Ропаганда здорового образа жизни в районах с повышенными уровнями загрязнения вредными для здоровья веществами.

4. Подставка сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

Определение необходимого количества, состава и оснащения сил РСЧС осуществляется на базе прогнозирования и моделиро­вания ЧС, характерных для данного региона. При этом исходят из наиболее сложной обстановки, которая может создаться в прогнозируемых ситуациях.

Для немедленного реагирования на ЧС решением региональ­ных исполнительных властей по предложениям соответствующих органов управления ГО и ЧС создается, оснащается и обучается минимум необходимых мобильных региональных формирований, содержащихся и финансируемых за счет бюджета. Они должны иметь наиболее совершенные средства защиты и проведения АСиДНР (поисковую аппаратуру, средства радиационной, хими­ческой разведки и индивидуальной защиты, подъемно-транспортные устройства и т. п,), соответствующие характеру ожидаемых ЧС.

В целях своевременного и квалифицированного проведении защитных мероприятий. АСиДНР и ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах промышленные объедине­ния владельцы химически опасных производств должны на собственные средства создавать профессиональные аварийно-спасательные отряды, предназначенные для защиты населения, проживающего в зонах возможного загрязнения АХОВ.

5. Подготовка населения к действиям в условиях ЧСявляется обязательной для всех граждан страны. Пропаганда знаний в области защиты населения, доведение до населения его прав и обязанностей обеспечивается органами управления, входящими в состав РСЧС всеми органами власти от федеральных до местных, орга­нами местного самоуправления и общественными организациями. Важнейшей задачей пропаганды является разъяснение населению прав и обязанностей в области зашиты населения, определяемых Федеральным законом “О защите населения и территорий oт чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” в статьях 18 и 19.

Организация обучения рабочих и служащих на объекте экономики возлагается на руководство объекта, остального населения - на территориальные органы управления ГО и ЧС,

В интересах качественной подготовки к выполнению задач или обязанностей в условиях ЧС все население условно подразделяется на ряд категорий обучаемых (без учета подготовки профессионалов - спасателей): руководящий состав объекта; личный состав формирований; рабочие и служащие, учащаяся молодежь, население.

Каждая из категорий обучается по специальной программе. При этом руководящий состав проходит обучение на курсах повышения квалификации или специальных курсах, организуемых в системе РСЧС; личный состав формирований, рабочие и служащие - на объекте в учебных группах, подобранных с учетом исполняемых ими обязанностей в условиях ЧС; учащаяся молодежь по программам своих учебных заведений и остальное население - путем самостоятельного изучения брошюр, памяток и другой специальной литературы, а также прослушивания лекций и бесед, передаваемых по средствам массовой информации.

Кроме того, в целях приобретения и совершенствования тактических навыков и слаженных действий персонала объекта и бойцов формирований в составе подразделений в сложной обстановке ЧС на объектах и в вузах проводятся комплексные учения или объектовые тренировки, в ходе которых обучаемым приходится действовать в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям ЧС.

6. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане РФ имеют право:

• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случаи возникновения чрезвычайных ситуаций;

• в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрез­вычайных ситуаций;

• быть информированным о риске, которому они могут подверг­нуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

• обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местною самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• участвовать в установленном порядке в мероприятиях по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имущест­ву вследствие чрезвычайных ситуаций;

• на медицинское обслуживание, компенсации и льготы нa проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

•на бесплатное государственное социальное страхование, полу­чение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• на пенсионное обеспечение в ходе потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполне­нии обязанностей по защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья,

• на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца-погибшего или умершею от увечья или заболевания, получен­ного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установлен­ном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

7. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане РФ обязаны:

• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Россий­ской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безо­пасности. которые могут привести к возникновению чрезвы­чайных ситуаций;

• изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенст­вовать свои знания и практические навыки в указанной области;

• выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

8. Мероприятия по защите населения и терри­торий, проводимые при возникновении чрез­вычайных ситуаций

1. Оценка фактической обстановки в районе возникновения ЧС и прогнозирование развития ситуации для удаленных районов.

Это мероприятие является одним из основополагающих и проводится органами управления ГО и ЧС различных уровней в интересах определения наиболее целесообразных способов защиты населения, действий сил ликвидации ЧС, порядка проведения аварийно-спасательных и неотложных работ и принятия других необходимых мер.

