Формы экзаменационного рейтинга
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра общей и биоорганической химии
Утверждаю: | Согласовано: | |
Декан фармацевтического факультета, профессор | Заведующий кафедрой общей и биоорганической химии, профессор | |
_________________Т.А. Романова «___»______________2016 год | ________________________Н.М. Сторожок «___»______________2016 год |
2016 / 2017 учебный год
Положение
О модульно-рейтинговой системе организации учебного процесса и оценки усвоения дисциплины «Физическая и коллоидная химия» студентами 1 и 2 курсов фармацевтического факультета
1.Общие положения Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса и оценки усвоения дисциплины кафедры общей и биоорганической химии разработана на основании Государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности 33.05.01. – «Фармация» (2011 г).
Модульно - рейтинговая система организации учебного процесса на кафедре это комплексная система организации обучения и оценки успеваемости студентов в процессе освоения «Программы» по дисциплине, основанная на блочно-модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания учебной дисциплины на дисциплинарные (учебные) модули и модульные единицы и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов методом рейтинговой оценки результатов обучения по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.
Система оценки знаний студентов проводится по 100 бальной шкале, где в 60 баллов оценивается освоение студентом основной образовательной программы, самостоятельная работа студентов, а также практики, курсовые и другие виды работ, входящие в основную образовательную программу по направлению (специальности), 40 баллов отводится на итоговый контроль – экзамен.
Для получения положительной итоговой (суммарной) оценки по дисциплине необходимо набрать не менее 41 балла.
Рейтинговая оценка по дисциплинарному модулю складывается из количества баллов, набранных за текущую работу (от 20 до 60 баллов) и полученных при итоговом контроле (от 11 до 40 баллов).
Согласно п. 4.8. «Положения о МРС организации учебного процесса» (ТюмГМА, 2012) преподаватель в соответствии с «Положением кафедры по МРС» может добавлять студенту за регулярную активную работу на всех практических занятиях до 10 баллов в каждом дисциплинарном модуле. При этом условием для добавления «премиальных» баллов рекомендуется считать следующий «текущий рейтинг» студента:
- 36 – 38 баллов (от 60 до 64% успеваемости) – 6 премиальных баллов;
- 39 – 41 балл (от 65 до 69% успеваемости) – 7 премиальных баллов;
- 42 – 44 балла (70 - 74% успеваемости) – 8 премиальных баллов;
- 45 – 47 баллов (75 - 79% успеваемости) - 9 премиальных баллов;
- 48 баллов и выше (80% успеваемости и выше) - 10 премиальных баллов.
Студент, не изучивший одну и более модульных единиц, допускается к изучению следующих разделов и тем дисциплины в случае:
- если студент не изучил по уважительной причине, то ему предоставляется возможность добора баллов.
- если студент не изучил без уважительной причины, то ему предоставляется возможность добора баллов только с разрешения заведующего кафедрой, декана.
Студент обязан отчитаться по задолженностям за модули (по отдельным темам дисциплины) во время текущих консультаций или дополнительных занятий (отработок) по добору баллов до итогового контроля. Для дополнительных занятий преподавателями, ведущими практические (семинарские, лабораторные) занятия, выделяется время вне основного расписания.
Если студент желает повысить рейтинговую оценку по дисциплине в данном семестре, то он обязан заявить об этом преподавателю на последнем занятии. Дополнительная проверка знаний осуществляется преподавателем в течение недели, при этом преподаватель должен ориентироваться на те темы дисциплины, по которым студент набрал наименьшее количество баллов.
Полученные баллы вносятся в единую ведомость оценки успеваемости студентов (графа «Добор баллов»), включенную в информационную систему, и учитываются при определении рейтинговой оценки по календарному модулю. Если студент во время дополнительной проверки знаний не смог повысить рейтинговую оценку, то ему сохраняется количество баллов, набранных ранее.
Добор балов - это проверка знаний студентов, желающих отчитаться по задолженностям или повысить свой рейтинг.
Для возможной компенсации баллов, потерянных при оценке текущей успеваемости студенту предоставляется комплект не обязательных контролирующих материалов, которые могут выполняться только по собственному желанию студента, причем вне графика обязательных занятий.
Для добора баллов студент может получить не более 10 заданий, каждое из которых имеет рейтинговую оценку не более 1 балла.
Максимум компенсационных баллов не может быть более 10, при этом величина рейтинга текущей успеваемости не может превышать установленный максимум (60 баллов).
Рейтинг текущей успеваемости включает оценки не менее чем по трем видам деятельности студентов: практическим умениям, теоретической подготовке, самостоятельной работе.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является обязательной составной частью основной образовательной программы.
