Постановка цели и задачей урока.

Тема урока: Питание и пищеварение

Класс

Задачи урока:

Образовательные:

- раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи;

- показать разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»;

- изучить функции пищеварительной системы;

-

воспитательная – развитие навыков коммуникативного общения и диалоговой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: работа в группах.

Место урока в учебном плане: вводный урок по теме: «Питание и пищеварение»».

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование:пробирки, спиртовка, пипетки, компьютеры, диск «Мое тело», медиа-проектор, экран

Наглядность:таблицы «Пищеварительная система», презентация «Питание пищеварение».

Поговорки: (на доске обратной стороны)

-Завтрак съешь сам. Обед раздели с другом, ужин отдай врагу.

- «Пища – мать здоровья»

- Кто долго жуёт – тот долго живёт.

- Человек есть то, что он ест.

Демонстрационный материал: йод,хлеб, мука, картофель, грецкий орех, вода.

Раздаточный материал:таблица1, таблица2

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Изучение нового материала – 10 мин
  3. Работа по группам - 10 мин
  4. Подведение итогов работы в группах 5 мин
  5. Закрепление – 13 мин
  6. «Это интересно» - 3 мин
  7. Итог урока – 2 мин

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Здравствуйте. Мы с вами изучили уже опорно-двигательную систему, кровеносную и органы дыхания. Проведем маленькую тестовую работу «Цените ли вы свое здоровье?».

Вот и

III. Наш урок посвящён Питанию и пищеварению.

IV. Итак, мы начинаем. Задача перед нами стоит непростая: ведь извечные вопросы о питании – как, когда, сколько, чем и что мы едим – интересуют каждого человека. Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

V. Потребности организма в энергии, пластическом материале и веществах, необходимых для обновления молекул, роста и развития, удовлетворяются пищеварительной системой. Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Значение пищеварения состоит в том, что в результате этого процесса генетически чужеродные для организма молекулы белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, входящих в пищу, расщепляются в пищеварительном тракте до простых, более мелких молекул, которые могут быть усвоены клетками. Этот процесс, происходящий в пищеварительном тракте, называется пищеварением.

«Что ж такое обмен веществ?» (виктория)

VI. Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.

Пища Распад до В клетке
Белки Аминокислоты Белки человека
Жиры Глицерин + жирные кислоты Жиры человека
Углеводы Глюкоза Углеводы человека

VII.

VIII. За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады.

Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.

Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Клетки организма человека постоянно обновляются за счет питательных веществ.

Питательные вещества используются для пластического и энергетического обмена.

  1. (Влас) При пластическом обмене в результате окисления питательных веществ выделяется энергия, необходимая для создания новых веществ теплообразования, для физиологических процессов, происходящих в организме. Необходимые питательные вещества человек получает из пищи (обратите внимание на схему в презентации)

2. (Роберт )Энергетический обмен – это процесс , который характеризуется распадом органических соединений. Входящих в состав клеток, и удалением из организма продуктов распада. При этом освобождается энергия, которая переносится к клетке, где и используется.. Такой обмен веществ обеспечивает все виды деятельности нашего организма (механическая работа, умственный труд и т.д.)

ббббб

Аппетит приходит во время еды расщепление углеводов 20-30мин 0,5% раствор HCl повышение активности ферментов бактерицидное действие слизеподобное вещество защита стенок от HCl пепсин расщепление белков количество, состав сока и время сокоотделения зависят от состава пищи Желудок Желудок - полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии. Кардиальное отверстие находится на уровне XI грудного позвонка. Отверстие привратника расположено на уровне I поясничного позвонка, у правого края позвоночного столба. Желудок является резервуаром для проглоченной пищи, а также осуществляет химическое переваривание этой пищи. Кроме того, осуществляет секрецию биологически активных веществ, и выполняет функцию всасыванияОбъём пустого желудка составляет около 500 мл. После принятия пищи он обычно растягивается до одного литра, но может увеличиться и до четырёх.Железы слизистой оболочки желудка выделяют желудочный сок содержащий пищеварительные ферменты пепсин, химозин и липазу, а также соляную кислоту и другие вещества. Желудочный сок расщепляет белки и частично жиры, оказывает бактерицидное действие.За счёт мышечного слоя, желудок перемешивает пищу и желудочный сок, образуя химус — жидкую кашицу, которая удаляется отдельными порциями из желудка через привратниковый канал. В зависимости от консистенции поступившей пищи, она задерживается в желудке от 1 до 4 часов.Кроме того, стенка желудка всасывает углеводы, этанол, воду и некоторые соли.