2. Принятие (уточнение) решения о мерах по защите населения в зависимости от характера ЧС {эвакуация, укрытие в СКЗ.) и на проведение аварийно-спасительных и других неотложных работ.

3. Оповещение населения и постановка задач спасательным формированиям. Оповещение населения осуществляется с помощью радио и телевизионных средств, по которым передается информация о возникновении ЧС (прогноз о возможной ЧС) и рекомендации по действиям населения в сложившейся обстановке Чтобы привлечь внимание населения включаются сирены системы ГО, дублируемые прерывистыми гудками предприятий и транспорта. Услышав такой сигнал, необходимо включить радио или телевизионный приемник на волне местной программы и выслушать сообщение органов управления по ГО и ЧС.

Речевая информация оповещения включает сообщение о случившемся (о характере ЧС, фактической обстановке и прогнозе ее развития) и рекомендации населению по защите.

4. Ликвидация ЧС включает проведение различных мер по защите населения и территорий, аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей среде и материального ущерба, а также локализацию зоны ЧС и прекращение действий ее опасных факторов.

Меры (способы) по защите населения и территорий в зависи­мости от вида Ч С, характера ее возникновения, времени проведения мер защиты могут условно делиться на упреждающие, экстренные и плановые.

Упреждающие меры защиты населения и территорий могут проводиться при наличии прогноза ЧС с высокой вероятностью ее возникновения для населения, проживающего в основном вблизи возможного источника (района) ЧС. а также при непосредствен­ном возникновении ЧС для населения, проживающего на опреде­ленном удалении от данного источника (района). Основным способом защиты населения в этих условиях является его упреж­дающая эвакуация. При определенных ЧС могут осуществляться также укрытие населения в СКЗ, использование СИЗ, профилакти­ческие меры и др.

Экстренные меры зашиты населения и территорий проводятся при возникновении ЧС. В зависимости от вида ЧС они могут включать такие меры защиты, как экстренная эвакуация. укрытие населения в СКЗ, использование СИЗ. медицинская помощь пострадавшим, нейтрализация территорий от различного рода загрязнителей. Кроме того, в этот период будут, как правило, проводиться аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы включают: разведку маршрутов выдвижения формирований на участки работ, розыск пораженных, извлечение их из-под завалов, вывод из задымлен­ных. загазованных или затопленных помещений (участков местности); подачу воздуха в заваленные помещения: вскрытие разрушенных защитных сооружений или помещений и вывод из них людей; оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуацию: вывод или вывоз населения из опасных мест в безо­пасные районы; санитарную и специальную обработку людей и сельскохозяйственных животных; дезактивацию (дегазацию) продовольственных продуктов и воды, транспорта, сооружений и местности.

Другие неотложные работы подчиняются интересам прове­дения спасательных работ и создания условий для ликвидации ЧС. Они включают: расчистку дорог и устройство проездов в завалах и на загрязненных радиоактивными и химически опасными вещест­вами участках местности; локализацию аварий на газовых, энерге­тических. водопроводных, канализационных и технологических сетях, и прежде всего в тех случаях, когда последствия этих аварий препятствуют проведению спасательных работ или угрожают жизни спасаемых людей; укрепление или обрушение конструкций- угрожающих обвалом и тем препятствующих движению или безо­пасному ведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связей и коммунально-энергетических сетей.

Локализация зоны ЧС предусматривает определение или уточнение границ очага ЧС и опасных территорий- принятие мер по воспрещению или ограничению дальнейшего их расширения, а также по ограничению въезда в зону ЧС, Одновременно предусматривается проведение работ по прекращению действия опасных факторов (выбросов РВ и АХОВ при авариях на радиационно- и химически-опасных объектах, подъема воды при наводнениях и т.п.),

Плановые меры защиты населения и территорий проводятся при определенной стабилизации обстановки в зоне ЧС и при ликвидации последствий ЧС, В этих условиях могут проводиться такие меры защиты, как отселение населения из опасных районов - оказание медицинской помощи, изменение характера хозяйствен­ной деятельности в данных районах- продолжение работ по нейтрализации территорий от различных загрязнителей и т.д.

Наши рекомендации