Тема: Химические реакции. Скорость химических реакций.
Цель занятия: научиться проводить различные типы реакций, опытным путем определять зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.
Приборы и реактивы: щтатив с пробирками, железный гвоздик, порошок магния, гранулы цинка, растворы сульфата меди, сульфата магния, карбоната натрия, соляной кислоты.
Время выполнения: 1 час.
Ход выполнения работы:
1.В пробирку прилейте несколько капель сульфата меди и опустите туда железный гвоздик. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с железом.
2. К 2-3 каплям раствора сульфата магния прилейте столько же раствора карбоната натрия. Наблюдения запишите. Составьте уравнение реакции взаимодействия этих веществ.
3.К 2-3 каплям раствора карбоната натрия прилейте столько же соляной кислоты. Запишите наблюдение. Составьте уравнение реакции.
4.В 2 пробирки налейте по 2-3 капли соляной кислоты. В одну пробирку добавьте немного порошка магния, в другую положите кусочек цинка. В какой из пробирок реакция протекает быстрее? От чего зависит скорость химической реакции?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3
Тема: Получение и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
Цель занятия: научиться получать и распознавать газы, распознавать предложенные вещества, использую качественные реакции на соответствующие анионы.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, лучинка, зажим, спиртовка, газоотводная трубка, известковая вода, перманганат калия, цинк, мел, вода, хлорид цинка, карбонат натрия, растворы соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты, хлорида бария.
Время выполнения: 2 часа.
Ход выполнения работы:
1.Поместите в пробирку 2-3 кристалла перманганата калия. Нагрейте пробирку над пламенем спиртовки и внесите в нее тлеющую лучинку. Воспламеняемся ли лучинка? Какой газ образуется в результате термического разложения перманганата калия?
2. В пробирку поместите кусочек мела. Прилейте 2-3 капли соляной кислоты и быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в заранее подготовленную пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Какой газ образуется в результате реакции?
Составьте уравнение реакции взаимодействия карбоната кальция и соляной кислоты.
3. В двух пробирках под номерами 1,2 даны кристаллические вещества: хлорид цинка и карбонат натрия. Опытным путем определите, какие вещества находятся в пробирках №1 и№2.
На основании выполненных опытов сделайте вывод о том, что является качественной реакцией на карбонат- анион. Составьте уравнение реакции.
4. Даны три пробирки под номерами 1,2,3 с растворами: сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.
Составьте уравнения протекающих реакций.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4
Тема: Свойства кислородосодержащих органических веществ.
Цель занятия: опытным путем познакомиться со свойствами многоатомных спиртов, карбоновых кислот, углеводов.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, зажим, вода, глицерин, порошок магния, гранулы цинка, крахмал, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, уксусной кислоты, лакмуса, фенолфталеина, глюкозы, сахарозы, йода.
Время выполнения: 2 часа.
.
Ход выполнения работы:
1.К 2-3 каплям воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде?
2. В пробирку прилейте 2-3 капли раствора гидроксида натрия и добавьте туда столько же раствора сульфата меди (II).K образовавше-
муся гидроксиду меди (II) прилейте глицерин и смесь взболтайте. Какие изменения произошли? Составьтe уравнение реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди.
3. В пробирку с 3-4 каплями раствора уксусной кислоты добавьте 1 каплю раствора лакмуса. Что наблюдаете? Влейте в пробирку 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Как изменилась окраска раствора?
4.В две пробирки влейте по 1-2 капли раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного порошка магния, а в другую опустите 1 гранулу цинка. Что наблюдаете?
Составьте уравнения реакций взаимодействия уксусной кислоты с магнием и цинком.
5.Влейте в пробирку 2-3 капли раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю раствора фенолфталеина. К полученному раствору добавьте 2-3 капли раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?
6. В пробирку к 2-3 каплям раствора сульфата меди (II) прилейте 4-5 капель раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объем глюкозы и взболтайте. Нагрейте содержимое пробирки над пламенем горелки. Какие изменения окраски раствора наблюдаете при проведении опыта?
7. Повторите опыт, взяв вместо раствора глюкозы раствор сахарозы.
8. Насыпьте в пробирку немного крахмала, прилейте воды и хорошенько взболтайте. В это время в другой пробирке нагрейте воды. Вылейте раствор крахмала в пробирку с горячей водой и пробирку с полученным раствором прокипятите. Остудите полученный клейстер и добавьте в пробирку 1 каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5