Остроение текста курсовой работы
Содержание. В нем указывают страницы не только глав и разделов, но и подразделов, если последние пронумерованы. (Приложение 2)
Во введении кратко характеризуется современное состояние научной проблемы (темы, вопроса), которой посвящена работа, а также цель и, задачи. Во введении следует сформулировать, в чем заключается новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать необходимость ее проведения. Студент показывает роль ветеринарной службы в развитии животноводства и проведении различного рода лечебно-профилактических мероприятий.
В основной (теоретической) части должно быть полно и систематизировано изложено содержание вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа, а также возможные пути решения поставленных целей и задач. Завершить теоретическую часть желательно обоснованием выбранного направления данной работы.
Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План – это название глав, разделов и подразделов. Количество таковых зависит от объема материала и характера текста, особенностей учебной дисциплины, в рамках которой выполняется работа. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. К тому же число разделов в главах и подразделов в разделах непременно должно быть не менее двух.
Названия (заголовки) глав, разделов и подразделов не могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. Эти заголовки должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направить внимание и пишущего и читающего на конкретную идею, конкретный материал.
Во второй главе (расчетной) основной части дается описание методик, содержание опытно-экспериментальной работы и результаты исследования. В этих разделах работы должно быть подробно и последовательно изложены этапы (содержание) выполняемого практического задания.
Выводы. (Заключение). Общие выводы по всей работе лучше представить в тексте в качестве самостоятельного раздела. Выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или практическом материале, являются итогом всей проделанной работы, суть которой должна быть понятна без чтения основного текста.
1) Количество выводов может быть разным, однако не менее 3-5.
2) Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям, задачам работы.
3) Решение каждой из перечисленных в начале изложения исследования задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
В заключении излагается краткое резюме, общая оценка содержания, проблематика смежных с темой вопросов и прочее.
Список использованных источников (не менее 10). В список использованных источников включают только те источники, на которые имеются ссылки в работе в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Приложение – это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения курсовой работы и не вошедший в текст основной части.
В приложения следует включать экспериментальный, вспомогательный и иной материал, который при включении в основную часть загромождает текст.
К вспомогательному материалу относятся: таблицы цифровых данных; протоколы опытов; описания аппаратуры и приборов, применяемых в процессе проведения экспериментов; инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера и т.п. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов.
7. Этапы выполнения основной (расчетной) части проводят на основе собственных клинических исследований животного по предложенной ниже схеме, по одному из следующих вариантов:
клинически здоровое животное (лошадь);
клинически здоровое животное (корова);
клинически здоровое животное (верблюд);
клинически здоровое животное (олень);
клинически здоровое животное (свинья);
клинически здоровое животное (овца);
клинически здоровое животное (коза);
клинически здоровое животное (собака);
клинически здоровое животное (кошка).
В качестве дополнительных документов к курсовой работе на отдельных (лучше специальных) бланках или непосредственно в тетради прилагают:
а) график температуры, пульса и дыхания;
б) данные анализов крови, мочи, кала, содержимого желудка, рубца, сычуга и других анализов, необходимых для постановки диагноза;
в) фотографии, рентгеновские снимки, электрокардиограммы и др.
Методические указания к разделу 7
СХЕМА КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИВОТНОГО
1. Регистрация животного: вид, порода, пол, возраст, кличка или инв. номер, масть и отметены, живая масса, беременность, владелец.
2. Сбор анамнеза – это сведения о животном, которые получают путем опроса владельца или обслуживающего персонала.
а) Анамнез о жизни включает в себя информацию о происхождении животного, условиях его содержания, кормления, водопоя, назначении животного, перенесенных заболеваниях, а также о ветеринарных обработках и исследованиях.
б) Анамнез болезни - это совокупность сведений о том, когда заболело животное; каковы признаки заболевания; была ли оказана животному терапевтическая помощь, и если да, то кто, как и сколько времени лечил; есть ли в хозяйстве животные с аналогичными признаками болезни и сколько таких животных.
3. Общие исследования больного (температура, пульс, дыхание).
а) Габитус, общее состояние (угнетение, возбуждение, подавленность, сонливость), положение тела, телосложение, конституция, упитанность.
б) Шерстный покров и кожа: чистота, гладкость прилегания, блеск, крепость волоса, нарушения целостности кожи, состояние подкожной клетчатки и отёки.
в) Лимфатические узлы подчелюстные, предлопаточные, коленной складки, надвыменные, паховые (величина, форма, консистенция, подвижность, болезненность, местная температура.)
г) Слизистые оболочки (конъюнктива, слизистые носа, рта, влагалища): цвет, влажность, отечность, наполненность сосудов, кровоизлияния, наложения, повреждения.
4. Исследования сердечно-сосудистой системы.
а) Исследования артериального пульса: количество, ритм, степень наполнения сосуда, сила пульсового удара (волна), эластичность стенки сосуда.
б) Исследование вен: степень наполнения, характер и сила венного пульса.
