Курсовые работы и зачетный синтез

(рекомендации студентам 1 курса)

Лабораторный практикум по курсу неорганической химии для студентов 1 курса в завершающей стадии предусматривает выполнение зачетного синтеза, в котором подводится итог освоению навыков применения теоретических знаний в конкретной ситуации; самостоятельного планирования несложного химического эксперимента, обоснования правильности его проведения; рационального использования посуды, приборов и реактивов; наблюдения за ходом эксперимента; обобщения и объяснения установленных фактов, аргументации выводов и утверждений; проведения целенаправленного поиска нужной информации в справочной и учебной литературе. При этом студенты не только приобретают практический опыт осуществления научной деятельности (пусть даже и на хорошо изученных ранее объектах), но и обучаются современному научному языку, логическому мышлению и быстрому восприятию новых идей. Подготовка студентами теоретических курсовых работ способствует не только углубленному изучению своей будущей профессии, но и одновременно позволяет приобрести навыки работы с литературными источниками, реализовать и развить свои коммуникативные и творческие способности.

Курсовая работа

1. Кратко охарактеризуйте указанный в названии работы тип (класс) соединений, особенности процессов:

· общие особенности структуры;

· общие особенности процессов;

· особенности физических свойств (цвет, растворимость);

· особенности химических свойств (устойчивость на воздухе, термическая устойчивость, отношение к воде, кислотам (концентрированным и разбавленным), щелочам, окислительно-восстановительные свойства);

· возможности и области их практического применения, ocoбенности свойств обуславливающих специфическое применение;

· токсичность и способы утилизации.

2. Укажите основные методы (пути) синтеза данного типа (класса) соединений.

3. Укажите основные методы их выделения и очистки.

4. Укажите основные методы и способы их идентификации (обязательно – химические методы, по желанию – физико-химические методы).

5. Осуществление процессов с указанным веществом;

5. При работе с литературой (учебники, монографии, статьи, рефераты из реферативного журнала по химии – РЖХ) учитывайте следующие рекомендации:

· начните с просмотра учебной литературы (учебники по неорганической химии, приведенные в рекомендуемом списке; особое внимание уделите учебникам Ахметова Н. С. (Общая и неорганическая химия), Степина Б. Д. (Неорганическая химия), Спицына В. И. (Неорганическая химия. 2-й том. 1994), Карапетьянца М. Х. (Неорганическая химия)) и "Химической энциклопедии" (ХЭ) в 5-ти томах (1991-1998 гг.); а также поиску научных статей в реферативных журналах и научных базах данных (например: http://www.sciencedirect.com/; http://pubs.acs.org/; http://www.rsc.org/publishing/) в ХЭ указания о веществе необходимо искать как в виде отдельной статьи, так и в предметном указателе (в конце 5-го тома); в ХЭ в конце каждой статьи и в тексте учебника Степина приведены ссылки на рекомендуемую литературу; следует ознакомиться с той, которая соответствует теме курсовой работы или зачетного синтеза;

· расставляйте ссылки на литературу в тексте по мере их появления (по порядку);

· оформляйте список литературы в конце курсовой работы, согласно приведенным ниже примерам:

Монографии (один или несколько авторов) 1. Новаковский, М.С. Лабораторные работы по химии комплексных соединений/ М.С. Новаковский – Харьков: Изд-во ХГУ, 1972 . - 232 с. (здесь указано общее число страниц). Монография (под редакцией) 2. Руководство по неорганическому синтезу / Под ред. Г.Брауэра. В 6-ти томах. - Т.4. - М.: Мир, 1985.- С.235. (здесь указана страница, откуда взяты данные) Статья 3. Плясова, Л.М. Рентгеноструктурное исследование In2(MoO4)3 /Л.М. Плясова, Р.Ф. Клевцова// Кристаллохимия. - 1968.- Т.13. - № 1. -С. 38-43. Реферат (по РЖХ) 4. Anwar, M. The correlation of various properties of thin films of MoO3 and of the mixed oxide systems MoO3–In2O3 and MoO3–SiO / M.Anwar , C.A. Hogarth // J. Mater. Science. - 1989.- Vol. 25. - P. 4918–4928. (РЖХ 1990-5Б4345). Электронный источник 5. Minerals Gallery [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theimage.com/mineral/index.htm. Дата доступа: 24.02.2011.  

