Раздел 11. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХСИСТЕМ
Задача № 72.
Человек одинаково четко видит или близко, или далеко расположенные предметы. Эта способность глаза приспосабливаться к четкому видению различно удаленных предметов происходит рефлекторно.
1. Как называется эта способность глаза?
2. Чем она обусловлена?
3. Что является пусковым стимулом для возникновения данного рефлекса?
4. Каков рефлекторный механизм данной способности глаза?
5. Какое образование глаза и как изменяется при рассматривании близко и далеко расположенных предметов?
6. Чем обусловлена старческая дальнозоркость глаза?
Ответ :
1. Способность глаза одинаково четко видеть или близко или далеко расположенные предметы называется аккомодацией.
2. Аккомодационная способность глаза обусловлена изменением кривизны хрусталика
3. Рефлекс запускается при воздействии стимула (нечеткое изображение предмета) на рецепторы сетчатки.
4. При раздражении рецепторов сетчатки глаза информация от них по зрительным нервам и трактам поступает к ядру Эдингера-Вестфаля (парасимпатическое ядро Ш пары черепно-мозговых нервов), а от него, через цилиарный ганглий, идет в цилиарным мышцам и вызывает их сокращение, это в свою очередь ослабляет натяжение связок сумки хрусталика, что приводит к увеличению кривизны хрусталика.
5. При рассматривании близко и далеко расположенных предметов изменяется кривизна хрусталика: при рассматривании близко расположенных предметов хрусталик становится более плоским, далеко расположенных – более выпуклым.
6. Старческая дальнозоркость глаза обусловлена снижением эластичности хрусталика.
Задача № 73.
У оператора автоматизированных систем управления определяли остроту зрения перед началом работы, во время и в конце напряженного трудового дня. При этом были получены различные результаты.
1. Что называется остротой зрения?
2. Что принимается за норму остроты зрения?
3. С помощью какого оборудования определяется острота зрения?
4. В каком случае возникает наилучшая острота зрения?
5. Как называется участок сетчатки, имеющий максимальную остроту зрения?
6. Как изменяется острота зрения в конце напряженного трудового дня?
7. Чем можно объяснить изменение остроты зрения в конце напряженного трудового дня?
Ответ :
1. Остротой зрения называется способность глаза различать две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.
2. За норму остроты зрения принимается способность глаза различать две светящиеся точки, проекция которых падает на сетчатку под углом в 1 минуту.
3. Острота зрения определяется с помощью специальных таблиц, например, таблиц Головина.
4. Наилучшая острота зрения возникает при фокусировке изображения в центральную ямку.
5. Участок сетчатки, имеющий максимальную остроту зрения, называется центральной ямкой.
6. В конце рабочего дня острота зрения падает.
7. В конце напряженного трудового дня происходит утомление нервных центров, а также замедляются процессы ресинтеза молекул фотопигмента в рецепторах сетчатки.
Задача № 74.
У исследуемого проводилось определение вкусовой чувствительности по порогу ощущения. Раздражителем служил раствор сахара. Результаты исследования показали, что вкусовой порог, определенный на кончике языка, много ниже, чем определенный на корне языка.
1. Чем это можно объяснить?
2. Как называется метод определения вкусовой чувствительности по порогу ощущения?
3. Как называется избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя?
4. Почему вкусовая чувствительность различна на разных участках языка?
5. Какие вкусовые рецепторы в основном чувствительны к сладкому?
Ответ :
1. Вкусовые сосочки, чувствительные к сладкому, располагаются в основном на кончике языка.
2. Метод определения вкусовой чувствительности по порогу ощущения называется густометрией.
3. Избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя называется специфичностью.
4. На разных участках языка располагаются сосочки, в основном, чувствительные к определенной модальности раздражителя.
5. К сладкому в основном чувствительны грибовидные сосочки языка.
Задача №75.
Внимательное изучение собственного языка позволяет обнаружить наличие различных сосочков на его поверхности
1. Где располагаются эти сосочки?
2. Какие сосочки языка не обладают вкусовой чувствительностью?
3. Какой нерв иннервирует сосочки языка, расположенные на передних 2/3 языка?
4. Где локализуется второй нейрон вкусовой сенсорной системы?
5. Где находится корковое представительство вкусовой сенсорной системы?
Ответ:
1. Сосочки в основном чувствительные к сладкому располагаются на кончике языка.
2. Вкусовой чувствительностью не обладают нитевидные сосочки.
3. Сосочки, расположенные на передних 2/3 языка, иннервирует
4. Второй нейрон вкусовой сенсорной системы локализуется в ядре солитарного тракта.
5. Третий нейрон вкусовой сенсорной системы локализуется в таламусе.
6. Корковое представительство вкусовой сенсорной системы находится в соматосенсорной зоне коры.
Задача № 76.
В ясный солнечный день студент выходит из темного помещения на улицу. Дневной свет раздражает фоторецепторы глаза – зрачки сразу рефлекторно изменяют свой диаметр.
