Объяснение содержания лабораторной работы и формы отчетности. Лабораторные работы студентами выполняются индивидуально или группами по двое

Лабораторные работы студентами выполняются индивидуально или группами по двое. Обращается внимание на необходимость использовать свежеприготовленную мышечную ткань при постановке гликогенолиза. Мышечную ткань следует мелко измельчить. Наличие молочной кислоты, появляющейся при гликогенолизе, можно и выявить с помощью реакции Уфельмана. При постановке лабораторной работы по спиртовому брожению следует объяснить и продемонстрировать использование бродильного сосуда. Результаты работы оформляются в виде нижеприводимых таблиц (см. рабочую тетрадь для студентов 2-го курса).

Самостоятельная работа студентов.

Студенты выполняют работы, используя в качестве ориентировочной основы действия приведенные в практикуме описания лабораторных работ. Преподаватель по ходу работы дает необходимые пояснения и корректирует действия студентов, чтобы научить их необходимым навыкам и умениям.

Контроль усвоения материала занятия.

Контроль усвоения материала проводится в форме индивидуальной беседы со студентами в процессе проверки протоколов. Для проведения контроля рекомендуется использовать следующие вопросы.

1. Расскажите основные этапы воспроизведения гликогенолиза.

2. Какой реакцией Вы доказываете наличие гликогенолиза?

3. Зачем в работе используется вазелиновое масло?

4. Как можно определить молочную кислоту?

5. В чем отличия в постановке работы по воспроизведению гликогенолиза и спиртового брожения?

6. Расскажите устройство бродильного сосудика.

7. Расскажите основные этапы работы по воспроизведению спиртового брожения.

8. По каким продуктам Вы обнаруживаете спиртовое брожение?

9. Почему в работе по спиртовому брожению применяются дрожжи?

10. Объясните химизм спиртового брожения.

Критерии достижения цели занятия.

1. Правильные ответы на поставленные вопросы.

2. Правильное выполнение лабораторных работ.

3. Правильное оформление протокола и умение сформулировать выводы.


Таблица 1 Гликогенолиз. Принцип:основан на определении конечного продукта гликолиза – молочной кислоты.   Реакция Уфельмана на молочную кислоту Фиолетовое окрашивание Желто-зеленое окрашивание Вывод:Конечным продуктом гликогенолиза является молочная кислота Таблица 2 Спиртовое брожение Принцип:основан на определении конечных продуктов брожения: СО2 и этанола.   Обнаружение этанола Наблюдаемый результат реакции Запах йодоформа Вывод:конечными продуктами спиртового брожения являются СО2 и этанол.  
10 %р-р ТХУ - кислоты - 20 кап. 10% р-р иода в иодиде калия 3-5 капель в фильтрат содержимого сосудика, нагреть !
Термостат 37°С 1 час. 1 час. Обнаружение СО2 Наблюдаемые изменения Присасывание пальца в результате образования в сосуде вакуума.
Вазелиновое масло 3-5 кап. 3-5 кап.
Измельченная мышца 0,5-1,0 г. 0,5-1,0 г. 10% р-р NaOH Налить до краев в сосуд, зажать пальцами и перемешать
10 %р-р ТХУ - кислоты 20 кап. - Материал для брожения 5%р-р глюкозы 20 мл
1%р-р крахмала 1,0 мл 1,0 мл
Фосфатный буфер рН=8 3,0 мл 3,0 мл Дрожжи 1,0 г. Растирать в ступке
№ пробирки №1 контроль №2 опыт Аппаратура Бродильный сосуд

ЗАНЯТИЕ №17

ТЕМА: Обмен углеводов. Качественное и количественное определение глюкозы.

Работа на занятии.

Цели занятия.

Студенты должны уметь:

- определить количественное содержание глюкозы в крови по реакции с бензокаином;

- провести контроль качества ампульного раствора глюкозы;

- поставить качественные реакции на глюкозу в моче;

- объяснить диагностическое значение определения глюкозы в крови и в моче;

- использовать ФЭК для определения плотности исследуемой пробы.

Цели самоподготовки.

Студенты должны знать:

- аэробный и анаэробный пути окисления углеводов;

- основные закономерности пентозофасфатного пути распада углеводов;

- пути синтеза углеводов, глюконеогенез, синтез гликогена;

- нейрогуморальную регуляцию обмена углеводов, роль печени в углеводном обмене.

Хронокарта занятия.

Этапы занятия Время (мин.) Дидактическая система
1. Организационные вопросы 2 мин Классическая
2.Контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция 28 мин. Репетитор (хороший)
3. Организация самостоятельной работы студентов 10 мин. Технические средства общегрупповые
4. Самостоятельная работа студентов 80 мин. «Малая группа»
5. Итоговый контроль усвоения материала занятия 15 мин. Репетитор (хороший)

Оснащение занятия.

1.Оборудование: штативы с пробирками, капельницы, пипетки на 0,1;1 и 5 мл, водяная баня, воронки, фильтры, ФЭК.

2. Реактивы:едкий натр, 10% раствор; сернокислая медь, 1% раствор; реактив Фелинга; реактив Ниландера; трихлоруксусная кислота, 30г/л раствор; о-толуидиновый реактив (или бензокаиновый реактив); глюкоза, основной стандарт, 5,55 мМ раствор.

3. Материалы для исследования: моча, кровь.

Организационные вопросы.

Преподаватель выясняет, есть ли отсутствующие, обращает внимание на форму одежды студентов, сообщает цели занятия.

Контроль исходного уровня знаний.

- Контроль проводится в виде устного опроса студентов с последующим письменным контролем с помощью билетов исходного уровня знаний студентов (см. методические рекомендации для самоконтроля «Введение в обмен веществ и энергии. Биохимия питания и пищеварения. Биологическое окисление. Обмен углеводов», 2013 г.).

Оценки выставляются в кафедральном журнале.

Вопросы для обсуждения.

1. Реакции аэробного окисления углеводов.

2. Энергетический итог аэробного окисления углеводов.

3. Основные этапы апотомического пути распада углеводов, суммарное уравнение апотамического пути, значение апотомического пути распада углеводов.

4. Глюконеогенез, обходные пути необратимых реакций гликолиза.

5. Синтез гликогена в печени.

6. Роль печени в обмене углеводов, гипо – и гипергликемия.

7. Регуляция углеводного обмена, роль нервной и эндокринной систем.

Наши рекомендации