в) Исследование сердца: осмотр и пальпация сердечной области, сердечный толчок (сила, локализация, характер); перкуссия области сердца (устанавливают границы сердца, его размеры, положение, болезненность); аускультация сердца (характеристика нормальных тонов сердца - сила, ритм, характер и их изменения – усиление, ослабление, раздвоение, расщепление, шумы сердца).
Дополнительное исследование (проводят при необходимости): артериальное и венозное давление, скорости кровотока, запись электрокардиограммы, фонокардиограммы, рентгеноскопия, рентгенография.
5. Исследование дыхательной системы.
а) Исследование верхнего отдела дыхательных путей: носовое истечение, запах выдыхаемого воздуха, придаточные полости носа (лобная, верхнечелюстная пазухи, воздухоносный мешок), гортань, трахея (конфигурация, болезненность, кашлевой рефлекс, местная температура, дыхательные шумы гортани и трахей (кашель - частота, сила, болезненность, характер звука, влажность).
б) Осмотр и пальпация грудной клетки (устанавливают ее форму и подвижность, а также частоту, тип, ритм, силу, симметричность дыхательных движений, характер одышки).
в) Исследование легких: границы легких, сравнительная перкуссия легочного поля (сила и качество звука); основные дыхательные шумы (сила, качество, изменения), дополнительные шумы и их характер (хрипы, крепитация, шумы трения плевры).
г) Дополнительные исследования (проводят при необходимости): исследование носового истечения, секрета верхних дыхательных путей (определение чувствительности к антимикробным препаратам), рентгеновские исследования, пункция грудной клетки, плегафония.
6. Исследования пищеварительной системы.
а) Исследование приема корма и воды: аппетит, жажда, характер пережевывания корма и глотания, жвачка, отрыжка, рвота.
б) Исследование ротовой полости и глотки: слизистые оболочки верхнего неба, щек, язычка, саливация, запах изо рта, состояние зубов; глотка (болезненность, конфигурация, местная температура).
в) Исследование пищевода: осмотр - наблюдение за прохождением пищевого корма; пальпацией устанавливают болезненность пищевода и окружающих тканей, наличие инородных тел; зондирование (при необходимости).
г) Объем и форма живота, местная температура, напряженность брюшных стенок, скопление жидкости в брюшной полости, болезненность.
д) Исследование преджелудков у жвачных. Обследование и пальпация в области рубца (выполненность левой голодной ямки, консистенция, болезненность), количество, сила и периодичность сокращений рубца (за 5 мин.); аускультация (сила и характер шумов), при необходимости перкуссия. Сетка: пробы на травматический ретикулит. Книжка и сычуг: пальпация, перкуссия, аускультация.
е) Исследование желудка и кишечника. Желудок: осмотр, пальпация, перкуссия (у лошадей исследование по Мышкину), аускультация. Кишечник (тонкий и толстый отделы): осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация (сила перистальтических шумов, их характер и локализация).
ж) Дефекация и ее расстройства: частота, продолжительность, болезненность акта дефекации, характеристика кала (количество, цвет, запах, консистенция, наличие непереваренных частиц и примесей).
з) Дополнительные исследования (проводятся при необходимости зондирования желудка и преджелудков, лабораторные исследования их содержимого, руменография, ренгеноскопия, ренгенография; ректальное исследование-тонус сфинктера прямой кишки, наполнение ее, характер содержимого и примеси, тонус кишечника при пальпации, пальпация отдельных органов (мочевой пузырь, аорта, корни брыжейки, слепая и ободочная кишки, почка, матка, яичники).
Лабораторное исследование кала, взятие и посылка проб в ветлабораторию для определения чувствительности к антимикробным препаратам.
и) Исследование печени: осмотр, пальпация, перкуссия, при необходимости - исследование сыворотки крови на билирубин, и исследование пунктата.
7. Исследование вымени: осмотр и пальпация (консистенция, болезненность, местная температура и характер выделений).
8. Исследование мочевой системы.
а) исследование акта мочеиспускания и свойств мочи: поза, болезненность при мочеиспускании, частота; количество, цвет, консистенция, примеси, запах мочи.
б) исследование почек и мочевого пузыря: осмотр, пальпация (наружная и внут-ренняя) – положение, форма, размер, консистенции, болезненность, наличие инородных тел в мочевом пузыре.
в) Дополнительные исследования: лабораторное исследование мочи, цистоскопия, катетеризация, рентгеновская картина почек и мочевого пузыря.
9. Исследование нервной системы.
а) Наблюдение за поведением животного – реакция на раздражители (спокойная или агрессивная); расстройства поведения (угнетение, возбуждение); исследование двигательной сферы (движения координированные, беспорядочные, параличи, парезы, судороги, эпилептические припадки).
б) Исследование черепа и позвоночного столба (осмотр, пальпация, перкуссия при необходимости рентгенография): форма костей черепа, деформация, болезненность.
в) Состояние болевой и тактильной чувствительности.
г) Исследование органов чувств (сохранено, ослаблено, потеряно): зрение (осмотр, реакция на свет), слух (осмотр, реакция на посторонние шумы), обоняние (осмотр, реакция на корм).