1. Как изменяется просвет зрачков?
2. Как изменится просвет зрачков при снижении интенсивности внешнего освещения?
3. Как называется реакция зрачка на действие света?
4. Как называется способность фоторецепторов приспосабливаться к длительно действующему дневному свету?
5. В чем заключается реакция фоторецепторов на длительное действие дневного света?
Ответ:
1. Просвет зрачков рефлекторно уменьшается.
2. При снижении интенсивности внешнего освещения зрачок рефлекторно расширяется.
3. Реакция зрачка на действие света называется зрачковым рефлексом.
4. Способность фоторецепторов приспосабливаться к длительно действующему дневному свету называется адаптацией.
5. При длительном действии дневного света происходит мобилизация колбочек и уменьшение возбудимости палочек, вплоть до полной их демобилизации.
Задача №77.
Почему яркая вспышка при съемке современной фотокамерой иногда приводит к фиксации на снимке красных зрачков у фотографируемого?
1. С чего начинается рефлекторный путь изменения диаметра зрачка?
2. Каков механизм рефлекторного изменения диаметра зрачка при уменьшении освещенности рецепторов сетчатки?
3. Каков механизм рефлекторного изменения диаметра зрачка при увеличении освещенности рецепторов сетчатки?
4. Почему зрачковые реакции являются важным диагностическим признаком?
Ответ:
1. Рефлекторный путь начинается при действии изменения освещенности на рецепторы сетчатки.
2. При уменьшении освещенности возбуждение рецепторов сетчатки передается по зрительным нервам и трактам к нейронам цилиоспинального центра, расположенного на уровне С8 и Т1,2 спинного мозга. Аксоны его нейронов, образуя преганглионарные волокна, идут в верхний шейный ганглий. Отсюда постганглионарные волокна направляются в глазницу вдоль внутренней сонной и глазной артерий и переходят в цилиарный нерв, который подходит к радиально расположенным мышцам-дилятаторам радужки глаза, они сокращаются и зрачок расширяется.
3. При увеличении освещенности сигнализация от рецепторов сетчатки по зрительным нервам и зрительным трактам поступает в парасимпатическое ядро Эдингера-Вестфаля (вегетативная часть глазодвигательного ядра Ш пары черепно-мозговых нервов). Далее информация по преганглионарным волокнам поступает в цилиарный (ресничный) ганглий, расположенный позади глаза, и по постганглионарным волокнам глазодвигательного нерва активирует мышцы-сфинктеры радужной оболочки, что приводит к сужению зрачка.
4. По зрачковым реакциям можно выявить поражения сетчатки, зрительного нерва, поражения на уровне ствола мозга (глазодвигательная зона) или шейного отдела спинного мозга.
Задача № 78.
Жевание лука при закрытом носе вызывает ощущение сладкого вкуса, при открытом – вкус лука едкий и горький.
1. Чем это можно объяснить?
2. Чем представлены рецепторы обоняния?
3. Где располагаются рецепторы обоняния?
4. Как называется метод определения обонятельной чувствительности по порогу ощущения?
5. Что называется порогом обонятельной чувствительности?
6. Где находится корковое представительство обонятельной сенсорной системы?
7. Как называются нейроны, обеспечивающие межсенсорное взаимодействие?
Ответ:
1. Обонятельные рецепторы участвуют в возникновении вкусовых ощущений.
2. Рецепторы обоняния представлены первичночувствующими рецепторами – биполярные нейроны.
3. Рецепторы обоняния находятся в области верхних носовых ходов.
4. Метод определения обонятельной чувствительности по порогу ощущения называется ольфактометрией.
5. Порогом обонятельной чувствительности называется наименьшее количество паров пахучего вещества, которое при воздействии на рецепторы способно вызвать обонятельные ощущения.
6. Корковое представительство обонятельной сенсорной системы находится в гиппокампе и периформной коре.
7. Нейроны, обеспечивающие межсенсорное взаимодействие, называются полимодальными.
Задача № 79.
Врач-оториноларинголог при обследовании пациента обнаружил сохранность костной передачи звука при нарушении воздушной.
1. О чем свидетельствует данный факт?
2. Какую пробу проводил врач?
3. Что относится к звукопроводящим образованиям среднего уха?
4. Что относится к звуковоспринимающим образованиям уха?
5. Где находится корковое представительство слуховой сенсорной системы?
6. Какую частоту звуковых колебаний воспринимает ухо человека?
7. К какой частоте звука ухо человека обладает наибольшей чувствительностью?
Ответ:
1. Сохранность костной передачи звука при нарушении воздушной свидетельствует о нарушении в звукопроводящих путях и о целостности звуковоспринимающего аппарата.
2. Врач проводил обследование пациента при помощи пробы Вебера.
3. К звукопроводящим образованиям среднего уха относятся барабанная перепонка, молоточек, наковальня и стремечко.
4. К звуковоспринимающим образованиям уха относятся волосковые клетки кортиева органа.