Пищеварительные железы «Диспетчер организма»

Тонкая кишка Тонкая кишка - отдел кишечника у позвоночных животных, располагающийся между желудком и толстым кишечником. Тонкий кишечник осуществляет основную функцию всасывания питательных веществ из химуса в организме животных. Относительная длина и особенности строения тонкого кишечника в значительной степени зависят от типа питания животного.Первый отдел тонкой кишки -двенадцатиперстная кишка, где происходит смешивание пищи с желчью, которая обеспечивает эмульгирование жиров, ферментами поджелудочной железы и тонкой кишки, расщепляющими углеводы (мальтоза, лактоза, сахароза), белки (трипсин и химотрипсин). В тонкой кишке происходит основной объём всасывания питательных веществ через кишечную стенку.

Толстая кишка Толстая кишка - нижняя, оконечная часть пищеварительного тракта, а именно нижняя часть кишечника, в которой происходит в основном всасывание воды и формирование из пищевой кашицы (химуса) оформленного кала. Является производным задней кишки.

учитель----

                   
   
Пища
 
     
 
 
растительная
 
животная

В состав пищевых продуктов как растительного так и животного происхождения входят питательные вещества.

                                           
   
Питательные вещества
 
           
 
 
 
       
витамины
 
 
белки
 
 
 
   
минераль- ные соли
   
жиры
 
углеводы
 

 
 
нуклеиновые кислоты

На экране появляются слова:

«Пища – мать здоровья»

М.В. Ломоносов

Не кажется ли вам, что можно сохранить здоровье, если последить за характером питания. Итак, ответим на следующие вопросы:

1. Что такое пища и почему она необходима каждому из нас?

2. Какие главные питательные вещества пищи?

Пищеварение Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части. В результате физических процессов и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков, питательные вещества, т.е. углеводы, белки и жиры, изменяются таким образом, что организм может их всасывать и использовать в обмене веществ. Пищеварение происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт. Процесс пищеварения обеспечивают также вспомогательные органы: слюнные железы, поджелудочная железа, печень и желчный пузырь. У человека и других млекопитающих та часть пищеварительного тракта, которая включает желудок и кишечник, называется желудочно-кишечным трактом

Питание Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего составляется его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ “сжигается” (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные, так называемые пластичные процессы, связанные с формированием новых клеток и тканей. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источником такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей. Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность как в общем, количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у детей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни. Чтобы полнее удовлетворить эту потребность организма, необходимо знать, какое количество энергии расходуется им в сутки. Установлено, что образующаяся в организме энергия в конечном итоге выделяется в виде тепла. Поэтому по количеству освобождаемого в организме тепла можно определять и его энергетические затраты; обычно эти затраты выражают в тепловых единицах - больших калориях, или килограмм - калориях (большая калория - количество тепла, затрачиваемое на нагревание 1 кг воды на 1оС). Так, например, за 1 час сна тратится 0,93 калории на 1 кг веса тела, а на одевание и раздевание - 1,69 калории.

Белки Белки — важная часть питания животных и человека (основные источники: мясо, птица, рыба, молоко, орехи, бобовые, зерновые; в меньшей степени: овощи, фрукты, ягоды и грибы), поскольку в их организме не могут синтезироваться все необходимые аминокислоты и часть из них поступает с белковой пищей.

Углеводы Главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар. Мёд, в зависимости от своего происхождения, содержит 70—80 % глюкозы и фруктозы. Для обозначения количества углеводов в пище используется специальная хлебная единица. К углеводной группе, кроме того, примыкают и плохо перевариваемые человеческим организмом клетчатка и пектины.Биологическое значение углеводов:Углеводы выполняют структурную функцию, то есть участвуют в построении различных клеточных структур (например, клеточных стенок растений).Углеводы выполняют защитную роль у растений (клеточные стенки, состоящие из клеточных стенок мертвых клеток защитные образования — шипы, колючки и др.).Углеводы выполняют пластическую функцию — хранятся в виде запаса питательных веществ, а также входят в состав сложных молекул (например, пентозы участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК).Углеводы являются основным энергетическим материалом. При окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии и 0,4 г воды.Углеводы участвуют в обеспечении осмотического давления и осморегуляции. Так, в крови содержится 100—110 мг/% глюкозы. От концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови.Углеводы выполняют рецепторную функцию: многие олигосахариды входят в состав воспринимающей части клеточных рецепторов или молекул-лигандов.

Жиры Наряду с углеводами и белками, жиры — один из главных компонентов клеток животных, растений и микроорганизмов. В растениях жиры содержатся в сравнительно небольших количествах, за исключением семян масличных растений, в которых содержание жиров может быть более 50 %. Насыщенные жиры расщепляются в организме на 25-30%, а ненасыщенные жиры расщепляются полностью. Энергетическая ценность жира приблизительно равна 9,1 ккал на грамм, что соответствует 38 кДж/г. Источником животных жиров являются свиное сало (90—92 % жира), сливочное масло (72—82 %), жирная свинина (49 %), колбасы (20—40 %), сметана (30 %), сыры (15—30 %). Источник растительных жиров - растительные масла (99,9 % жира), орехи (53—65 %), овсяные (6,1 %) и гречневые (3,3 %)

крупы.