д) Поверхностные и глубокие рефлексы (ушной, рефлекс холки, коленный рефлекс, ахилов рефлекс).
е) Исследование вегетативной нервной системы (нормотония, ваготония, симпатикотония).
10. Исследование системы крови.
а) Подсчет количества лейкоцитов и эритроцитов, выведение лейкоцитарной формулы и лейкоцитарного профиля, определение гемоглобина и РОЭ; при необходимости взятие и отправление проб крови на определение содержания каротина, Са, Р, ЩР, ЩФ, АЛТ, АСТ, общего белка и сахара.
б) Исследование кроветворных органов (селезенки, а при необходимости костно-мозгового пунктата).
11. Двигательный аппарат.
а) Постановка конечностей, развитие и тонус мышц, состояние костяка, суставов, сухожильно-связочного аппарата, копыт.
Библиографический список
Основная литература:
1.Клиническая диагностика с рентгенологией /Воронин Е.С., Сноз Г.В., Васильев М.Ф., Ковалев С.П., Черкасова В.И., Шабанов А.М., Щукин М.В.// Учебники и учебные пособия для студентов высш. учебн. завед.: Колос.- 2006г. – 509с.
2.Клиническое исследование животных /Черкасова В. И., Сноз Г. В., Шабанов А. М.// Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-ое доп. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К. И. Скрябина.- 2009. – 47с.
3.Практикум по клинической диагностике болезней животных /Васильев М.Ф., Воронин Е.С., Дугин Г.Л., Ковалев С.П., Сноз Г.В., Черкасова В.И., Шабанов А.М., Щукин М.В.; под ред. акад. Воронина Е.С. М.: КолосС, 2004г. – 269 с. ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учебн. завед.).
4.Практическое руководство по электрокардиографии собак /Никулин И.А//Учебное пособие - Воронеж.-2007.-56с.
5.Ультразвуковая диагностика внутренних болезней мелких домашних животных /Шабанов А.М., Зорина А.И., Ткачев-Кузьмин А. А., Зуева Н. М., Кайдановская//Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений – М - 2005– 136 с.
Дополнительная литература:
1.Клиническая диагностика с рентгенологией /Сноз Г.В., Черкасова В.И., Шабанов А.М., Щукин М.В. //Методические указания для студентов заочного факультета ветеринарной медицины – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И.Скрябина, 2004. – 44с.
2.Клиническая интерпретация биохимических показателей сыворотки крови собак и кошек/Кесарева Е.А., Денисенко В.Н.- КолоСс.-М.-2011.-28с.
3.Конопатов, Ю. В./Клиническая биохимия животных. С - Пб., 1998. -с.100.
4.Ленец, И.А.Диагностика незаразных болезней животных с применением вычислительной техники /И.А. Ленец //Учебное пособие. - М.: ВО Агропромиздат.- 1989 – 260с.
5.Симонян, Г.А. Ветеринарная гематология/Симонян, Г.А., Хисамут динов Ф.Ф.М.: Колос, 1995. -256 с.
6.Уша, Б.В./Пропедевтика внутренних незаразных болезней животных./ Уша, Б.В., Беляков И.М.- М. Издательство «Квадрат-С», 1998.-478с.
7. Уша Б.В., Беляков Л.М., Пушкарев Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных. – М.: Колос, 2004. –
Приложение 1
Титульный лист (образец)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего пРофессионального образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева (ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева) |
Калужский филиал
Факультет зооинженерный
Кафедра ветеринарии и физиологии животных
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Клиническая диагностика»
на тему: ____________
Выполнил (а) студент (ка)
____ группы _______формы обучения
_________________________________
(Ф.И.О.)
_________________________________
№ зачетной книжки________________
(для заочного отделения)
Руководитель:____________________
_________________________________
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Дата сдачи: «_____» _______20____ г.
Дата защиты: «_____» _____20_____г.
Оценка: ____________________ __________________________
(подпись руководителя)
_________________________________________________________________
(подписи членов комиссии)
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ (образец)
Тема курсовой работы: «Исследование крови»
Глава 1.Физико-химические свойства крови у животных - - - - - - - - - - - - - 1
1.1. Относительная плотность крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
1.2. Скорость свертывания крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
1.3. Ретракция кровяного сгустка - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
1.4. Вязкость крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
1.5. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 7
1.6. Общий объем эритроцитов (гематокритная величина) - - - - - - - - - - - - - 8
1.7. Гемоглобин и его разновидность в крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
Глава 2. Морфологический состав крови животных - - - - - - - - - - - - - - - - - 10
2.1. Количество эритроцитов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 11
2.2. Количество лейкоцитов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12
2.3. Количество тромбоцитов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13
Глава 3. Биохимический состав крови животных - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
3.1. Содержание витаминов в крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
3.2. Содержание минеральных веществ в крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- 18
3.3. Содержание общего белка и его фракций - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- 20
3.4. Содержание глюкозы в крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22
3.5. Содержание кетоновых тел в крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 23
3.6. Содержание билирубина в крови - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 24
Глава 4. Группы крови сельскохозяйственных животных - - - - - - - - - - - - - 25