5. Корковое представительство слуховой сенсорной системы находится в височной области коры.
6. Ухо человека воспринимает воспринимает звуковые колебания в диапазоне 16-20000 гц.
7. Ухо человека наиболее чувствительно к частотам от 1 до 4 кГц.
Задача № 80.
На одном и том же испытуемом проводилось определение чувствительности холодовых рецепторов в теплой и в холодной комнатах. Полученные данные существенно различались.
1. В какой комнате: теплой или холодной – будет больше функционировать холодовых рецепторов?
2. Почему?
3. Какие рецепторы воспринимают холод, а какие – тепло?
4. Каким методом определяют количество температурных точек на единице кожной поверхности?
5. Каких рецепторов: тепловых или холодовых – приходится больше на единицу поверхности кожи?
6. Почему?
7. Где находится корковое представительство температурной сенсорной системы?
Ответ:
1. Холодовых рецепторов больше функционирует в холодной комнате.
2. Температурные рецепторы «настраиваются» на среду.
3. Холод воспринимают колбы Краузе, тепло – тельца Руффини.
4. Количество температурных точек на единице кожной поверхности определяется методом термоэстезиометрии.
5. На единицу поверхности кожи приходится больше холодовых рецепторов.
6. Плотность расположения холодовых рецепторов больше.
7. Корковое представительство температурной сенсорной системы находится в сенсомоторной области.
Задача № 81.
Любая сенсорная система является частью нервной системы, и выполняет ряд
функций. Одной из основных функций сенсорной системы является кодирование информации.
1. Какие еще основные функции выполняет сенсорная система?
2. Что называется кодированием информации?
3. Какие структуры составляют сенсорную систему?
4. Из каких отделов состоит сенсорная система?
5. Что такое органы чувств?
Ответ:
1. Основными функциями сенсорной системы еще являются: 1 – рецепция и акцепция раздражителей, 2 – трансформация энергии раздражителя в процесс возбуждения, 3 – передача нервных импульсов к сенсорным нейронам различных уровней ЦНС, 4 – переработка и анализ сенсорной информации, 5 – формирование ощущений.
2. Кодированием информации называется процесс преобразования информации в условную форму (код), удобную для передачи по каналам связи.
3. Сенсорная система состоит из: 1 – рецепторов с вспомогательными элементами, 2 – нервных путей (афферентных и эфферентных), 3 – структур мозга, перерабатывающих сенсорную информацию.
4. Сенсорная система состоит из: 1 – периферического (рецепторного) отдела, 2 – проводникового (проводящие пути с подкорковыми ядрами), 3 – центрального отдела (коры головного мозга).
5. Совокупность рецепторных структур и вспомогательного аппарата.
Задача № 82.
И.П.Павлов разработал учение об анализаторах, до него широко было распространено представление об органах чувств.
1. Чем кардинально различаются эти представления?
2. Какие основные свойства сенсорных систем?
3. Какие существуют способы кодирования информации рецепторами?
4. Какие способы кодирования информации существуют в нервной системе?
5. Какие характерные отличия сенсорной системы от анализатора?
Ответ:
1. Было широко изучено и разработано представление о путях проведения и переключения информации в корковые отделы ЦНС. Детально разработано учение о корковом представительстве анализаторов
2. Основными свойствами сенсорных систем являются: 1 - высокая чувствительность к адекватному раздражителю, 2 - инерционность - медленное возникновение и исчезновение ощущений, 3 - способность к адаптации, 4 - взаимодействие сенсорных систем..
3. Способы кодирования информации рецепторами: специфичностью рецепторов, «числом нервных элементов», частотное кодирование, числом и местоположением возбужденных рецепторов, наличием "оп-" и "off-" рецепторов.
4. В нервной системе существуют следующие способы кодирования информации: «меченой линией» - «топической организацией», «номером детектора», «структурой (паттерном) ответа», «ансамблем нейронов», «позиционное кодирование».
5. В отличие от анализатора для сенсорной системы характерно: 1 -наличие вспомогательных структур периферического отдела, 2 - наличие эфферентных путей, 3 - настройка рецепторов на восприятие раздражителя, 4 - акцепция - активный отбор информации рецепторами.
Раздел 12: ВНД и боль.
Задача 83.
На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем начался эксперимент. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.
1. Как называется это явления?
2. Какова причина этого явления?
3. Какие условия необходимо соблюдать при выработке условных рефлексов?
4. В каком состоянии должны находиться животные, используемые эксперименте по выработке условных рефлексов?
5. В каких соотношениях должны находится между собой условный и безусловный раздражители?
Ответ:
1. Внешнее торможение
2. Действие тормозящего фактора, возникшего в организме, вероятно, переполнение мочевого пузыря
3. В условиях полной тишины, в отсутствии посторонних раздражителей, условный раздражитель должен предшествовать безусловному, сила безусловного больше, чем условного, интервал между ними не должен быть значительным.
