Сосредоточение. Его духовное значение

Патанджали

Йога-сутра

Глава 1

сосредоточение. Его духовное значение

1.1

Вот об'яснение сосредоточения.

1.2

Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.

1.3

В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.

1.4

В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.

1.5

Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.

1.6

Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.

1.7

Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.

1.8

Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.

1.9

Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.

1.10

Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.

1.11

Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.

1.12

Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.

1.13

Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.

1.14

Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.

1.15

Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.

1.16

Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.

1.17

Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное "я".

1.18

Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.

1.19

Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.

1.20

Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.

1.21

Успех достигается быстро при наивысшей энергии.

1.22

Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.

1.23

Или преданностью ишваре.

1.24

Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.

1.25

В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.

1.26

Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.

1.27

Выражающее его слово есть "ом".

1.28

Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.

1.29

Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.

1.30

Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.

1.31

Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.

1.32

Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.

1.33

Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.

1.34

/Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.

1.35

Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.

1.36

Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.

1.37

Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.

1.38

Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.

1.39

Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.

1.40

Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.

1.41

Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.

1.42

Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.

1.43

Самадхи, называемое "без рассуждения", приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.

1.44

Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.

1.45

Более тонкие предметы исчезают с прадханой.

1.46

Эти виды сосредоточения имеют семя.

1.47

Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.

1.48

Знание этого называется "исполненное истины".

1.49

Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать.

1.50

Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.

1.51

Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени" самадхи.

Глава 2

Наши рекомендации