Использован материал преподавателя техникума
Приложение 5
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
На дисциплине «Физика» при изучении темы «Закон сохранения импульса в природе и технологиях» показывается фрагмент из мультфильма «Приключения Мюнхгаузена». Перед студентами ставится проблема: мог ли герой сюжет вытащить себя из болота за волосы?
После проведения расчетов был сделан вывод – нет, не мог!
Импульс системы до взаимодействия: p=0
Импульс системы после взаимодействия:
Использован материал преподавателя техникума
Герасимовой Г.Ф.)
При изучении дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» проблемная ситуация ставится в теме «Использование компонентов для ввода данных».
Задача:
Разработать программу, которая пересчитывает вес из фунтов в килограммы.
Программа учитывает, что в разных странах фунт "весит" по-разному. Например, в России фунт равен 409,5 граммов, в Англии — 453,592 грамма, а в Германии, Дании и Исландии фунт весит 500 граммов, в Италии – 317,62 грамма.
1. Какие компоненты необходимо поставить на форму для организации ввода данных в программу?
Edit
2. Для данной задачи сколько таких компонентов необходимо?
Девять
3.Какие процедуры обязательно надо прописать для каждого компонента?
Процедуру для закрытия от использования пустого поля компонента
Процедуру для организации ввода только допустимых символов в компонент
При использовании различных вариантов программ студенты находят правильное решение.
Использован материал преподавателя техникума
Хайрулиной Т.И.)
На дисциплине «Методы и средства защиты информации» при изучении темы «Электронная подпись» ставится проблемный вопрос: «Что такое электронная подпись»?
Возможные ответы студентов:
- Это отсканированная подпись человека;
- Это подпись человека с помощью цифр.
Правильный ответ: Электронная подпись – это криптографическое преобразование информации с использованием закрытого ключа владельца.
Использован материал преподавателя техникума
Мирзазяновой Е.В.)
Большие возможности для использования проблемных ситуаций дает материал таких дисциплин, как «Биология» и «Химия».
Например, при изучении темы «Возникновение жизни на Земле».
Цели и задачи:
Ø раскрыть сущность различных теорий о зарождении жизни
Ø обосновать возможности зарождения жизни.
1. Теория биогенеза (живое - от живого);
2. Теория абиогенеза (небиологический синтез органических веществ);
3. Креационизм (жизнь создана Творцом);
4. Теория стационарного состояния (жизнь вечна).
Решение проблемы осуществляется при изучении теоретического материала:
1. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера;
2. Опыт С. Миллера;
3. Гипотеза А. Опарина.
Вывод: живое возникло из неживой материи на Земле в результате химической эволюции, в настоящее время живое происходит только от живого. Отрицается теория самозарождения.
При изучении темы «Агрегатные состояния воды» по дисциплине «Химия» ставится проблема: почему вода – жидкость?
Рассматриваются теоретические вопросы:
- Способы получения воды: сжигание водорода (исходные вещества - газы, а продукт реакции - жидкость);
- Свойства воды (плотность, цвет, электропроводность, диссоциация);
- Биологическое значение воды – растворитель;
- Угловое строение молекулы воды;
- Виды химических связей (ковалентная, ионная, водородная).
Решение проблемы:
Изучение видов химической связи определяет вывод:
Вода существует в жидком состоянии за счет образования слабых водородных связей между протоном и электроотрицательным атомом кислорода соседних молекул.
При нагревании водородные связи разрушаются и вода превращается в газ.
(Использован материал преподавателя техникума Цимбалюк Л.А.)
Дисциплина «Базы данных», тема: «ПОСТРОЕНИЕ ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ».
Проблемная задача:
Построить инфологическую модель базы данных «Питание», где должна храниться информация, используемая для работы руководителя небольшого кафе, повара и посетителей.
Разбираемся с составляющими этой задачи.
Что дано:
ü предметная область «Питание»;
ü назначение БД для каждого вида пользователя;
ü информация необходимая каждому пользователю;
ü пользователи БД:
- владелец кафе;
- повар;
- посетитель кафе;
Что нужно найти:
Связь между данными, необходимыми каждому пользователю с учетом их требований и назначения БД.
Как найти:
Построить инфологическую модель (ER-диаграмму)
Студенты исследуют предметную область.
Информация необходимая пользователям:
- владельцу кафе : объемы реализации блюд, продуктов, сведения о поставщиках;
- повару: рецепты блюд, спрос на блюда, калорийность блюд, наличие продуктов, количество порций, выход блюда с учетом рецепта, калорийность блюда;
- посетителям кафе : меню, калорийность блюда, цена, наличие блюд из меню.
Результатом решения проблемы является схема: