Примерный перечень вопросов

ДЕ1: Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.

1. Предмет курса «Концепции современного естествознания».

Знать: ключевые понятия предмета КСЕ.

2. Естествознание и его роль в интеллектуальной сфере культуры.

Знать: структурные уровни (сегменты) интеллектуальной сферы культуры; отличия гуманитарно-художественной культуры от научно-технической; отличительные признаки псевдонауки.

3. Ключевые понятия научного метода.

Знать: уровни научного познания (эмпирический, теоретический); определение методов познания; модели развития науки; научные картины мира.

4. История естествознания.

Знать: основные концептуальные программы и основные концепции от эпохи античной натурфилософии до эпохи современного естествознания; развитие представления о материи, движении и взаимодействии.

5. Панорама и структура современного общего естествознания.

Знать: процессы интеграции и дифференциации наук; концептуальные программы физики, химии и биологии современного естествознания; основные сегменты Мира (Универсума).

6. Феноменология современного общего естествознания.

Знать: основные (интегрирующие) понятия общего естествознания; интегративность, целостность и иерархичность природы; основные идеи общего естествознания.

Уметь: видеть в природном объекте характерные свойства систем.

7. Трансдисциплинарные стратегии естественнонаучного мышения.

Знать: основные идеи классической, неклассической и постнеклассической стратегий естественнонаучного мышления.

8. Трансдисциплинарные концепции естественнонаучного мышления.

Знать: концепции моделирования и экспериментальной достоверности в естественнонаучной культуре.

ДЕ2: Физические концепции познания мира.

9. Физика к контексте интеллектуальной культуры.

Знать: предмет физики, включая астрофизику и космологию; физические картины мира: механическую, электромагнитную, квантово-полевую и современную и их кооперативное взаимодействие с физическими исследовательскими программами и трансдисциплинарными стратегиями и концепциями естественнонаучного и общенаучного мышления.

10. Корпускулярно-волновая концепция материи.

Знать: корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи; современное понятие состояния в квантовой механике и его всеобщность на всех структурных уровнях материи.

11. Структурные уровни организации материи в рамках современной физики.

Знать: масштабные уровни материи и критерии подразделения на гипермир, мегамир, макромир, микромир и гипомир; структуры микро-, макро- и мегамира; полевые формы материи и их взаимосвязь со структурными масштабными уровнями.

12. Фундаментальные взаимодействия и концепции их объединения в современной физической исследовательской программе – единой теории поля.

Знать: представления о взаимодействии в физических картинах мира; принципы дальнодействия и близкодействия; характеристики фундаментальных взаимодействий; полевой и квантово-полевой механизмы передачи взаимодействия; частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий.

Уметь: выбрать среди предложенных объекты, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия.

13. Общие представления о систематике элементарных частиц. Фундаментальные микрочастицы.

Знать: в рамках структуры микромира о многообразии элементарных частиц; классы фундаментальных микрочастиц.

14. Принципы симметрии, законы сохранения.

Знать: понятие симметрии в естествознании; симметрии пространства и времени; теорему Нётер о взаимодействии симметрии с законами сохранения; законы сохранения энергии, импульса, момента импульса и соответствующие симметрии пространства, времени; иметь представление об эволюции как цепочке нарушения симметрии (дисимметрии, творящей явление).

15. Эволюция принципов относительности и дополняющих их постулатов.

Знать: принципы относительности и дополняющие их постулаты в классической механике, специальной и общей теориях относительности.

16. Концепция пространственно-временных отношений в природе.

Знать: историю развития представлений о пространстве и времени; взаимосвязь между пространством, временем, материей и её движением; эволюция геометрии пространства-времени; основные релятивистские эффекты.

17. Концепции квантовой механики.

Знать: абстрактно-математическое обоснование корпускулярно-волнового дуализма в формулах М. Планка и Л. де-Бройля; соотношение неопределенностей В. Гейзенберга: координата-импульс, энергия-время; принцип дополнительности в узком (квантовомеханическом) смысле; описание состояния в квантовой механике; статистический характер квантового описания природы; принципы суперпозиции состояний.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

18. Процессы в микромире.

Знать: взаимопревращения элементарных частиц, основные законы природы, определяющие возможность и ход процессов в микромире, явление естественной радиоактивности, её вероятный характер; основные виды радиоактивного распада; цепной характер деления ядер урана; термоядерные реакции, необходимые для них условия; звезды как естественные термоядерные реакторы; понятие дефекта массы; относительные величины энергий реакций ядерного синтеза, деления ядер, химических процессов (в сравнении).