4. Здоровыми, с сохраненными рецепторами для восприятия условного стимула. При использовании пищевом безусловного раздражителя- в состоянии голода.
5. Сила безусловного больше, чем условного, условный должен предшествовать безусловному.
Задача 84.
Начиная первые опыты по изучению УР И.П.Павлов построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками.
1. Почему эти башни имели абсолютную звукоизоляцию?
2. Почему засыпали собаки?
3. Почему особенно быстро это происходило с животными-сангвиниками?
4. Чем характеризуется тип ВНД, имеющий аналогии с типом темперамента сангвиник?
5. Что лежит в основе классификации типов ВНД по И.П.Павлову?
Ответ:
1. Для исключения влияния посторонних раздражителей, мешающих выработке УР, и вызывающих ориентировочную реакцию. Это препятствовало влиянию внешнего торможения.
2. Резкое ограничение афферентных импульсов снижало тонус корковых нейронов.
3. Эти животные особенно чувствительны к дефициту афферентного притока, для поддержания деятельного состояния им необходим постоянный приток информации.
4. Сильный, уравновешенный, подвижный.
5. Сила возбуждения и торможения, подвижность возбуждения и торможения и уравновешенность этих процессов.
Задача 85.
Один из способов борьбы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь.
1. Что необходимо использовать для выработки такого УР в качестве безусловного раздражителя?
2. Что должно являться условным раздражителем?
3. Как долго надо вырабатывать такой УР?
4. В каком состоянии должен находится пациент?
5. Какой препарат пациент должен получать первым?
Ответ:
1. Рвотный препарат
2. Порция алкоголя.
3. До тех пор, пока при виде и запахе алкоголя будет появляться рвотный рефлекс.
4. Он должен иметь большое желание- высокую мотивацию к избавлению от алкоголя, здоров и трезв.
5. Порцию алкоголя.
Задача 86.
Всем известна поговорка : «Пуганая ворона и куста боится».
1. Какое физиологическое явление лежит в основе подобного поведения?
2. Что такое временная связь?
3. Что лежит в основе замыкания временной связи ?
4. Какие основные стадии выделяют в процессе формирования условного рефлекса?
5. О чем свидетельствует стадия специализации?
Ответ:
1. Генерализация временной связи.
2. Это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей.
3. Процесс доминантного взаимодействия между очагами возбуждения в цнс.
4. стадию генерализации и стадию специализации.
5. О выработке прочной временной связи.
Задача 87.
Из двух испытуемых один ярко выраженный флегматик, другой –сангвиник. У обоих выработаны прочные условные двигательные рефлексы: на зеленый свет нажатие кнопки левой рукой, на красный – правой. При обследовании регистрировали время от включения света до нажатия кнопки. Затем условия опыта изменили: На зеленый свет надо было нажимать кнопку правой рукой, на красный- левой. Время нажатия на кнопку после подачи света изменилось у обоих испытуемых.
1. Как называется время от подачи света до нажатия кнопки?
2. Как называется одним словом изменение условий опыта?
3. В какой характеристике нервных процессов имеется основное отличие флегматика от сангвиника?
4. Почему и как изменилось время реакции у испытуемых?
5. У кого быстрее произойдет переделка и почему?
Ответ:
1. Латентный период реакции.
2. Переделка.
3. Подвижность нервных процессов.
4. Оно увеличилось у обоих испытуемых, т.к. переделка представляет трудность для нервной системы.
5. Латентный период реакции у сангвиника увеличивается в процессе переделки в меньшей степени, чем у флегматика и быстрее возвращается к исходному уровню, потому что подвижность нервных процессов больше у сангвиника.
Задача 88.
В известной басне И.А.Крылова есть такие слова: « Вдруг сырный дух лису остановил: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил!»
1. Какое из известных проявлений ВНД описал автор?
2. Назовите основные методологические принципы учения о высшей нервной деятельности.
3. В каком состоянии должно находиться животное при выработке условного рефлекса на пищевое безусловное подкрепление?
4. Назовите общие признаки условных рефлексов.
5. Назовите стадии образования условных рефлексов.
Ответ:
1. Условный рефлекс
2. Вероятностный детерминизм: условно-рефлекторная деятельность инициируется не только внешними условными раздражителями: но и внутренними процессами. Единство анализа и синтеза: в основе условнорефлекторной деятельности лежит анализ раздражителей внешней и внутренней среды с последующим их синтезом в условный рефлекс. Структурный подход – «приуроченность динамики к структуре»: тенденция связать определенные компоненты условного рефлекса с конкретными структурами мозга.
3. В состоянии голода.
4. а.сигнальность – предупреждают о безусловном рефлексе; б. для их реализации обязательно участие корковых и подкорковых отделов головного мозга; в. расширяют диапазон приспособительных реакций; г. имеют индивидуальный характер, не наследуются.
