Рабочая программа дисциплины
Введение
Курс дисциплины «Биохимия» изучается студентами МГУТУ в соответствии с учебной программой. Курс биологической химии является необходимой теоретической дисциплиной в подготовке инженера-технолога пищевой промышленности. Необходимость изучения биохимии диктуется огромной ролью, которую она играет в настоящее время в пищевой промышленности, перерабатывающей растительное и животное сырье. Биохимия изучает особенности химического состава пищевых продуктов и процессы, происходящие при их производстве и хранении. Биохимия базируется на знаниях физики, неорганической, аналитической, органической, физической и коллоидной химий. Она завершает цикл химических дисциплин и служит основой для изучения специальных курсов по пищевой технологии
Изучение дисциплины строится на основе сочетания различных форм учебного процесса: лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы. Студентам заочной формы обучения большая часть учебного курса предполагается для самостоятельного изучения. В таблице 1 приведены организационно-методические данные по изучению дисциплины.
Таблица 1 – Организационно-методические данные по изучению дисциплины
Курс и форма обучения | Объем в часах | Количество | |||
Лекции | Лаборат. раб. | СРИЗ | Контр. раб. | Экзамен | |
2 курс, очн. скр. | - | ||||
3 курс, очн. | - | ||||
3 курс, зчн. плн. | |||||
2 курс, зчн. скр. | |||||
3 курс, очн. зчн. | - |
Во время лабораторно-экзаменационных сессий студенты слушают лекции и отрабатывают лабораторные занятия. Студенты заочной полной формы обучения выполняют две контрольные работы, студенты заочной сокращенной формы обучения – одну контрольную работу. Итогом изучения дисциплины является сдача экзамена.
Самостоятельная работа над курсом дисциплины должна быть систематической в течение всего учебного времени по заранее составленному студентом плану. Перед составлением плана студенту следует ознакомиться с рабочей программой, методическими указаниями по выполнению контрольных и курсовых работ. Планирование самостоятельной работы способствует лучшему усвоению материала и своевременному выполнению учебного графика.
В данных методических указаниях приводятся темы, планы программы курса, рекомендации по индивидуальной самостоятельной работе, изучению и освоению тем лекций, а также рекомендуемая литература. В целях закрепления знаний студентов в методических указаниях приведены вопросы для самоконтроля.
В таблице 2 приведены данные по самостоятельной работе студента.
Таблица 2 – Самостоятельная работа индивидуальных занятий (СРИЗ)
№ п/п | Наименование самостоятельной работы студента | Выполнение работы в часах | ||||
2 курс, очн. скр. | 3 курс, очн. | 3 курс, зчн. плн. | 2 курс, зчн. скр. | 3 курс, очн. зчн. | ||
1. | Изучение разделов темы №1. Предмет и задачи курса. Основные этапы развития биохимии. Российские ученые-биохимики, их вклад в развитие биохимии. Значение биохимии для пищевой промышленности. | |||||
2. | Изучение разделов темы №2. Белки и белковые вещества. Аминокислоты-мономеры белковой молекулы. Классификация. Свойства. Биологические реакции глутатион. Теория строения белковых молекул. Изоэлектрическая точка белков. Денатурация белков. Значение денатурации белков в пищевой технологии. Классификация белков. | |||||
3. | Изучение разделов темы №3. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК. Биологическая роль. Нуклеотиды. Нуклеозиды. | |||||
4. | Изучение разделов темы №4. Ферменты. История развития учения о ферментах. Химическая природа ферментов. Связь ферментов с витаминами. Свойства ферментов. Классификация ферментов. Коферменты. Строение. Характеристика отдельных ферментов. | |||||
5. | Изучение разделов темы №5. Витамины. Классификация. Биологическая роль. Содержание в пищевых продуктах. | |||||
6. | Изучение разделов темы №6. Углеводы и их ферментативные превращения. Классификация. Свойства. Значение в пищевой промышленности. | |||||
7. | Изучение разделов темы №7. Брожение и дыхание. Аэробный, анаэробный обмен углеводов. Основные виды брожения. | |||||