· укажите в конце библиографического списка, за какие годы просмотрена реферативная литература (рекомендуется за последние пять лет);

· ведите просмотр РЖХ: 1) по предметному указателю с использованием ключевых слов (по веществу или классу соединений); 2) непосредственно по разделам сводного тома – "Неорганическая химия", "Комплексные соединения", "Технология неорганических веществ", "Кристаллохимия"; найденные ссылки на рефераты должны быть приведены в приложении с указанием шифра, названия статьи, авторов, источника (журнал, тезисы, монография и т. д); кроме того, можно пользоваться другой реферативной литературой (Chemical Abstracts) и CD-поисковыми системами (в информационном центре библиотеки БГУ);

· ознакомьтесь с доступной оригинальной литературой, найденной по рефератам (3–4 статьи).

Зачетный синтез

1. Охарактеризуйте (подробно!) структуру, физические свойства (температура разложения, растворимость в воде при разных температурах) и химические свойства (устойчивость на воздухе, отношение к воде, концентрированным и разбавленным кислотам, щелочам, термическая устойчивость, редокс-свойства, качественные реакции), области практического применения, вещества, которое необходимо синтезировать, а также его токсичность, правила безопасности при работе с ним, способы его утилизации (см. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I-IV групп / Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1988. 512 с.)

2. Приведите подробные (со схемами приборов) методики синтеза (не менее трех).

3. Укажите, какую методику синтеза Вы предлагаете использовать и почему, приведите ее обоснование (после согласования выбора методики с преподавателем!), сделайте необходимые расчеты и укажите меры по технике безопасности.

4. Приведите методики очистки получаемого вещества (Ваши предложения) и их обоснование (после согласования с преподавателем!).

5. Представьте план исследования свойств синтезированного вещества.

6. Согласуйте этот материал с преподавателем и получите допуск к выполнению работы.

7. Выполните синтез и исследование свойств полученного вещества; оставшееся вещество сдайте преподавателю.

8. Сделайте вывод о том, в какой степени удалось выполнить поставленную задачу.

9. Курсовые работы и результаты выполнения зачетного синтеза защищаются на семинарском занятии.

Примечание. Для поиска методики синтеза можно использовать следующую литературу:

1. Лернер И. М. Указатель препаративных синтезов неорганических, комплексных и элементоорганических соединений. Л.: Химия, 1986. 152 с. (библиотека химического факультета).

2. Руководство по неорганическому синтезу / И. Г. Горичев и др. 3-е изд. М.: Химия, 1997. 320 с. (библиотека химического факультета).

3. Руководство по неорганическому синтезу / Г. Брауэр. В 6-ти томах. М.: Мир, 1985. (библиотека химического факультета)

4. Новаковский М. С. Лабораторные работы по химии комплексных соединений. Харьков: Изд-во ХГУ, 1972 . 232 с. (библиотека БГУ).

5. Карякин Ю. В., Ангелов И. И. Чистые химические вещества: Руководство по приготовлению неорганических реактивов и препаратов в лабораторных условиях. М.: Химия, 1974. 408 с. (библиотека химического факультета).

6. Ключников Н. Г. Неорганический синтез. М.: Просвещение. 1983. 304 с. (библиотека химического факультета).

Литература по токсичности соединений.

1. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I-IV групп / Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1988. 512 с.

2. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов V-VIII групп / Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1989. 592 с.

3. Юнас Я. Атлас первой медицинской помощи. Кишинев: Картя Молдовеняске, 1983. 156 с.

Наши рекомендации