5. А.стадия генерализации: которая по своим проявлениям (электрофизиологическим и поведенческим) совпадает с проявлениями доминанты. Эта стадия обеспечивает ответ без предварительного обучения на все раздражители, похожие на подкрепляемый; Б..стадия специализации. Физиологическое значение ее состоит в обеспечении точного, дифференцированного ответа только на подкрепляемый сигнал.
Задача 89.
А.С.Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре !: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры, Он прекрасен, он весь как божия гроза».
1. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД?
2. На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по И.П.Павлову?
3. На чем основана частная классификация типов ВНД человека?
4. Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?
5. Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны?
Ответ:
1. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения.
2. на характеристиках силы, уравновешенности и подвижности торможения и возбуждения. Выделяют по силе – сильный и слабый, по уравновешенности – уравновешенный и неуравновешенный, по подвижности – подвижный и инертный.
3. На соотношении первой и второй сигнальных систем. Выделяют художественный тип, мыслительный и средний.
4. Холерик – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый тип.
5. Запредельное торможение, оно имеет охранительное значение. Существуют еще гаснущий тормоз ( возникающий при действии нового раздражителя) и постоянный тормоз ( возникающий на повреждающие воздействия).
Задача 90.
На экзамене по физиологии студентка отличница получила двойку? Она заплакала.
1. Как называется ее состояние? Дайте ему определение.
2. Каковы функции эмоций?
3. Назовите основные теории, объясняющие возникновение эмоций.
4. Исходя из теории П.В.Симонова объясните почему возникают положительные или отрицательные эмоциональные состояния.
5. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать?
Ответ:
1. У студентки отрицательная эмоция. Эмоции – субъективные реакции на внешние и внутренние раздражители: на результаты собственной деятельности: проявляющиеся в виде радости, страха, гнева, печали.
2. Функции эмоций 1.оценочная.-обобщенная оценка события полезно или вредно; 2.побуждающая – запускают поведение для удовлетворения потребности; 3.подкрепляющая функция -положительная эмоция служит наградой, поощряющей деятельность, отрицательная – ведет к прекращению или избеганию; 4.компенсаторная – мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребности; 5.переключающая – изменяет направленность поведения, особенно при конкуренции мотивов; 6.коммуникативная – обеспечивает неречевые формы коммуникации.
3. Наиболее известными являются биологическая теория эмоций П.К.Анохина (Э – результат рассогласования при совпадении результата деятельности с пронозируемым в акцепторе результата действия) и потребностно-информационная теория П.В.Симонова _ (Э – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения).
4. Согласно теории эмоций П.В.Симонова положительные эмоции возникают: если существующая информация превышает необходимую или имеется ситуация возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции возникают при дефиците информации или снижении вероятности достижения цели.
5. Периферические моторные проявления Э –- запускаются от лобной коры через экстра и и пирамидную системы в форме тонических гипертонус, скованность, тремор) и фазических (жест,поза интонация голоса, мигание), компонентов двигательного сопровождения эмоций.Вегетативные проявления Э запускаются через активацию гипоталамуса и других стволовых структур и проявляются изменением ЧСС, ЧД. АД, потооотделением, выбросом определенных гормонов.
Задача 91.
Двое пешеходов переходят дорогу. Один остановился, когда загорелся красный свет. Другой стал перебегать дорогу и остановился на середине проезжей части только , когда увидел быстро движущийся автомобиль.
1. Какой вид рефлекторной деятельности продемонстрировал первый пешеход?
2. Как называется разновидность условного торможения, которая позволила выработать следующий условный рефлекс: «стоим на красный сигнал, идем на зеленый»?
3. Остановка одного пешехода на красный сигнал светофора- условное торможение. Какие виды торможения Вам еще известны?
4. Какой вид торможения продемонстрировал второй пешеход?
5. Какова роль внешнего торможения в процессах организации поведения?
Ответ:
1. Условный рефлекс.
2. Диффренцировочное торможение. Оно вырабатывается на раздражители: близкие по многим параметрам.
3. Безусловное (внешнее ), которое подразделяют на гаснущий и постоянный тормоз и запредельное торможение.Условное ( внутреннее): которое представлено угасательныим торможение, дифференцировочным тормозом, условным тормозом, запаздывающим торможением.
4. Безусловное или внешнее торможение.
5. Внешнее торможение имеет координирующую: упорядочивающую приспособительную роль в процессах организации поведения.
Задача 92.
Житель центрального района большого города привыкает к постоянному городскому шуму за окном и спит в этих условиях спокойно.
1. В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме?
2. Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему?
3. Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания?
4. Какая основная характеристика нервных процессов должна быть выражена у сельского жителя для того, чтобы он быстрее стал засыпать в условиях городского шума.
5. Что является отличительной особенностью ориентировочно-исследовательской реакции или рефлекса «Что такое»?
Ответ:
1. В результате развивающегося процесса привыкания, который лежит в основе одной из форм научения.
2. Наличие ориентировочной реакции или рефлекса «Что такое?» у родственника в незнакомой и шумной обстановке.
