Характеристики особенностей С-Пб и ЛО применительно к ЧС
Санкт-Петербург расположен на северо-западе Российской Федерации и имеет умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному климат. Для него характерна частая смена воздушных масс, причиной которой является активная циклоническая деятельность. Такие климатические условия оказывают сильное влияние на большое количество чрезвычайных ситуаций природного характера, имеющие место на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга в частности.
Кроме того, на территории ЛО находится огромное количество радиационно-опасных предприятий и научно-исследовательских учреждений. Основой промышленности Санкт-Петербурга является тяжелая индустрия, представленная более чем 700 крупными и средними предприятиями, многие из которых в своей деятельности используют радиоактивные материалы. Деятельность этих предприятий может являться источником чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Таким образом, наиболее характерными для Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказываются чрезвычайные ситуации техногенного и природного характеров. Источниками ЧС техногенного характера чаще всего становятся:
аварии на радиационно-опасных предприятиях, таких как Ленинградская АЭС, научно-исследовательских учреждениях, имеющих ядерные реакторы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на судах, оснащённых ядерными энергетическими установками, на предприятиях, использующих в производстве радиоактивные материалы, а также на транспорте, перевозящие такие материалы. Эти аварии могут создавать уровни радиоактивной загрязнённости территории, в сотни и тысячи раз превышающие предельно допустимые нормы;
аварии на химически опасных предприятиях, в результате которых происходит химическое загрязнение вредными веществами территории, воды и воздуха, угрожающее здоровью населения. Такими предприятиями чаще всего выступают хладокомбинаты, овощные базы, водопроводные станции, другие предприятия, использующие в производстве аммиак, хлор, кислоты, щелочи, фенолы, нефтепродукты и так далее;
аварии на коммунально-энергетических (тепловых, энергетических, газовых) предприятиях, в результате которых возможно поражение людей, а так же утечка газа, которая может стать причиной взрыва и пожара;
пожары, возникающие в результате аварий на предприятиях или из-за несоблюдения правил противопожарной безопасности как на производстве, так и в быту и на отдыхе;
кроме того, через территорию города транспортом осуществляется перевозка многих вредных веществ, и авария на них также может быть опасна для населения;
наводнения. При подъёме уровня воды в Неве выше нормы на 175 см. территория отдельных районов города подвергается затоплению. При этом вода может выходить на поверхность, заливая низменные территории предприятий, участки улиц в жилых микрорайонах, затапливая подвальные и полуподвальные помещения.
Структура государственной и гражданской защиты от ЧС
Структура РСЧС
Как и на всей территории Российской Федерации, на территории Санкт-Петербурга и области в рамках борьбы с ЧС действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она была учреждена в Постановлении РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» для предотвращения и ликвидации ЧС, защиты населения и окружающей среды. Структура РСЧС представлена территориальными и функциональными подсистемами и действует на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях.
Территориальные подсистемы соответствуют субъектам РФ (в нашем случае С-Пб и Ленинградской области) и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС. На федеральном уровне постоянно действующим органом является МЧС.
Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС): координирующие; повседневного управления; управления по делам гражданской обороны и ЧС. Также в каждый из них входят необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, системы оповещения, связи и информационного обеспечения. В систему включены войска гражданской обороны, поисково-спасательная служба МЧС России, Государственная противопожарную службу МЧС России, соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф, противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций, учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.
Полную структуру можно посмотреть на схеме: