Тема 8. Химико-термическая обработка
Химико-термическая обработка— процесс химического и термического воздействия на поверхностный слой стали с целью изменения состава, структуры и свойств.
Химико-термическую обработку применяют для:
1) повышения твердости поверхности стали;
2) повышения износостойкости;
3) повышения коррозионной стойкости;
4) повышения кислотоустойчивости и других свойств. Химико-термическая обработка широко применяется
в машиностроении, так как является одним из наиболее эффективных методов упрочнения стальных деталей для повышения их долговечности.
Химико-термической обработке можно подвергать различные по размерам и форме детали и получать обработанный слой одинаковой толщины. При химико-термической обработке за счет изменения химического состава поверхностного слоя достигается большое различие свойств поверхности и сердцевины детали. Недостатком процессов химико-термической обработкиявляется их малая производительность. Химико-термическая обработка основана на диффузии атомов различных химических элементов в кристаллическую решетку железа при нагреве в среде, содержащей эти элементы. Химико-термическая обработка состоит из следующих процессов:
1) диссоциации— получения насыщающего элемента в активном атомарном состоянии: 21ЧН3** 2N + ЗН2; СН4~С + 2Н2ит. Д.;
2) абсорбции— поглощения активных атомов насыщающего элемента поверхностью металла;
3) диффузии— перемещения атомов насыщающего элемента с поверхности в глубь металла.
Необходимо, чтобы скорости всех трех процессов были обязательно согласованы, а для абсорбции и диффузии требуется, чтобы насыщающий элемент взаимодействовал с основным металлом, образуя либо твердые растворы, либо химические соединения. Химико-термическая обработка невозможна, если основной металл и насыщающий элемент образуют механические смеси.
Наиболее распространенными видами химико-термической обработкиявляются цементация, борирование, азотирование
Цементация- диффузионное насыщение поверхностного слоя детали углеродом. После цементации выполняется термическая обработка - закалка и низкий отпуск. Такие детали должны иметь твердую закаленную поверхность, хорошо сопротивляющуюся истиранию, и вязкую сердцевину, способную выдерживать динамические нагрузки. Цементации подлежат детали из стали, содержащей до 0,3% углерода. Поверхность деталей насыщается углеродом в пределах от 0,8 до 1% цементации, осуществляется в твердых, жидких и газообразных средах. В качестве карбюризатора в частности служит смесь древесного угля (60—90%) иуглекислых солей бария (ВаСО3) и натрия (NaCO3).
При нагреве углерод древесного угля соединяется с кислородом воздуха, образуя окись углерода (СО), которая разлагается с образованием атомарного углерода, диффундирующего в деталь:
2СОСО2 + Сатом;фмый.
С повышением температуры и времени выдержки толщина цементированного слоя увеличивается, глубина его достигает 0,5—2 мм на каждые 0,1 мм толщины слоя, требуется выдержка около 1 ч. При массовом и крупносерийном производствах хорошие результаты дает газовая цементация в специальных герметически закрытых печах. По сравнению с цементацией в твердом карбюризаторе газовая цементация дает возможность повысить скорость процесса, увеличить пропускную способность оборудования и производительность труда.
После цементации детали подвергают термической обработке для обеспечения высокой твердости поверхности, исправления структуры перегрева и устранения карбидной сетки в цементированном слое. Закалку производят при температуре +780—850 °С с последующим отпуском при +150—200 °С.
Нитроцементациейназывается процесс химико-термической обработки, при котором происходит одновременное насыщение поверхностных слоев стальных изделий углеродом и азотом в газовой среде. После нитроцементации детали закаливают и затем подвергают низкому отпуску при температуре от +160 до +180 "С. Твердость поверхностного закаленного и нитроцементированного слоя — 60—62 HRC. При нитроцементации совмещают процессы газовой цементации и азотирования. В газовую смесь входят эндогаз, до 13% природного газа и до 8% аммиака. В рабочее пространство шахтной печи вводят в виде капель жидкий карбюризатор — триэтаноламин. Для легиронанных сталей процесс нитроцементации выполняют в атмосфере с минимальным количеством аммиака — доЗ%.
Азотирование применяется с целью повышения твердости поверхности у различных деталей — зубчатых колес, гильз, валов и др. изготовленных изсталей 38ХМЮА, 38ХВФЮА, 18Х2Н4ВА, 40ХНВА и др. Азотирование- последняя операция в технологическом процессе изготовления деталей. Перед азотированием проводят полную термическую и механическую обработку и даже шлифование, после азотирования допускается только доводка со съемом металла до 0,02 мм на сторону. Азотированиемназывается химико-термическая обработка, при которой происходит диффузионное насыщение поверхностного слоя азотом. В результате азотирования обеспечиваются: высокая твердость поверхностного слоя (до 72 HRC),высокая усталостная прочность, теплостойкость, минимальная деформация, большая устойчивость против износа и коррозии. Азотирование проводят при температурах от +500 до +520 "С в течение 8-9 ч. Глубина азотированного слоя - 0,1-0,8 мм. По окончании процесса азотирования детали охлаждают до +200-300 "С вместе с печью в потоке аммиака, а затем —-на воздух