3. Развитие условного торможения –гаснущего тормоза. Организм перестает реагировать на незначащие раздражители, особенно при сильной потребности ко сну.
4. Подвижность нервных процессов, которая способствует быстрой смене процессов возбуждения процессом торможения в данном случае.
5. Этот рефлекс быстро угасает при повторных применениях биологически незначимых раздражителей. Причина его возникновения – реакция на «новизну».
Раздел 13.твет:ос: ий условный рефлекс:
ФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ.
Задача 93.
Врач-хирург для удаления зубов назначает всегда операцию утром время – от 9 до 13 часов. Это позволяет ему уменьшить дозу аналгетиков.
1. Почему он выбирает такое время?
2. Почему болевой порог имеет суточную ритмику?
3. Что такое болевой порог?
4. Какие основные причины обеспечивают формирование болевого порога?
5. Болевой порог – результат взаимодействия двух систем структур мозга. Назовите их.
Ответ:
1. Потому что болевой порог в это время самый высокий.
2. Наряду со многими причинами БП обеспечивается ритмичностью в выработке гормонов и опиоидов, которая достигает максимума в дневное время.
3. Эталон ответа: Это минимальная сила болевого раздражителя, вызывающего болевое ощущение.
4. Совокупность генотипических и фенотипических факторов.
5. БП – результат взаимодействия ноци и антиноцицептивной систем центральной нервной системы.
Задача 94.
В психиатрической клинике больной симулировал заболевание, при котором, в частности, не ощущается болевое раздражение.
1. Как можно определить, что на самом деле он ощущает боль?
2. Назовите компоненты системной болевой реакции.
3. Как по локализации классифицируют боль?
4. Что такое эпикритическая боль?
5. Дайте определение протопатической боли.
Ответ:
1. Зарегистрировать вегетативные показатели, которые не поддаются произвольному контролю: частота сердечных сокращений изменения просвета зрачка, выраженность кожно-гальванической реакции.
2. Перцептуальный, вегетативный, эмоциональный отрицательный, защитный двигательный, мотивационный, связанный с активацией памяти и коры.
3. Соматическая и висцеральная.
4. Это первичная, быстрая, коротко латентная, хорошо локализованная и качественно детерминированная боль.
5. Вторичная, длинно латентная, плохо локализованная, тягостная и тупая боль.
Задача 95.
В романе А. Толстого «Петр 1» при первой встрече Петра и Меньшикова Сашка продергивает через свою щеку иголку и протягивает нитку, уверяя, что ему не больно.
1. Почему ему действительно не больно?
2. Что такое ноцицепторы?
3. Какой вид боль может ощущать человек, если вводит иголку в область богатую ноцицепторами?
4. Как классифицируют ноцицепторы по механизму возникновения возбуждения?
5. Как называется метод определения болевой чувствительности?
Ответ:
1. В этом участке ткани щеки на уровне верхних коренных находится область, лишенная болевых рецепторов.
2. Ноцицепторы - свободные нервные окончания немиелинизированных волокон в тканях кожи, мышц, внутренних органов.
3. Эпикритическую боль.
4. На механо и хемоноцицепторы.
5. Алгометрия.
Задача 96.
Известны случаи, когда в состоянии аффекта человек не чувствует боли.
1. Почему это происходит?
2. Назовите эмоциональное состояние, сопровождающее снижение БП и повышение болевой чувствительности.
3. Назовите функции антиноцицептивной системы мозга.
4. Одним из механизмов эндогенного обезболивания является взаимодействие опиатов с опиатными рецепторами. Назовите три основные опиоидэргические системы.
5. Перечислите четыре механизма реализации эффектов антиболевых систем, различающихся по временным характеристикам.
Ответ:
1. Стенические эмоции (гнев, ярость) повышают порог болевой чувствительности, активизируя антиноцицептивную систему.
2. Астенические эмоции.
3. Ограничительная, информационная, установление порога болевой чувствительности.
4. Энкефалиновая, эндорфиновая, динорфиновая.
5. Срочный, короткодействующий, длительно действующий, тонический.
Задача 97.
Существует наследственное заболевание, одним из проявлений которого является полная потеря возможности ощущать болевые раздражения.
1. Как называется это состояние?
2. Это заболевание очень опасно для организма. Почему?
3. Как можно достичь состояния обезболивания в клинических условиях?
4. Каков механизм влияния акупунктуры на болевую чувствительно?
5. Как можно уменьшить активность структур ноцицептивной системы?
Ответ:
1. Абсолютная аналгия.
2. Не возникают защитные реакции при действии повреждающих агентов, что может привести к гибели организма.
3. Воздействием как на ноцицептивную, так и на анитиноцицептивную системы мозга.
4. Увеличение активности структур антиноцицептивной системы.
5. Выключение различных ее отделов с помощью блокады ноцицепторов, использование фармакологических блокаторов процессов восприятия ноцицептивной информации, хирургическая деструкция отделов ноцицептивной системы.
Задача 98.
