Требования к результатам освоения темы
ЛЕКЦИИ № 20
ТЕМА: 2.3.1. « D - ЭЛЕМЕНТЫ I ГРУППЫ.
СОЕДИНЕНИЯ МЕДИ И СЕРЕБРА
Тема: 2.3.2. «D-элементы. Побочная подгруппа II группы. Соединения цинка и ртути»
МОТИВАЦИЯ.
Медь является одним из незаменимых микроэлементов с очень широким спектром действия на организм.
Одной из важнейших функций является участие в процессе кроветворения.
Серебро- микроэлемент растительных и животных организмов. В организме человека содержится приблизительно 7,3 м/моль серебра.
Препараты серебра нашли широкое применение в медицинской практике (колларгол, протаргол, ляпис и т.д.)
Знания данной темы необходимы для изучения химических и специальных дисциплин.
Цинк в организме концентрируется главным образом в мышцах, печения, поджелудочной железе.
Руть обнаруживается в печени и почках как примесный микроэлемент.
Цинк входит в состав более 40 металлоферментов, которые катализируют гидролиз пептидов, белков, некоторых эфиров и альдегидов.
Цинк входит в состав гормона инсулина, который влияет на содержание сахара в крови.
В медицине нашли применение соединения ртути HgCl2 и соединения цинка ZnSO4 и др.
Знания данной темы необходимы для изучения химических и специальных дисциплин.
ЦЕЛИ:
1. В ходе лекции студенты должны получить представления о нахождении в природе, биологической роли, получении и свойствах меди и серебра,цинка , ртути и их соединений.
2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний: - характеристики элементов II, I групп побочных подгрупп по положению в ПСХЭ им. Д.И. Менделеева;
- физических и химических свойств меди , серебра,цинка,ртути.
- строение соединений меди , серебра,цинка,ртути, в том числе лекарственных.
ВПС:
Темы: «Классы неорганических соединений»,
«Строение атома»,
«ПСХЭ им. Д.И. Менделеева»,
«Химические реакции (ОВР)»,
«Комплексные соединения»,
«Теория электролитической диссоциации».
«Р-элементы. Галогены. Халькогены»
МПС:
А.х.: т. «Качественные реакции на катионы II,IV аналитической группы»
т. «Качественные реакции на катионы II аналитической группы»
т. «Качественные реакции на катионы VI аналитической группы»
т. «Комплексонометрия»
т. «Кислотно-основное титрование».
Ф.х.: т. «Лекарственные средства II и I групп ПСХЭ Д.И. Менделеева»
Ф. тех: т. « Жидкие лек. формы». «Приготовление коллоидных растворов»
«Особые случаи приготовления растворов»
«Приготовление простых жидких лек. форм»
т. «Приготовление глазных мазей»,
т. «Приготовление суспензионных мазей»,
т. «Приготовление глазных капель»
Ф-логия: т. «Антисептические и дезинфицирующие средства»,
Биология: т. «Химический состав клетки: неорганические вещества».
Экология: т. «Определение загрязнения атмосферного воздуха»
«Исследование воздуха на ртуть, свинец, серосодержащие соединения».
Анатомия: т.т. «Обмен веществ и энергии»
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ :
1. Какие элементы образуют побочную подгруппу I группы?
2.Почему медь и серебро относятся к D - элементам?
3.Сколько электронов у меди и серебра на внешнем энергетическом уровне?
4.Как можно охарактеризовать активность металлов: серебра и меди, исходя из их положения в ряду напряжений?
5. Какая валентность характерна для элементов серебра и меди?
6. Какие кислоты - окислители Вы знаете?
7. Какую валентность проявляют элементы цинк и ртуть?
8.Какого характера оксиды образуют цинк и ртуть?
9.Что такое амфотерность?
10.Как доказать амфотерные свойства окиси цинка?
11.В чем особенность получения амфотерных гидроксидов?
12.Каким образом можно доказать, что HgO – основной оксид?
13.Какие соединения называют комплексными?
14.Как получить комплексные соединения из группы аммиакатов и иодидов?
15.Какое координационное число характерно для цинка и ртути (2+)?
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Фармацевт должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность. .
ОК 4. Осуществлять поиск и. использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься' самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.
- .
Фармацевт должен' обладать профессиональными
компетенциями,соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.