Время, отведенное на СРС, регламентируется рабочим учебным планом.
Формы СРС разрабатываются и утверждаются кафедрой.
Рейтинг текущей успеваемости формируется только из оценок, полученных с первого раза. Максимальный рейтинг текущей успеваемости равен 60 баллам.
Пороговая величина рейтинга текущей успеваемости устанавливается на уровне не менее 20 баллов. Принимая во внимание, что для успешного освоения дисциплины важны все компоненты учебной деятельности (практические умения, теоретическая подготовка, самостоятельная работа) условием допуска к экзамену является получение не менее 30% баллов за каждый установленный вид деятельности.
По дисциплине, изучение которой пролонгируется на несколько семестров, итоговая рейтинговая оценка за семестр рассчитывается в обычном порядке и заносится в единую ведомость оценки успеваемости студентов, включенную в информационную систему. По итогам двух и более семестров определяется средневзвешенное количество баллов, которое проставляется в экзаменационную ведомость вместе с соответствующей академической оценкой.
Допуском к экзаменационной сессии является сумма баллов, набранная студентом за дисциплинарный модуль и должна составлять от 20 до 60 баллов.
Студент, не набравший минимального количества рейтинговых баллов в дисциплинарном модуле (20-60) не допускается до экзамена. Студенту предоставляется возможность добора баллов по дисциплинарному модулю в течение двух недель до начала сессии.
Экзаменационный рейтинг включает оценки по всем видам контроля подготовки студентов.
Уровень, соответствующий удовлетворительным знаниям студента на экзамене составляет не менее 11 баллов, при этом минимально допустимый уровень баллов за теоретическую подготовку и практические умения не может составлять менее 5 баллов.
Студент, получивший во время экзамена менее 11 баллов, направляется на переэкзаменовку.
Студент, не набравший в итоговом рейтинге 41 балл, должен пересдавать экзамен.
Итоговый рейтинг – это итоговая интегрированная рейтинговая оценка знаний и умений студентов по дисциплине в целом, складывающаяся из результатов текущего и итогового контроля по результатам экзамена.
Для получения экзаменационной оценки сумма баллов итогового рейтинга должна составлять для оценки:
- «удовлетворительно» - 41-70 баллов;
- «хорошо» - 71-85 баллов;
- «отлично» - 86-100 баллов.
Рейтинг-план дисциплины.
Дисциплинарный модуль 1 Физическая химия | |||||
Название модульной единицы (темы занятий) | Виды работ студента | Число баллов | Примечание | ||
Модульная единица 1.1. «Химическая термодинамика. Термодинамика химического равновесия. Термодинамика разбавленных растворов. Фазовые равновесия» | Теоретическая подготовка | 9,0 | Максимальное число баллов за модульную единицу 1.1. 25,00 | ||
Практические умения | 10,00 | ||||
Самостоятельная работа | 6,00 | ||||
Занятие 1.1.1. Введение в практикум. Лабораторная работа №1 «Обработка и оформление экспериментальных данных методом математической статистики» | Практические умения | 0 – 1,00 | «5» - 1,00 «5-» - 0,90 «4» - 0,80 «4-» -0,70 «3» - 0,60 «3-» - 0,30 «2» - 0 | ||
Занятие 1.1.2. Первое начало термодинамики. Лабораторная работа №2 «Определение теплоты растворения соли». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | «5» - 1,5 «5-» - 1,35 «4» - 1,20 «4-» -1,05 «3» - 0,90 «3-» - 0,45 «2» - 0 | ||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.1.3. Химическая термодинамика | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Занятие 1.1.4. Химическое равновесие. Лабораторная работа №3 «Определение константы равновесия гомогенной химической реакции» | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.1.5. Химическая термодинамика. Химическое равновесие. Контрольная работа по химической термодинамике | Практические умения | 0 – 5,0 | «5» - 5,0 «5-» - 4,5 «4» - 4,0 «4-» -3,5 «3» - 3,0 «3-» - 1,5 «2» - 0 | ||