19. Общенаучный смысл принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты.

Знать: общенаучную формулировку основных методологических принципов физики; примеры их проявления в широком смысле.

Уметь: применять методологию принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты при анализе конкретных положений, примеров.

20. Динамические и статистические закономерности в природе.

Знать: сущность динамических теорий как детерминистского описания природы, их примеры; статистические теории, описывающие системы с хаосом и беспорядком, их основные понятия и примеры; фундаментальный характер статистических закономерностей (или теорий).

21. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния и его термодинамическое описание на основе начал (законов) равновесной термодинамики.

Знать: предмет термодинамики; физический смысл макропараметров равновесного теплового макросостояния; нулевое, первое второе и третье начала термодинамики; многогранный смысл энтропии; соотношение неопределенностей Эйнштейна.

Иметь представление: о неравновесной термодинамике диссипативных структур.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

22. Статистсические законы макросостояния. Броуновское движение. Энтропия как мера беспорядка.

Знать: фундаментальность статистической физики; броуновское движение как пример хаоса; статистический смысл энтропии.

23. Структурные уровни материи в мегамире в рамках выделения космических тел и диффузной материи. Эволюция представлений о мегамире в рамках геоцентрической, гелиоцентрической и космоцентрической (космологической) картины мира. «Древо» эволюции мира на основе концепции стрел времени.

Знать: предмет космологии и астрофизики; основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений (космогонические и космологические модели Аристотеля, Птоломея, Коперника, Эйнштейна, Фридмана, модель «Большого взрыва»).

24. Эволюция Вселенной в рамках стандартной теории «Большого взрыва». Модели и геометрия Вселенной.

Знать: основные этапы космической шкалы времени вплоть до образования солнечно-планетной системы; основные наблюдаемые свойства Вселенной (однородность в больших масштабах, красное смещение в спектрах далеких галактик, интерпретируемое как эффект Доплера, возникающий вследствие разбегания галактик, закон и постоянная Хаббла); расширение Вселенной; возраст Вселенной – понятия, методы оценки, современная оценка.

25. Модель галактики – Млечный путь и метагалактики.

26. Основные виды звезд и их эволюция.

27. Модель Солнечной системы.

28. Основные случайные задержки на пути развития Вселенной.

ДЕ3: Химическая концепция познания мира

29. Химия в контексте интеллектуальной культуры. Химические модели вещества и типология молекул. Структурные уровни материи в рамках современной химии. Химические системы.

Знать: предмет химии; эволюцию химических моделей вещества; структурную иерархию объектов химии; понятия: «химический элемент», «атом», «изотоп», «молекула», «вещество», «химическая формула», «химическая реакция» .

Иметь представление: о мономерах, полимерах, катализаторах, биокатализаторах, качественном и количественном составе вещества, о строении атома, о периодическом законе и периодической системе, о типах химических связей.

30. Историческая последовательность становления основных концептуально-конструктивных уровней современной химии: учения о составе, структурной химии, учения о химических процессах, эволюционной химии.

31. Реакционная способность веществ.

Знать: понятия о химических, экзо-, эндотермических процессах, химической кинетике, энергии активации, катализе, автокатализе; свойства катализаторов; влияние различных факторов на скорость химических реакций, закон действующих масс, правило Вант-Гоффа; состояние равновесия и условия его смещения; принцип Ле-Шателье.

32. Субстратный и функциональный подходы к проблеме самоорганизации предбиологических систем в эволюционной химии.

Знать: основные органогены; особенности атома углерода как органогена № 1.

Иметь представление: иметь представление об автоволновых реакциях Белоусова-Жаботинского, о кооперативном (синергетическом) взаимодействии концепции биогенеза (Луи Пастер), неравновесной термодинамики диссипативных структур (И.Пригожин) и теории саморазвития элементарных каталитических систем (А.П.Руденко и др.).

ДЕ4: Геологическая концепция развития и строения Земли.

33. Геохронологическая история Земли.

Знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями.

Иметь представление: о теории катастроф и теории геологического эволюционизма.

34.Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли.

Знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли; основные структурные уровни геосферного строения и их внутреннюю дифференциацию по свойствам и химическому составу: атмосфера, гидросфера, педосфера, литосфера, баросфера; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы.

35.Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы.

