Тема 20. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций.

План:

1.Понятие о скорости химических реакций.

2.Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

3.Обратимые и необратимые реакции.

4.Химическое равновесие и способы его смещения

1) Понятие о скорости химических реакций.

Самостоятельная работа с учебником:Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница - 60 – 64.

Самостоятельная работа с учебником:Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Станица 107 – 110.

2) Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

· Зависимость скорости реакции от природы металла.

Металлы (натрий и калий) с одним и тем же веществом (водой) будут реагировать с различной скоростью (в одинаковом состоянии и при одинаковых условиях).

Причина заключается в том, что атомы металлов отдают электроны, то есть окисляются. Атомы калия обладают большим радиусом чем натрия, и поэтому отдают электроны гораздо энергичнее.

· Зависимость скорости реакции от поверхности реагирующих веществ.

Для веществ в твердом состоянии скорость химической реакции прямо пропорциональна поверхности реагирующих веществ.

При измельчении вещества увеличивается площадь соприкосновения реагирующих веществ. Например, вещества железо и сера реагируют достаточно быстро при предварительном измельчении и перемешивании.

· Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

Вещества в растворенном состоянии и газы реагируют активнее с концентрированными веществами (например горение веществ в чистом кислороде происходит активнее чем в воздухе так как в воздухе концентрация кислорода в воздухе в 5 раз меньше). Чтобы произошла реакция необходимо столкновение молекул реагирующих веществ. Частота столкновений зависит от числа молекул в единице объёма, то есть от концентрации.

Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ.

· При повышении температуры скорость большинства химических реакций увеличивается.

Со многими веществами кислород начинает реагировать с заметной скоростью уже при обычной температуре. При повышении температуры скорость химической реакции окисления резко увеличивается и начинается бурная реакция горения.Почему это происходит? При столкновении реагируют только те молекулы, которые обладают достаточной кинетической энергией. При повышении температуры доля активных молекул возрастает.

Правило Вант – Гоффа: При повышении температуры на каждые 10 градусов скорость химической реакции возрастает в среднем в два – четыре раза. Это правило справедливо для температурного интервала от 0 до 100 градусов.

3) Обратимые и необратимые реакции.

Реакции, которые протекают только в одном направлении и завершаются полным превращением исходных реагирующих веществ в конечные вещества, называются необратимыми.

Большинство реакций являются обратимыми.

Обратимые реакции – это такие реакции, которые одновременно протекают в двух взаимно противоположных направлениях.

В промышленности обратимые реакции не выгодны, поэтому прибегают к различным факторам необратимости реакций:

1. Выпадает осадок или выделяется газ.

Хлорид бария и серная кислота, карбонат натрия и соляная кислота.

2. Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.

Соляная кислота и гидроксид натрия.

3. Реакция сопровождается выделением большого количества энергии.

Магний и кислород.

Самостоятельная работа с учебником:Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница - 60 – 64.

Самостоятельная работа с учебником:Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Станица 107 – 110.

4) Химическое равновесие и способы его смещения

Химическое равновесие – это такое состояние системы при котором скорость прямой и обратной реакции равны.

На химическое равновесие влияют:

Концентрация реагирующих веществ, температура, давление (для газов).

Принцип Ле – Шателье:

Если на систему, находящуюся в химическом равновесии, производится какое либо внешнее воздействие, тов системе усиливаются процессы, которые стремятся свести это воздействие к минимуму.

Самостоятельная работа с учебником:Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница - 71 - 73.

Самостоятельная работа с учебником:Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Станица 111 – 115.

Вопросы для самоконтроля

¾ Какие химические реакции называют обратимыми?

¾ Какие реакции называют прямыми, а какие обратными?

¾ Что такое химическое равновесие?

¾ Какие факторы влияют на химическое равновесие?

Отвечать на вопросы параграфа учебника:

1) Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница - 64 и 73.

2) Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Станица 110 и 115.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Дисциплина: Химия.

Тема:Металлы.

Цель занятия: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о металлах; дополнить их познавательными опытами; закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах, применении металлов, расширить представление учащихся о коррозии металлов.

Планируемые результаты

Предметные: сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Личностные: умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Норма времени:2 часа

Вид занятия:Лекция.

План занятия:

1. Особенности строения атомов и кристаллов.

2. Физические свойства металлов.

3. Классификация металлов по различным признакам.

4. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

5. Металлотермия.

6. Коррозия.

Оснащение:Учебник, плакаты, электрохимический ряд напряжений металлов.

Литература:

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

Тема 21. Металлы.

План:

1. Особенности строения атомов и кристаллов.

2. Физические свойства металлов.

3. Классификация металлов по различным признакам.

4. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

5. Металлотермия.

6. Коррозия.

1) Особенности строения атомов и кристаллов.

Более 200 лет назад М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлургии» дал металлам такое определение: «Металлы – суть ковкие блестящие тела».

Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. В конце урока мы возвратимся к этому определению и сделаем вывод: согласиться с этим определением или дополнить его.

Вы уже познакомились с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, с классификацией химических элементов и узнали, что из 109 известных в настоящее время элементов более 80 являются металлами. Термин «металлы» относится и к химическим элементам, и к простым веществам.

Самостоятельная работа с учебником (на выбор):

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница 119 – 121, 44 - 45.

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Страница 116.

2) Физические свойства металлов.

¾ Агрегатное состояние: кроме ртути, все металлы твердые.

¾ Электро- и теплопроводны
Ag, Cu, Au, Al, Zn, Fe, Pb, Mg, Hg →
Электро- и теплопроводность уменьшается

¾ Твердость различна.
Cr, W, Ni, Pt, Fe, Cu, Al, Ag, Zn, Au, Ca, Mg, Sn, Pb, K, Na →
Твёрдость уменьшается

¾ Плотность различна.
Os, Pt, Au, Hg, Pb, Ag, Cu, Ni, Fe, Sn, Zn, Al, Mg, Ca, Na, K, Li →
Плотность уменьшается.

¾ Температуры плавления и кипения различны.
W (3420), Pt (1772), Fe, Ni, Cu, Au, Ag, Ca, Al, Mg, Zn, Pb, Sn, Na, K (63,5), Ga (29,7), Cs (28,5) ,Hg (-39).

¾ Ковкость, пластичность, прочность:
пластичные – Au, Ag, Cu.
хрупкие – Cr, Mn.

¾ Способность намагничиваться: Fe, Co, Ni;
слабо – Al, Cr, Ti;
не притягиваются – Sn, Cu, Bi.

Наши рекомендации