Занятие 1.1.6. Фазовое равновесие в двухкомпонентных системах. Лабораторная работа №4 «Построение диаграммы плавкости бинарной системы» | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.1.7 Термодинамика разбавленных растворов. Лабораторная работа №5 « Криометрическое определение молярной массы вещества» | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.1.8 Термодинамика разбавленных растворов и фазовых равновесий. Экстракция Контрольная работа № 1 | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Самостоятельная работа | 0 – 6,0 | «5» - 6,0 «5-» - 5,4 «4» - 4,8 «4-» -4,2 «3» - 3,6 «3-» - 1,8 «2» - 0 | |||
Модульная единица 1.2. «Электрохимия» | Теоретическая подготовка | 5,0 | Максимальное число баллов за модульную единицу 1.2. 17,0 | ||
Практические умения | 7,0 | ||||
Самостоятельная работа | 5,0 | ||||
Занятие 1.2.1. Электропроводность растворов электролитов. Лабораторная работа №6 «Кондуктометрическое определение константы и степени ионизации слабой кислоты» | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.2.2 Потенциометрия. Лабораторная работа №8 «Потенциометрическое определение рН, константы и степени ионизации слабой кислоты» | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.2.3 Электродные процессы и электродвижущие силы | Теоретическая подготовка | 0 – 2,0 | |||
Занятие 1.2.4. Электрохимия. Контрольная работа №2 | Практические умения | 0 – 5,0 | |||
Самостоятельная работа | 0 – 5,0 | «5» - 5,0 «5-» - 4,5 «4» - 4,0 «4-» -3,5 «3» - 3,0 «3-» - 1,5 «2» - 0 | |||
Модульная единица 1.3. Кинетика химических реакций. Катализ | Теоретическая подготовка | 8,0 | Максимальное число баллов за модульную единицу 1.3. 18,0 | ||
Практические умения | 7,0 | ||||
Самостоятельная работа | 3,0 | ||||
Занятие 1.3.1. Химическая кинетика. Лабораторная работа № 9 «Определение константы скорости иодирования ацетона» | Теоретическая подготовка | 0 – 3,0 | |||
Практические умения | 0 – 1,0 | ||||
Занятие 1.3.2. Кинетика гетерогенных реакций. Лабораторная работа №10 «Определение константы скорости и энергии активации разложения пероксида водорода в присутствии катализатора» | Практические умения | 0 – 1,0 | |||
Химическая кинетика. Контрольная работа №3. Зачет по практическим навыкам | Теоретическая подготовка | 0-5,0 | |||
Практические умения | 0-5,0 | ||||
Самостоятельная работа | 0 – 3,0 | «5» - 3,0 «5-» - 2,7 «4» - 2,4 «4-» -2,1 «3» - 1,8 «3-» - 0,9 «2» - 0 | |||
ИТОГО по видам деятельности дисциплинарного модуля 1 | Теоретическая подготовка | ||
Практические умения | 24,0 | ||
Самостоятельная работа | 14,0 | ||
Всего за дисциплинарный модуль 2. |
Дисциплинарный модуль 2 Коллоидная химия | |||
Название модульной единицы (темы занятий) | Виды работ студента | Число баллов | Примечание |
2.1. Поверхностные явления | Теоретическая подготовка | 7,5 | Максимальное число баллов за модульную единицу 2.1. 18,5 |
Практические умения | 6,5 | ||
Самостоятельная работа | 4,5 | ||
Занятие 2.1.1. Адсорбция на границах раздела: жидкость-газ, жидкость-жидкость. Лабораторная работа №1: «Построение изотермы поверхностного натяжения и адсорбции олеата натрия». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.1.2. Адсорбция на границах раздела: твёрдое тело-газ, твёрдое тело-жидкость. Лабораторная работа №2: «Построение изотермы адсорбция йода на активированном угле». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.1.3. Адсорбция сильных электролитов. Ионообменная адсорбция. Лабораторная работа №3: «Хроматография». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.1.4 Поверхностные явления. Адсорбционные процессы. Решение задач | |||
Практические умения | 1,5 | ||
Занятие 2.1.5. Контрольная работа №1 по теме: «Термодинамика поверхностных явлений». | Теоретическая подготовка | 0 – 3,0 | «5» - 3,0 «5-» - 2,7 «4» - 2,4 «4-» -2,1 «3» - 1,8 «3-» - 0,9 «2» - 0 |
Практические умения | 0 - 2,0 | ||
Самостоятельная работа | 0 – 4,5 | «5» - 4,5 «5-» - 4,05 «4» - 3,6 «4-» - 3,15 «3» - 2,7 «3-» - 1,35 «2» - 0 | |
2.2. Коллоидное состояние вещества | Теоретическая подготовка | 10,5 | Максимальное число баллов за модульную единицу 2.2. 23,5 |
Практические умения | 7,0 | ||
Самостоятельная работа | 6,0 | ||