Во время сложной боевой операции солдат был тяжело ранен. Однако до окончания боя он стрелял из автомата, который держал раненой рукой. По окончании боя он из за сильной боли даже не мог поднять эту руку до уровня груди.
1. Почему это произошло?
2. Что характеризует болевую чувствительность?
3. Назовите основные эффекты антиболевых систем мозга.
4. Чем активируются хемоноцицепторы в процессе возникновения болевой реакции?
5. Почему болевой порог является функционально изменчивой биологической константной?
Ответ:
1. В ситуации сильного стрессорного напряжения болевая чувствительность снижается, что имеет биологический смысл_ сохранение поведения для выживания. Снижение стрессорного напряжения: повышает болевую чувствительность.
2. Активность и взаимодействие ноци- и антиноцицептивных систем мозга, которое отражается в динамике болевого порога.
3. Срочный, короткодействующий, длительнодействующий.
4. Тремя видами алгогенов :плазменными, тканевыми, выделяющимися в нервных окончаниях.
5. Потому что он определяется изменением уровня тонического механизма антиболевых систем мозга.
Задача 99.
При проведении некоторых операций широко используют рефлексотерапевтические воздействия, в частности иглоукалывание.
1. Что этим достигают?
2. Какие структуры мозга активизируют методы иглоукалывания?
3. Выработка каких веществ в мозгу усиливается при иглотерапии?
4. Какова основная функция антиноцицептивной или противоболевой системы?
5. Назовите основные нейрохимические механизмы антиноцицептивной системы.
Ответ:
1. Возникает аналгезия: что позволяет экономит использование химиечских аналгетиков.
2. Структуры, объединямые в антиноцицептивную систему мозга.
3. Преимущественно эндогенных морфиноподобных пептидов.
4. Устанавливает болевой порог.
5. Серотонинэргический, адренергический и опиоидный.
Задача 100.
Задолго до появления боли в сердце у больного было ощущение боли и онемения в мизинце. Во время приступа стенокардии у больного возникло еще и сильное чувство страха.
1. Почему возникло чувство страха?
2. Каков биологический смысл болевой реакции?
3. Почему боль в области мизинца левой руки должна насторожить врача ?
4. Почему при кардиогенной боли возрастает количество в крови катехоламинов?
5. К каким корковым структурам адресуется ноцицептивная информация от ишемизированного сердца?
Ответ:
1. Болевая реакция при болях в сердце активизирует симпатоадреналовую систему при формировании вегетативного компонента болевой реакции ,что формирует состояние страха.
2. Получение информации о патологии или нарушении функции. Боль- «сторожевой пес здоровья».
3. Это разновидность отраженной боли, которая возникает при общей иннервации определенных участков кожи и сердца из одного и того же сегмента спинного мозга.
4. Выброс катехоламинов является средством увеличения сократительной функции ишемизированного сердца и способом увеличения потребления миокардом кислорода.
5. К 1 и 11 сенсорным, орбитальным и орбито-фронтальным зонам коры головного мозга.
Задача 101.
Установлено: что у жителей южных стран порог болевой чувствительности достоверно ниже: чем у северян.
1. Значит ли это, что в любой ситуации такая особенность останется неизменной?
2. Чем определяется величина индивидуального болевого порога?
3. Назовите основные структуры мозга, участвующие в проведении и интеграции информации от ноцицепторов.
4. Назовите функции 11 сенсорной области коры в воспариятии информации от ноцицепторов.
5. Назовите функции 1 сенсорной области коры в формировании болевого ощущения.
Ответ:
1. Нет. Генетически определяемый уровень болевой чувствительности изменяется под действием: доминирующей мотивации, эмоции, обстановочной афферентации и суточных ритмов.
2. Она определяется воздействием антиболевых систем мозга на активностьь ноцицептивной системы.
3. Ретикулярная формация ствола мозга, три комплекса ядер таламуса, 1 и 11 сенсорная, орбитальная и орбито-фрональная зоны коры больших полушарий.
4. Основная ее функция – выделение потенциально опасных для организма раздражителей как болевых, так и неболевых.
5. Основная роль – формирование ощущений острой эпикритической боли: а также организация двигательных актов при воздействии повреждающих стимулов за счет тесных связей с моторной зоной коры.
Задача 102.
Маленький ребенок дотронулся до горячего утюга и тут же с громким криком отдернул ладошку. В дальнейшем он никогда не совершал такого действия.
1. Какое значение имело болевое раздражение в этой ситуации?
2. Можно ли говорить о положительном влиянии боли в данной ситуации?
3. Какие преимущественно ноцицепторы активизировались при прикосновении к горячей поверхности?
4. К какому классу ноцицепторов относятся структуры, актвировавшиеся при прикосновении к горячему утюгу?
5. Назовите типы ноцицепторов в зависимости от механизма их возбуждения.
Ответ:
1. Отрицательная эмоция, сопровождающая болевое раздражение выступила в форме безусловного подкрепления прикосновения к незнакомому предмету.