V. «Это интересно».На карточке написаны буквы. Найдите 10 слов, относящихся к пищеварительной системе и пищевым продуктам.

Таблица 2.

ТМОЖАППЕТИТФХИНГИГИЕНАБУН
РСЕНУАВЖЕЛУДОКТМИКАБВСЭПР
ПИЩАЭЯБЕНИФКРАХМАЛТРЕМУРА
ИНЕФЭМАЛЬОПРИНАБЛНЕБЙМСХГ
ЖЕЛЧЬАЫДРМЕНФКИВКНТУЦЕИРН
ТОВОДАТОРМЕЖДЕНТИНГОФДАМП
ТЫМАВУПЕЧЕНЬКОТУДПУЧШОЗОКН

Ответ: АППЕТИТ, ГИГИЕНА, ЖЕЛУДОК, ПИЩА, КРАХМАЛ, ЭМАЛЬ, ЖЕЛЧЬ, ВОДА, ДЕНТИН, ПЕЧЕНЬ.

вывод Удивительно многообразны и сложны процессы обработки и усвоения пищи.Современная физиология дает научные обоснования для организации правильного питания и лечения органов пищеварения.Свежие и разнообразные продукты – одно из непременных условий сохранения нашего здоровья. Сочетание белковой и углеводной пищи создает наиболее длительное чувство насыщения. Обжаренная пища дольше задерживается в кишечнике и осложняет работу больного кишечника

VI. Итог урока. Каждому учителю предоставляется право сказать о том какая цель была поставлена на уроке, что сделано за урок и что нового узнали за этот урок.

2. Изучение нового материала.

Целесообразно начать урок с актуализации вопроса, его злободневности.

«Наш урок посвящён гигиене питания. Итак, мы начинаем. Задача перед нами стоит непростая: ведь извечные вопросы о питании – как, когда, сколько, чем и что мы едим – интересуют каждого человека. Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. Но прежде, проанализируем, насколько эта проблема актуальна для учеников нашей школы»(восьмиклассники заранее провели анкетирование учащихся школы, проанализировали результаты, подготовили презентацию). Презентация №1

Вывод: Проблемы существуют, и мы попробуем найти пути решения некоторых из них. Обозначим для себя такой спектр проблем: чем есть, что, как, когда есть. Итак, первая проблема, чем мы едим. Как же сохранить здоровье наших зубов?

А) Беседа по вопросам

- сколько зубов у взрослого человека

- все ли зубы одинаковы

- строение зубов

Б) Презентация №2 по теме: «Как сохранить здоровье зубов?»

Вывод: мудрость гласит: Кто долго жуёт – тот долго живёт. Поэтому здоровые зубы – залог хорошего пищеварения. Но как же не вспомнить рекламу жевательной резинки, как важного средства по уходу за зубами. Ребята, а что вы думаете по этому поводу?! ( обсуждение данного вопроса)

Другое известное выражение подчёркивает исключительную роль питания в формировании и тела и поведения человека: Человек есть то, что он ест.

Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно – психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. В последнее время появилось много систем питания и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. Сыроедение, вегетарианство, раздельное питание…. Предлагаю выяснить, что лежит в основе этих систем.(дети заранее работали с дополнительной литературой и подбирали материал о разных системах питания)

На уроке организуется диспут по результатам исследования данного вопроса. В ходе обсуждения важно выявить:

- что лежит в основе данной системы питания

- её положительные стороны

- отрицательные черты данной системы питания

Вывод: ни одна из систем питания не является абсолютно совершенной.По – моему, питаться надо разнообразно, питательно, но в меру!!!!

Как же это сделать??? Послушаем совета диетологов.(Презентация №3)

Вопрос классу: А как же быть с вашими любимыми чипсами, гамбургерами? Ведь наш социологический опрос показал, что они – ваша любимая еда.( обсуждение проблемы)

Итак, мы ответили на вопросы, которые наметили вначале урока. Самое время сформулировать правила здорового питания.

Задание. Используя материал параграфа, обосновать следующие правила гигиены питания. Учащиеся получают таблицу, которую дорабатывают, а затем формулируются и обосновываются правила здорового питания.

Ход урока

Организационный момент.

Познавательные задачи. (Слайд №2)

1. Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти?

2. В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать?

3. Из чего должна состоять пища и почему?

4. Какое различие между питанием и пищеварением?

5. Почему жизнь животных на Земле невозможна без зелёных растений?

6. В какой системе организма животных и человека происходит пищеварение?

7. Как изменяется пища в органах пищеварения?

Постановка цели и задачей урока.

Наши рекомендации