Занятие 2.2.1. Получение и свойства коллоидных систем. Лабораторная работа №4: «Получение и свойства золей». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.2.2. Электрокинетические явления. Лабораторная работа №5: «Измерение электрокинетического потенциала методом электрофореза». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.2.3. Устойчивость и коагуляция золей. Лабораторная работа №6: «Определение порога коагуляции. Коллоидная защита». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.2.4. Коллоидные ПАВ. Лабораторная работа №7: «Определение критической концентрации мицеллообразования». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.2.5. Суспензии и эмульсии. Лабораторная работа №8: «Седиментационный анализ». Лабораторная работа №9: «Получение и свойства эмульсий» | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.2.6. Контрольная работа №2 по теме: «Физико-химические свойства дисперсных систем». | Теоретическая подготовка | 0 – 3,0 | |
Практические умения | 0 – 2,0 | ||
Самостоятельная работа | 0 – 6,0 | «5» - 6 «5-» - 5,4 «4» - 4,8 «4-» -4,2 «3» - 3,6 «3-» - 1,8 «2» - 0 | |
2.3. Высокомолекулярные вещества и свойства их растворов | Теоретическая подготовка | 8,0 | Максимальное число баллов за модульную единицу 2.3. |
Практические умения | 7,0 | ||
Самостоятельная работа | 3,0 | ||
Занятие 2.3.1. Растворы ВМВ. Лабораторная работа №10:«Набухание желатина в зависимости от рН среды». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.3.2. Вязкость растворов ВМВ. Лабораторная работа № 11: «Вискозиметрическое определение молекулярной массы полимера». | Теоретическая подготовка | 0 - 1,5 | |
Практические умения | 0 – 1,0 | ||
Занятие 2.3.3. Контрольная работа №3 по теме: «Физико-химические свойства ВМВ и их растворов». | Теоретическая подготовка | 0 – 3,0 | |
Практические умения | 0 – 2,0 | ||
Самостоятельная работа | 0 – 3,0 | ||
Зачет по практическим навыкам | Теоретическая подготовка | 0 – 2,0 | |
Практические умения | 0 – 3,0 |
ИТОГО по видам деятельности дисциплинарного модуля 2. | Теоретическая подготовка | ||
Практические умения | 20,5 | ||
Самостоятельная работа | 13,5 | ||
Всего за дисциплинарный модуль 2. |
Примечание:начисление баллов за самостоятельную работу студентов производится в начиная с первого занятия и до контрольного занятия по данному модулю включительно. Студент может, по своему усмотрению, сдавать самостоятельно выполненные задания либо на каждом занятии, либо в конце модуля.
Формы экзаменационного рейтинга
№п/п | ОЛИМПИАДА | ||
Тестированный контроль теоретической подготовки по дисциплинарному модулю 1 «Физическая химия» | «5» - 10 «5-» - 9,0 «4» - 8,0 «4-» - 7,0 «3» - 6,0 «3-» - 3,0 | ||
Тестированный контроль теоретической подготовки по дисциплинарному модулю 2 «Коллоидная химия» | |||
Практические умения (решение расчетных задач) | «5» - 20 «5-» - 18,0 «4» - 16,0 «4-» - 14,0 «3» - 12,0 «3-» - 6,0 | ||
ИТОГО |
№п/п | ЭКЗАМЕН | ||
1. | Собеседование по вопросам дисциплинарного модуля 1 «Физическая химия» | 0-15,0 | «5» - 15 «5-» - 13,5 «4» - 12 «4-» - 10,5 «3» - 9 «3-» - 4,5 |
2. | Собеседование по вопросам дисциплинарного модуля 2 «Коллоидная химия» | 0-15,0 | |
3. | Практические умения (решение расчетных задач) | 0-10,0 | «5» - 10 «5-» - 9,0 «4» - 8,0 «4-» - 7,0 «3» - 6,0 «3-» - 3,0 |
ИТОГО |
Другие виды деятельности
1) Участие в СНО кафедры – до 3 баллов. Студенты самостоятельно выполняют научно-исследовательскую работу и делают сообщение на кафедральном заседании СНО.
Добор баллов:
Студенты желающие повысить свой рейтинг, могут осуществить добор баллов. Занятия со студентами проводится в течение 2 недель до начала сессии по графику, утвержденному заведующим кафедрой.
Для добора баллов студент может получить не более 10 заданий.
Максимальное количество баллов за каждое выполненное задание - 1 балл.
1) Тестовые задания по темам занятий:
«5» - 1,0
«5-» - 0.9
«4» - 0.8
«4-» -0.7
«3» - 0.6
«3-» - 0.3
2) Ситуационные задачи по темам занятий:
«5» - 1,0
«5-» - 0.9
«4» - 0.8
«4-» -0.7
«3» - 0.6
«3-» - 0.3