2. Да. Наличие такого сильного стимула быстро и надолго образовало поведенченскую реакцию избегания прикосновения к утюгу.
3. Тепловые ноцицепторы кожи с афферентами А-волокон.
4. Это высокопороговые рецепторы, в данном случае терморецепторы, собственно и являются болевыми рецепторами или ноцицепторами.
5. Хемоноцицепторы и механоноцицепторы. В первых возбуждение возникает при воздействии химических веществ – алгогенов, во- вторых – в результате механической деформации их мембраны.
Наименование оценочного средства | Практические задания |
1. Определение поля зрения
Пример ответа.
Д ля работы необходим: периметр Форстера; опозновательные марки разных цветов; линейка; цветные карандаши. Исследование проводится на человеке.
Ход работы. Определение поле зрения для обоих глаз с помощью периметра Форстера. Периметр устанавливается против света. Испытуемого сажают спиной к свету и попросят его поставить подбородок в выемку штатива периметра. Если определяют поле зрения для левого глаза, то подбородок ставят на парвую часть подставки, и наоборот. Высоту подставки регулируют так, чтобы верхний конец штатива приходился к нижнему краю глазницы. Предлагается испытуемому один глаз закрыть ладонью, а исследуемым глазом зафиксировать взгляд на белом кружке в центре дуги периметра. Дугу периметра устанавливается в горизонтальном положении и начнается измерение. Для этого медленно перемещайте белую марку по внутренней поверхности дуги периметра от 90 к 0 и просят испытуемого указать тот момент, когда марка будет впервые видна неподвижно фиксированному глазу. Необхолимо отметить соответствующий угол и для контроля провести повторное исследование. Границы поля зрения определяют при различном положении дуги периметра: они будут определены тем точнее, чем больше меридианов будет исследовано. Для овладения методикой можно ограничиться определением только двух основных меридианов: горизонтального (кнаружи, кнутри) и вертикального (кверху, книзу).Заменив белую марку цветной, тем же способом определяют границы цветого поля зрения, при этом от испытуемого требуется не только увидеть марку, но и точно определить ее цвет. Поле зрения определите для зеленого цвета (или для нескольких цветов).
Рекомендации по оформлению протокола работы. Результаты исследования занесят в таблицу. По полученным результатам вычерчивают периметрические снимки двух цветов для обоих глаз, сравается величину поля зрения для белого и зеленого цветов (для цветного больше). Объяснение следующее: Ахроматическое поле зрения больше хроматического, то есть наиболее велико поле зрения для белого цвета, то есть для смешанного цвета. Это объясняется тем, что палочки, чувствительные ко всем видимым лучам и воспринимающие не цвет, а свет, находятся в большом количестве на периферии сетчатки. Для различных цветов поле зрения также неодинаково. Немного меньше, чем для белого поле зрения для желтого цвета, ещё меньше для синего цвета, далее идет красный цвет и самое узкое для зеленого цвета.
2. Определение порогов вкусового восприятия
3. Определение порога тактильной чувствительности
4. Определение порога температурной чувствительности
5. Исследование костной и воздушной проводимости звука
6. Исследования бинаурального слуха
7. Определение аккомодационной способности глаза
8. Определение слепого пятна (опыт Б.Мариотта)
9. Выработка условного зрачкового вегетативного рефлекса у человека
10.Выработка внешнего торможения условных рефлексов
11.Определение объема кратковременной слуховой памяти и оценка ее избирательного характера
12.Определение переключаемости внимания
13.Определение порога болевой чувствительности
14.Определение зависимости амплитуды сокращения скелетной мышцы от силы раздражения
15.Определение зависимости амплитуды сокращения скелетной мышцы от силы раздражения
16.Методика определения проприоцептивных рефлексов у человека
17.Оценка вегетативной реактивности человека по экстракардианальным рефлексам (рефлекс Ашнера и Ортнера)
18.Методика определения местных сосудистых рефлексов у человека (дермография)
19.Методика определения основного обмена по таблицам
20.Определение скорости оседания эритроцитов
21.Определение групп крови и резус-фактора
22.Выполнение спирометрии при помощи сухого спирометра
23.Определение при помощи сухого спирометра величину дыхательного объема и сравнить ее с нормой
24.Определение при помощи сухого спирометра величины минутного объема дыхания в состоянии покоя
25.Определение при помощи сухого спирометра величину ФОЕ и сравнить ее с нормой
26.Определение при помощи сухого спирометра величину РОВд и сравнить с нормой
27.Определение при помощи сухого спирометра величину ЖЕЛ и сравнить с нормой
28.Общий анализ мочи и определение параметров, не соответствующих норме (пять примеров анализов)
29.Определение артериального давления у человека методом Короткова
30.Методика регистрации ЭКГ у человека
31. Изучение амилолитической активности слюны
32.Метод мастикациографии
33.Выявление влияния желчи на степень эмульгирования жиров
34.Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока