Технологическая карта занятия
№№ пп | Этапы | Время В мин. | Учебные пособия Средства обучения | Оборудо-вание | Место провед. |
1. | Проверка и коррекция исходного уровня. | Тестовые задания, учебные таблицы. | Учеб- ная лабо- ратория | ||
2. | Самостоятельная работа. Выполнение лабораторной работы. | Граф логич. структуры (Прил. 1), инструкция . | Хим. посуда, реактивы, водяная баня. | ||
3. | Самопроверка и коррекция усвоения материала. | Целевые обучающие задачи. | |||
4. | Итоговый тестовый контроль. | Сборник тестов. | |||
5. | Подведение итогов занятия. |
Инструкция к практическому занятию: “Ферменты. Природа и свойства”
1. Термолабильность ферментов.
Ход работы. В чистую пробирку отливают небольшое количество неразведенной слюны (2-3 мл) и кипятят ее в течение 5-8 мин, после чего охлаждают. В 3 пробирки наливают по 10 капель 1% раствора крахмала. В 1-ю пробирку добавляют 10 капель слюны, разведенной в 10 раз, во 2-ю - 10 капель прокипяченной слюны, в 3-ю - 10 капель воды в качестве контроля. Все пробирки помещают в термостатпри температуре 38°С на 10 мин. После этого содержимое пробирок делят на две части и проводят качественные реакции на крахмал и продукты его расщепления.
Реакция на крахмал. К 5 каплям исследуемого раствора приливают 1 каплю раствора иода в иодиде калия. В присутствии крахмала появляется синее окрашивание.
Реакция на глюкозу (реакция Троммера). К 5 каплям иследуемой жидкости приливают 5 капель 10% раствора едкого натра и 3 капли 1% раствора сульфата меди. Осторожно кипятят 1 мин до появления красного окрашивания, которое указывает на наличие глюкозы.
2.Влияние рН среды на активность ферментов.
Ход работы.Слюну предварительно разводят в 100 раз. Берут 6 пробирок и в каждую наливают по 2 мл буферного раствора с различным значением рН: 6.0, 6,4, 6.8, 7,2, 7,6, 8,0. Затем приливают по 1 мл 0,5% раствора крахмала и по 1 мл разведенной слюны. Перемешивают содержимое пробирок и термостатируют при 38°С в течение 10 мин. Затем во все пробирки добавляют по 1 капле раствора иода, перемешивают, наблюдают окраску и отмечают рН, при котором амилаза действует наиболее активно.
3. Специфичность ферментов.
Ход выполнения работы. Для исследования специфичности амилазы берут слюну, разведенную в 10 раз. Для изучения действия сахаразы используют вытяжку из дрожжей.
В 4 пронумерованные пробирки последовательно добавляют:
в 1-ю и 2-ю - по 1 мл 1% раствора крахмала; в 3-ю и 4-ю - по 1 мл 1% тростникового сахара; затем добавляют: в 1-ю и 4-ю - по 1 мл профильтрованной вытяжки из дрожжей; во 2-ю и 3-ю - по 1 мл разведенной слюны. Пробирки оставляют на 15-20 мин при 38°С, а затем в 1-ю и 3-ю добавляют по 1 капле реактива Люголя, а во 2-ю и 4-ю - 1 каплю реактива Фелинга. Результаты опытов записывают в таблицу.
№ про-бирки | Фермент | Субстрат | Реакция с реактивом Люголя | Реакция Фелинга |
ВЫВОДЫ:
Подпись преподавателя:
Приложение 1.
|
| |||