Использован материал преподавателя техникума

Приложение 5

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

НОВОГО МАТЕРИАЛА

На дисциплине «Физика» при изучении темы «Закон сохранения импульса в природе и технологиях» показывается фрагмент из мультфильма «Приключения Мюнхгаузена». Перед студентами ставится проблема: мог ли герой сюжет вытащить себя из болота за волосы?

После проведения расчетов был сделан вывод – нет, не мог!

Импульс системы до взаимодействия: p=0


Импульс системы после взаимодействия:

Использован материал преподавателя техникума - student2.ru Использован материал преподавателя техникума - student2.ru

Использован материал преподавателя техникума

Герасимовой Г.Ф.)

При изучении дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» проблемная ситуация ставится в теме «Использование компонентов для ввода данных».

Задача:

Разработать программу, которая пересчитывает вес из фунтов в килограммы.

Программа учитывает, что в разных странах фунт "весит" по-разному. Например, в России фунт равен 409,5 граммов, в Англии — 453,592 грамма, а в Германии, Дании и Исландии фунт весит 500 граммов, в Италии – 317,62 грамма.

1. Какие компоненты необходимо поставить на форму для организации ввода данных в программу?

— Edit

2. Для данной задачи сколько таких компонентов необходимо?

— Девять

3.Какие процедуры обязательно надо прописать для каждого компонента?

— Процедуру для закрытия от использования пустого поля компонента

— Процедуру для организации ввода только допустимых символов в компонент

При использовании различных вариантов программ студенты находят правильное решение.

Использован материал преподавателя техникума

Хайрулиной Т.И.)

На дисциплине «Методы и средства защиты информации» при изучении темы «Электронная подпись» ставится проблемный вопрос: «Что такое электронная подпись»?

Возможные ответы студентов:

- Это отсканированная подпись человека;

- Это подпись человека с помощью цифр.

Правильный ответ: Электронная подпись – это криптографическое преобразование информации с использованием закрытого ключа владельца.

Использован материал преподавателя техникума

Мирзазяновой Е.В.)

Большие возможности для использования проблемных ситуаций дает материал таких дисциплин, как «Биология» и «Химия».

Например, при изучении темы «Возникновение жизни на Земле».

Цели и задачи:

Ø раскрыть сущность различных теорий о зарождении жизни

Ø обосновать возможности зарождения жизни.

1. Теория биогенеза (живое - от живого);

2. Теория абиогенеза (небиологический синтез органических веществ);

3. Креационизм (жизнь создана Творцом);

4. Теория стационарного состояния (жизнь вечна).

Решение проблемы осуществляется при изучении теоретического материала:

1. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера;

2. Опыт С. Миллера;

3. Гипотеза А. Опарина.

Вывод: живое возникло из неживой материи на Земле в результате химической эволюции, в настоящее время живое происходит только от живого. Отрицается теория самозарождения.

При изучении темы «Агрегатные состояния воды» по дисциплине «Химия» ставится проблема: почему вода – жидкость?

Рассматриваются теоретические вопросы:

- Способы получения воды: сжигание водорода (исходные вещества - газы, а продукт реакции - жидкость);

- Свойства воды (плотность, цвет, электропроводность, диссоциация);

- Биологическое значение воды – растворитель;

- Угловое строение молекулы воды;

- Виды химических связей (ковалентная, ионная, водородная).

 
  Использован материал преподавателя техникума - student2.ru

Решение проблемы:

Изучение видов химической связи определяет вывод:

Вода существует в жидком состоянии за счет образования слабых водородных связей между протоном и электроотрицательным атомом кислорода соседних молекул.

При нагревании водородные связи разрушаются и вода превращается в газ.

(Использован материал преподавателя техникума Цимбалюк Л.А.)

Дисциплина «Базы данных», тема: «ПОСТРОЕНИЕ ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ».

Проблемная задача:

Построить инфологическую модель базы данных «Питание», где должна храниться информация, используемая для работы руководителя небольшого кафе, повара и посетителей.

Разбираемся с составляющими этой задачи.

Что дано:

ü предметная область «Питание»;

ü назначение БД для каждого вида пользователя;

ü информация необходимая каждому пользователю;

ü пользователи БД:

- владелец кафе;

- повар;

- посетитель кафе;

Что нужно найти:

Связь между данными, необходимыми каждому пользователю с учетом их требований и назначения БД.

Как найти:

Построить инфологическую модель (ER-диаграмму)

Студенты исследуют предметную область.

Информация необходимая пользователям:

- владельцу кафе : объемы реализации блюд, продуктов, сведения о поставщиках;

- повару: рецепты блюд, спрос на блюда, калорийность блюд, наличие продуктов, количество порций, выход блюда с учетом рецепта, калорийность блюда;

- посетителям кафе : меню, калорийность блюда, цена, наличие блюд из меню.

Использован материал преподавателя техникума - student2.ru

Результатом решения проблемы является схема:

Использован материал преподавателя техникума - student2.ru

Наши рекомендации