8. | Изучение разделов темы №8. Липиды. Классификация. Простые и сложные липиды. Биологическая роль. Значение в пищевой промышленности. Обмен липидов. Гидролиз жиров, фосфолипидов. Связь обмена углеводов и липидов. | |||||
9. | Изучение разделов темы №9. Обмен азота в растительных организмах. Прямое аминирование. Переаминирование. Аминотрансферазы. Биохимия диссимиляции аминокислот. Дезаминирование аминокислот. Типы дезаминирования. | |||||
10. | Изучение разделов темы №10. Биосинтез белков. | |||||
11. | Изучение разделов темы №11. Взаимосвязь процессов обмена веществ в организме. Единство обмена веществ. Связь процессов ассимиляции и диссимиляции. Энергетика обмена веществ. | |||||
12. | Изучение разделов темы №12. Роль биохимических процессов при хранении и переработке пищевого сырья растительного происхождения. | |||||
13. | Подготовка контрольной работы или коллоквиума. | |||||
14. | Подготовка к экзамену | |||||
ИТОГО: |
Рабочая программа дисциплины
Введение
Предмет и задачи курса. Роль структурной организации клетки в явлениях жизни. Значение обмена веществ (ассимиляция и диссимиляция) в явлениях жизни. Энергетические процессы в организме. Регуляция процессов обмена веществ в клетке. Развитие биохимии и ее связь с практикой. Общая характеристика веществ, входящих в состав организмов, их роль и значение. Роль белков, липидов, углеводов, витаминов в обмене веществ и в питании человека и животных.
Белковые вещества
Специфическая роль белковых веществ в явлениях жизни. Принципы выделения, очистки и определения белков. Аминокислоты как составные части белков. Свойства протеиногенных аминокислот. Незаменимые аминокислоты. Полипептиды. Глутатион и его значение в обмене веществ. Теория строения белковых молекул. Первичная, вторичная структуры белков. Значение третичной структуры белковой молекулы для проявления ее биологической активности. Величина и форма белковой молекулы. Изоэлектрическая точка белков. Денатурация белков. Значение денатурации белков в пищевой технологии. Классификация белков. Альбумины, глобулины, глютелины. Липопротеиды, хромопротеиды, гликопротеиды, нуклеопротеиды.
Нуклеиновые кислоты
Роль нуклеиновых кислот в живом организме. Типы нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые основания. Нуклеозиды и нуклеотиды. Аденозинтрифосфорная кислота и ее роль в обмене веществ. Полинуклеотиды. Структура рибонуклеиновых кислот. Принципы парности азотистых оснований и особенности строения двухтяжевой структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты. Роль ДНК как носителя наследственной информации в клетке.
Ферменты
Понятие о ферментах как белковых веществах, обладающих каталитическими функциями. Основные положения теории ферментативного катализа. Образование промежуточного комплекса "фермент - субстрат". Понятие об активном центре фермента.
Кинетика ферментативного катализа. Обратимость действия ферментов. Двухкомпонентные и однокомпонентные ферменты. Коферменты. Химическая природа коферментов. Влияние физических и химических факторов на активность ферментов.
Действие температуры и концентрации водородных ионов. Специфические активаторы и ингибиторы ферментативного процесса. Механизмы ингибирования ферментов. Классификация ферментов. Оксидоредуктазы. Трансферазы. Гидролазы. Распространение в природе и значение их в пищевой технологии. Лиазы, изомерезы и лигазы. Отдельные представители этих классов.
Витамины
Роль витаминов в питании человека и животных. Открытие витаминов Н.И. Луниным. Витамины как составные части ферментов. Жирорастворимые витамины. Витамин А. Каротиноиды и их значение как провитаминов А. Витамины Д. Витамины Е. Водорастворимые витамины. Витамин B1. Каталитические функции тиаминпирофосфата. Витамин В2и PP. Участие витаминов В2 и РР в построении коферментов аэробных и анаэробных дегидрогеназ. Витамин Be и его каталитические функции. Пантотеновая кислота и структура кофермента А. Витамин В12. Другие витамины комплекса В. Антицинговый витамин С. Прочие известные в настоящее время витамины.