2 à CuSO4 à Cu(NO3)2 à Cu(OH)2 à CuO
ЗАДАНИЕ № 4
Сколько граммов сульфата натрия надо растворить в воде массой 400 г, чтобы получить раствор с массовой долей Na2SO4 8%?
Решите самостоятельно ниже приведенные задачи по аналогии с вышеприведенной
1 вариант m (H2O) = 170г ω(в-ва)= 5% m(в-ва) = ?
2 вариант m (H2O) = 240г ω(в-ва)= 12% m(в-ва) = ?
3 вариант m (H2O) = 184г ω(в-ва)= 6% m(в-ва) = ?
4 вариант m (H2O) = 90г ω(в-ва)= 3% m(в-ва) = ?
ЗАДАНИЕ № 5
1 вариант. Сколько граммов раствора гидроксида натрия с массовой долейNaOH 10% требуется на нейтрализацию раствора серной кислоты массой 20 г с массовой долей H2SO4 4,9% ?
2 вариант. К раствору массой 80 г с массовой долей иодида натрия 4% прилили раствор нитрата серебра с массовой долей AgNO3 0,1% до полного выпадения осадка. Определите массу раствора нитрата серебра.
3 вариант. Определите массовую долю раствора соляной кислоты, затраченного для полной нейтрализации 65 г раствора гидроксида калия с массовой долей КОН 5%, если масса раствора соляной кислоты 42 г.
4 вариант. При осаждении гидроксида железа (II) из раствора сульфата железа (II) массой 78 г с массовой долей 2% использовали раствор гидроксида натрия с массовой долей щелочи 8%. Определите массу затраченного раствора щелочи
ЗАНЯТИЕ 9
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.
ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ ИНДИКАТОРАМИ.
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ
Цель:закрепить знания гидролиза солей, научиться определять рН среды раствора; закрепить знания о реакциях ионного обмена между растворами электролитов, а так же умения написания ионных уравнений.
Оборудование и реактивы: пластина с гнездами; таблицы растворимости, шкала pH; индикаторы: фенолфталеин, универсальный, метилоранж; растворы солей: FeSO4, BaCl2, NaHCO3
Выполняя исследование растворов, помните: необходимо аккуратно наливать растворы в гнезда пластины в подносах, использованную индикаторную бумагу оставить на пластине, убрать рабочее место, вымыть руки после работы.
Задание.
1. Определите реакцию среды в предложенных вам растворах различных солей, используя пластину с гнездами, индикаторы и водные растворы солей.
2. Подтвердите экспериментальные данные уравнением гидролиза рассматриваемой соли.
Результаты работы оформите в таблице:
Формула и название исследуемой соли:___
Используемые индикаторы и изменение окраски
Уравнения реакций и выводы.
(pH среды)
1.
2.
3.
Контрольные вопросы:
1.От чего зависит реакция среды при растворении различных солей в воде?
2. Какие соли подвергаются гидролизу? BaI2, Pb(NO3)2, (NH4)2S, Na3PO4, K2CO3, ZnCl2, NaNO3? Укажите pH среды растворов?
ЗАНЯТИЕ 10