Тема: Химические реакции. Скорость химических реакций.

Цель занятия: научиться проводить различные типы реакций, опытным путем определять зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.

Приборы и реактивы: щтатив с пробирками, железный гвоздик, порошок магния, гранулы цинка, растворы сульфата меди, сульфата магния, карбоната натрия, соляной кислоты.

Время выполнения: 1 час.

Ход выполнения работы:

1.В пробирку прилейте несколько капель сульфата меди и опустите туда железный гвоздик. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с железом.

2. К 2-3 каплям раствора сульфата магния прилейте столько же раствора карбоната натрия. Наблюдения запишите. Составьте уравнение реакции взаимодействия этих веществ.

3.К 2-3 каплям раствора карбоната натрия прилейте столько же соляной кислоты. Запишите наблюдение. Составьте уравнение реакции.

4.В 2 пробирки налейте по 2-3 капли соляной кислоты. В одну пробирку добавьте немного порошка магния, в другую положите кусочек цинка. В какой из пробирок реакция протекает быстрее? От чего зависит скорость химической реакции?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

Тема: Получение и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

Цель занятия: научиться получать и распознавать газы, распознавать предложенные вещества, использую качественные реакции на соответствующие анионы.

Приборы и реактивы: штатив с пробирками, лучинка, зажим, спиртовка, газоотводная трубка, известковая вода, перманганат калия, цинк, мел, вода, хлорид цинка, карбонат натрия, растворы соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты, хлорида бария.

Время выполнения: 2 часа.

Ход выполнения работы:

1.Поместите в пробирку 2-3 кристалла перманганата калия. Нагрейте пробирку над пламенем спиртовки и внесите в нее тлеющую лучинку. Воспламеняемся ли лучинка? Какой газ образуется в результате термического разложения перманганата калия?

2. В пробирку поместите кусочек мела. Прилейте 2-3 капли соляной кислоты и быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в заранее подготовленную пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Какой газ образуется в результате реакции?

Составьте уравнение реакции взаимодействия карбоната кальция и соляной кислоты.

3. В двух пробирках под номерами 1,2 даны кристаллические вещества: хлорид цинка и карбонат натрия. Опытным путем определите, какие вещества находятся в пробирках №1 и№2.

На основании выполненных опытов сделайте вывод о том, что является качественной реакцией на карбонат- анион. Составьте уравнение реакции.

4. Даны три пробирки под номерами 1,2,3 с растворами: сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.

Составьте уравнения протекающих реакций.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

Тема: Свойства кислородосодержащих органических веществ.

Цель занятия: опытным путем познакомиться со свойствами многоатомных спиртов, карбоновых кислот, углеводов.

Приборы и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, зажим, вода, глицерин, порошок магния, гранулы цинка, крахмал, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, уксусной кислоты, лакмуса, фенолфталеина, глюкозы, сахарозы, йода.

Время выполнения: 2 часа.

.

Ход выполнения работы:

1.К 2-3 каплям воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде?

2. В пробирку прилейте 2-3 капли раствора гидроксида натрия и добавьте туда столько же раствора сульфата меди (II).K образовавше-

муся гидроксиду меди (II) прилейте глицерин и смесь взболтайте. Какие изменения произошли? Составьтe уравнение реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди.

3. В пробирку с 3-4 каплями раствора уксусной кислоты добавьте 1 каплю раствора лакмуса. Что наблюдаете? Влейте в пробирку 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Как изменилась окраска раствора?

4.В две пробирки влейте по 1-2 капли раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного порошка магния, а в другую опустите 1 гранулу цинка. Что наблюдаете?

Составьте уравнения реакций взаимодействия уксусной кислоты с магнием и цинком.

5.Влейте в пробирку 2-3 капли раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю раствора фенолфталеина. К полученному раствору добавьте 2-3 капли раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

6. В пробирку к 2-3 каплям раствора сульфата меди (II) прилейте 4-5 капель раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объем глюкозы и взболтайте. Нагрейте содержимое пробирки над пламенем горелки. Какие изменения окраски раствора наблюдаете при проведении опыта?

7. Повторите опыт, взяв вместо раствора глюкозы раствор сахарозы.

8. Насыпьте в пробирку немного крахмала, прилейте воды и хорошенько взболтайте. В это время в другой пробирке нагрейте воды. Вылейте раствор крахмала в пробирку с горячей водой и пробирку с полученным раствором прокипятите. Остудите полученный клейстер и добавьте в пробирку 1 каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

Наши рекомендации