Вопрос № 3. Организация, состав сил и средств, режимы функционирования РСЧС. Силы и средства МЧС.
Общее руководствоРСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.
Непосредственное руководство функционированиемРСЧС возлагается на МЧС России.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧСсозданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные).
Задачи, организация состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Функциональные подсистемы РСЧС(службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
• служба медицины катастроф (Минздрав России);
• служба охраны общественного порядка (МВД России);
• противопожарная служба (МВД России);
• служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
• государственная спасательная служба (МЧС России);
• служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);
• служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
• служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
• противопаводковая служба (Минприроды России);
• служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
• служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
• транспортная служба (Минтранс России);
• служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
• служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Все уровни управления имеют в своём составе:
1. постоянно действующие органы повседневного управления;
2. органы обеспечения оперативного управления;
3. силы и средства;
4. резервы финансовых и материальных ресурсов.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
• на федеральном уровне- МЧС России;
• на территориальном уровне - органы управления по делам ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• на местом уровне- органы управления по делам ГОЧС при органах местного самоуправления;
• па объектовом уровне) - отделы, секторы по делам ГОЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
• оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и населенных пунктов;
• дежурно-диспетчерские службыфедеральных органов исполнительной власти, организаций.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые являются коллегиальными (совещательными) органами:
• на федеральном уровне- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные в федеральных органах исполнительной власти;
• на территориальном уровне- комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• на местном уровне- комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органов местного самоуправления;
• на объектовом уровне(в организациях) - объектовая комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
Силы и средства РСЧС подразделяются на две группы: первая - силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, вторая - силы и средства наблюдения и контроля за ЧС.
1. В состав сил и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят:
1. военизировавные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
2. формирования и учреждения Всероссийской Службы Медицины Катастроф;
3. формирования ветеринарной службы и службы защиты растений;
4. военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
5. формирования ГО Российской Федерации;
6. специально подготовленные силы других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
7. аварийно-технические центры Министерства по атомной энергетике;
8. службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиационной службы России;
9. восстановительные и пожарные поезда МПС России;
10. аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота и речного флота России.
2. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
1. службы и организации наблюдения и контроля федеральных органов исполнительной власти;
2. формирования санитарного надзора Минздрава России;
3. ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
4. службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья;
5. геофизическая служба Российской академии наук;
6. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
7. подразделения Министерства по атомной энергетике;
8. космические средства наблюдения;
9. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Для приведения в готовность все этих сил и средств необходимо затратить определённое время.
Поэтому особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые организуют и проводят работу по ликвидации последствий ЧС первыми.
В их состав входят:
1. Войска гражданской обороны;
2. Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
3. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд,
4. Поисково-спасательные службы (ПСС);
5. Центр специального назначения (Москва);
6. Авиация МЧС России;
7. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
8. Силы и средства органов внутренних дел;
9. Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.
Остановимся на самых оперативных формированиях.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Поисково-спасательная служба (ПСС)объединяет несколько десятков региональных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.
Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.
Центр специального назначениясоздан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ. На Центр возложены следующие задачи:
• проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности;
• проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
• оказание пораженным медицинской помощи;
• выполнение подрывных и пиротехнических работ;
• осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Авиация МЧС Россииявляется одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
• проведение авиационно-спасательных операций:поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
• осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы; обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
• осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия.
Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности — при нормальной производственно промышленной, радиационной, химической, биологической и другой обстановке;
2. режим повышенной готовности — при ухудшении обстановки или при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.