Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции
Когда мы разбирали пластилиновые модельки реагентов СН4 и О2, чтобы собрать модельки продуктов СО2 и Н2О, нам не потребовалось что-либо изменять в атомах. Разве что самую малость: к атому углерода в молекуле СО2 атомы кислорода прикрепляются не так, как до этого прикреплялись атомы водорода.
Значит, изменения коснулись только "внешней поверхности" атома. Там, как мы знаем, в настоящем атоме находится валентная электронная оболочка. Точно так же в химических реакциях изменения касаются только внешних электронов, а вся внутренняя "начинка" атома, находящаяся под его валентной оболочкой, остается неизменной.
Неизменным остается ядро атома и его важнейшая характеристика - заряд ядра Z (он же – порядковый номер элемента в Периодической таблице). Разбирая и собирая модельки, мы только по-разному составляем одни и те же атомы, то есть меняем состав молекул.
Простые опыты с моделями иллюстрируют не только закон сохранения массы, но и определение химической реакции, которое вы уже знаете из предыдущего параграфа.
Теперь, с учетом закона сохранения массы, мы можем сформулировать правила составления химических уравнений:
1) Нужно знать формулы веществ, вступивших в реакцию (формулы реагентов) и формулы веществ, полученных в результате реакции (формулы продуктов).
2) Следует записать левую часть уравнения, где располагаются формулы реагентов (в любом порядке). Между формулами ставятся знаки "плюс".
3) Далее следует поставить знак равенства или стрелку и записать правую часть уравнения: формулы продуктов (в любом порядке) и знаки "плюс" между ними.
4) Число атомов каждого элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов каждого элемента в правой части уравнения. Для достижения этого нужно подобрать и поставить перед формулами соответствующие коэффициенты.
5) Нельзя менять местами левую и правую части уравнения. Нельзя переносить формулы веществ из одной части уравнения в другую.
Приведем еще несколько примеров правильно записанных уравнений химических реакций:
2Ag + S = Ag2S
4Al + 3O2 = 2Al2O3
HCl + NaOH = NaCl + H2O
Задачи.
5.3. Аэронавты погрузили на воздушный шар 2 кг продуктов и отправились в полет. Как изменилась масса воздушного шара с аэронавтами после того, как все продукты были съедены?
5.4. Красный порошок меди (6,4 г) смешали с желтым порошком серы (3,2 г) и нагрели. Получили черный порошок, не содержащий красных крупинок меди и желтого порошка серы. Какова масса полученного черного порошка? Напишите уравнение реакции.
5.5. 60 г железных опилок нагревали с 32 г порошка серы. Из получившихся темно-коричневых кристаллов удалось с помощью магнита извлечь 4 г железа. Какова масса полученных коричневых кристаллов? Напишите уравнение реакции. Можно ли обнаружить остатки серы в коричневых кристаллах?
5.6. После неудачи с изобретением способа очистки железа перегонкой (см. задачу в конце главы 1), Юх решил попробовать перегнать школьный мел. Он собрал прибор для перегонки, поместил туда ровно 20 г мела (CaCO3) и сильно нагрел на газовой горелке. К его разочарованию, мел не перегнался, а только растрескался. Из прибора не вытекло ни капли жидкости. Когда мел остыл, Юх решил его взвесить и с удивлением обнаружил, что мела стало почти вдвое меньше: 11,2 г! Юх понял, что открыл закон несохранения массы мела при нагревании, а заодно опроверг известный закон сохранения массы! Юх немедленно сел писать письмо в Академию наук, но в это время в лабораторию зашел Пилюлькин и объяснил Юху, что в конце опыта в колбе находится уже не мел, а соединение кальция с кислородом. В доказательство Пилюлькин плюнул на “мел”. “Мел” зашипел...
Какие реакции произошли в лаборатории? Напишите их уравнения и объясните, куда “исчезли” 8,8 г вещества?