Образовательные технологии. Дискуссия с разделением группы на оппонирующие коллективы -интерактивная форма проведения занятия, предполагающаяобсуждениесложных вопросов
Дискуссия с разделением группы на оппонирующие коллективы -интерактивная форма проведения занятия, предполагающаяобсуждениесложных вопросов, проблем изучаемой темы путем деления учебной группы на коллективы единомышленников. Важно при этом разместить обучаемых так, чтобы при обсуждении поставленных вопросов им была представлена возможность видеть перед собой противоположный коллектив. Роль преподавателя в этот момент заключается в определении различий в оценках, данных представителями коллективов, то есть в выявлении предмета дискуссии. Важным путем поддержания дискуссии на высоком научном уровне может быть предоставление возможности студентам противоположных коллективов задавать друг другу вопросы. Для того чтобы дискуссия шла в нужном русле, он должен постановкой дополнительных вопросов, высказыванием своей точки зрения, присоединением к тому или иному мнению коллективов, постоянно направлять научный спор студентов в направлении, обеспечивающим достижение целей занятия. Разбор должен иметь оценку работы коллективов и определение лучшего, путем выставления ему более высокой отметки. В начале целесообразно предоставить возможность высказаться "экспертной" группе, которая, выслушав выступления слушателей, оценивает их правомерность, глубину и докладывает свой вывод о лучшем коллективе, а вслед за ней сделать разбор преподавателю.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Покажите сущность современных представлений о происхождении человека.
2. Составьте сравнительную таблицу «Свойства высших животных и свойства человека».
3. Составьте сравнительную таблицу «Биологические и социальные предпосылки становления человека».
4. Покажите различия между «человеком умелым», «человеком прямоходящим» и «человеком разумным».
5. Покажите Ваше отношение к основным идеям социобиологии о генетической обусловленности социального поведения человека.
6. Какова роль труда в становлении человека?
7. Раскройте роль членораздельной речи в появлении человека и общества.
8. В чем отличие биологической эволюции от культурно-исторической эволюции человека и человечества?
Формы контроля самостоятельной работы студентов - выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций – опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.
Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины
Формы текущего контроля
Контрольная работа
1.1. Темы (примерные) контрольной работы по дисциплине «Концепции современного естествознания»
1. Научные революции и их влияние на формирование картины мира.
2. Становление научного естествознания в европейской культуре.
3. Строение атома и использование атомной энергии.
4. Элементарные частицы и их свойства.
5. Современные представления о структуре Вселенной.
6. Генезис и судьбы звезд.
7. Проблемы темной материи и темной энергии в современной науке.
8. Преставления о пространстве и времени в физике Ньютона и физике Эйнштейна: сравнительный анализ.
9. Современная научно-техническая революция.
10.Алхимия: становление роль в развитии химии.
11.Основные проблемы современной химии.
12.Организация живых систем и структур.
13.Роль клетки в генезисе и развитии живых организмов.
14.Этические проблемы генной инженерии.
15.Организация живых систем и структур.
16.Эволюционное учение Ч. Дарвина и его развитие в синтетической теории.
17.Целесообразность в живой природе.
18. Этические проблемы генной инженерии.
19. Современные проблемы биосферы.
20. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
21. Технологические, экономические и социальные меры по
сохранению окружающей среды.
22. Биологическая и экологическая картина мира.
23. Основные стадии антропогенеза.
24. Биологическое и социальное в природе человека.
25. Синергетика и ее роль в осмыслении механизмов саморазвития.
Ле Руа и Тейяр де Шарден о ноосфере.
26. Экологические проблемы в исследованиях Римского клуба.