Знать: классификацию эндогенных и экзогенных геодинамических процессах и из влияние на геолого-экологические катастрофы и кризисы.

ДЕ5: Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.

36.Биология в контексте интеллектуальной культуры.

Знать: предмет биологии; классификацию образов биологии: натуралистический, физико-химический, эволюционный; фундаментальные признаки живого; основные идеи биологии в контексте культуры.

Иметь представление: о натуралистической классификации, о физико-химической классификации крупных систематических групп, живых организмов по типу питания на основе иерархического соподчинения таксонов.

37.Структурные уровни биологической организации материи.

Знать: основные структурные уровни биологической организации материи: биосферный (биогеоценотический), популяционно-видовой, онтогенетический и молекулярно-генетический; понятие о системных образованиях, входящих в структурные уровни.

38.Генетика и эволюция.

Знать: предмет генетики, законы Г.Менделя, генетику пола и закон Т.Моргана; ключевые понятия генетики; Важнейшие биополимеры – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, их функции; аминокислоты и нуклеотиды как мономеры биополимеров; принцип комплементарности, комлементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; генетический код, его свойства; геном человека; основные аксиомы биологии.

Иметь представление: о генной инженерии.

39.Основные гипотезы (теории) происхождения живого.

Знать: культурно-историческую последовательность возникновения и развития основных гипотез (теорий) происхождения живого: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни в рамках естественнонаучной концепции; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз.

40.Синтетическая теория эволюции биологических структур материи.

Знать: эволюционную концепцию Ж.Ламарка, теорию эволюции Ч.Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единицах, материале явления, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность; формы отбора.

41.Человек как особый уровень организации материи.

Знать: основные понятия, характеризующие развитие и системы регуляции живого организма как открытой физико-химической системы; функции и основные физико-химические процессы «органов» клетки; биоритмы; функциональные различия лево- и правополушарного мышления.

Иметь представление: о формах психической деятельности, о «целостном» поле сознания, о принципиальном отличии сознательной функции человеческого мозга ; об эмоциях, сознании, внимании, памяти и мышлении.

ДЕ6: Человек и природа.

42.Концепция биосферы.

Знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, косное, биогенное, биокосное; геохимические функции живого вещества; основные свойства биосферы по В.И.Вернадскому.

Иметь представление: о биогенезе и ноогенезе.

43.Концепция ноосферы.

Иметь представление: о ноосфере как области взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития; об эволюции понятия «ноосфера» в трудах Э.Леруа, П. Тейара де Шардена и В.И.Вернадского.

44.Концепция экологии.

Иметь представление: о предметных основаниях экологии: биоэкологии и глобальной экологии; о структуре экосистемы, видах природных экосистем и принципах функционирования; законах экологии Б.Коммонера.

Знать: понятие пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах; понятие экологического кризиса, глобального экологического кризиса, основные направления преодоления в социокультурных принципах ноосферы и устойчивого развития.

Уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.

45.Феномен человека как существа трехстороннего – «биосоциокультурного».

Знать: понятия индивида, индивидуальности и личности в биосоциокультурной модели человека (М.С.Коган); современные представления о здоровье и валеологии.

Иметь представление: о гуманистических позициях биоэтики и социальной этики.

ДЕ7: Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека.

46.Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

Иметь представление: о двухстороннем взаимодействии антропного принципа и принципа глобального эволюционизма; о биосферном и ноосферном подходах к эволюции человека и природы; о синергетике – теории самоорганизации; о самоорганизации в природных системах и необходимых условиях самоорганизации; о предметных основах синергетики: основных идеях синергетики Г.Хакена, неравновесной термодинамики диссипативных систем и структур И.Пригожина, о нелинейной динамике.

47.На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации.

Иметь представление: о социально-экологической синергетике развития цивилизации в концепциях рынка, стратегии, безопасности и устойчивого развития.

Уметь: выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; заботиться о качестве как способности к сохранению и развитию биосоциокультурной сущности человека на основе основополагающей концепции коэволюции природных систем и человека.

Примерный перечень вопросов - student2.ru

Примерный перечень вопросов - student2.ru

Примерный перечень вопросов - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… 3

Общие методические указания………………………………………... 5

Литература……………………………………………………………………… 9

Структурно-содержательный тест для повторения и задания

к разделу 1……………………………………………………………………….. 11

Структурно-содержательный тест для повторения и задания

к разделу 2……………………………………………………………………….. 21

Наши рекомендации