Задачи курса биологической химии.
Кафедра биологической химии и микробиологии
Е.Г.Доркина, Ю.К.Василенко, Е.П. Парфентьева
Методические указания для преподавателей к лабораторным занятиям по биологической химии.
С.2.Б.13
Часть I
IV семестр
Пятигорск
УДК 577.1 (076.5)
ББК 28.072 я73
Рецензент: проф. каф. биологии и физиологии, Назарова Л.Е.
Е.Г. Доркина, Ю.К.Василенко, е.П Парфентьева.
Д 68. Методические указания для преподавателей к лабораторным занятиям по биологической химии (IV семестр). / Е.Г. Доркина, Ю.К.Василенко, е.П Парфентьева 2-е изд. перераб. и доп.– Пятигорск. – Пятигорский филиал ВолгГМУ, 2013. – 107 с.
Методические указания переработаны в соответствии с ФГОС
ВПО-3. Методические указания подготовлены на основе многолетнего опыта учебно-методической работы со студентами и преследует цель улучшить организацию труда преподавателя и студента в процессе подготовки и проведения лабораторных занятий.
УДК 577.1(076.5)
ББК 28.072 я73
Печатается по решению цмк
Пятигорского филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ.
Пятигорский филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ
Кафедра биологической химии и микробиологии
Методические указания для преподавателей к лабораторным занятиям по биологической химии.
С.2.Б.13
Часть I
IV семестр
Курс II
Семестр IV
Раздел I
Объем в часах 54
Пятигорск
ПРЕДИСЛОВИЕ
Биологическая химия - одна из базовых теоретических дисциплин в подготовке провизоров. В соответствии с программой, учебным планом и рабочей программой на изучение биологической химии отведен один учебный год, включающий 54 часа лекционного курса и 108 часов лабораторных занятий.
Во время лабораторных занятий студент должен не только приобрести практические навыки, но закрепить теоретические знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы.
Очевидно, что правильная организация лабораторных занятий является необходимым условием успешного освоения материалов курса биологической химии. Успех проведения лабораторных занятий определяется организацией подготовки к ним, четким распределением времени самого занятия, осуществлением контроля за подготовкой студентов к занятию и результатами лабораторной работы. Кроме того, каждое занятие должно иметь воспитательное воздействие. Реализация этих требований возможна лишь при правильной организации труда преподавателя, при четком планировании лабораторных занятий и подготовки конкретных занятий для студентов. С этой целью были подготовлены настоящие методические указания.
Методические указания переработаны в соответствии с ФГОС ВПО-3.
Материал методических указаний к лабораторным занятиям осеннего (IV) семестра (54 часа) включает следующие разделы:
- I. Введение в биохимию. Структура и биологические функции белков. Простые и сложные белки. Иммуноглобулины. Биомембраны. Нуклеиновые кислоты. Ферменты и витамины, как их кофакторы.
- II. Введение в обмен веществ и энергии. Общая характеристика промежуточного обмена веществ. Биологическое окисление. Обмен углеводов.
Материалы методических указаний к лабораторным занятиям V семестра (54 часа) включают следующие разделы:
- III. Обмен липидов. Обмен аминокислот и белков. Биосинтез нуклеотидов, нуклеиновых кислот и белков. Молекулярные механизмы генетической изменчивости. Молекулярная патология.
- IV. Интеграция и регуляция обмена веществ. Гормоны. Биохимия органов и тканей. Фармацевтическая биохимия.
Разработанные нами методические указания предполагают широкое использование различных методов обучения и контроля знаний студентов, среди которых существенное место отводится тестированию.
Методические указания подготовлены на основе многолетнего опыта учебно – методической работы со студентами и преследуют цель улучшить организацию труда преподавателя и студента в процессе подготовки и проведения лабораторного занятия.
Цель и задачи дисциплины.
Цель курса биологической химии является формирование системных знаний о химическом составе и молекулярных процессах организма человека, о механизмах биотрансформации лекарств, их действии на обменные процессы и обеспечение создания теоретической базы для дальнейшего изучения дисциплин по специальности 060301 – «Фармация».
Задачи курса биологической химии.
- Обеспечить усвоение вопросов структурной организации основных биомакромолекул клетки, молекулярных основ биоэнергетики и обмена веществ, функциональной биохимии отдельных специализированных тканей и органов и механизмов их регуляции.
- Выработать у студентов способность использовать знания процессов передачи и реализации генетической информации в разработке новых лекарственных препаратов, полученных путем генной инженерии.
- Обучить студентов правилам техники безопасности при работе с лабораторной посудой и техникой; привить навыки выполнения биохимических анализов; стимулировать учебно-исследовательскую работу студентов; прививать умение оценивать информативность результатов анализа на базе знания теоретических основ биологической химии.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
В целях оптимизации подготовки будущих провизоров определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса биологической химии.
Студент должен знать:
- химическое строение основных биомакромолекул живых организмов и основы межмолекулярных воздействий;
- связь между структурой и функцией белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; биологическое значение витаминов;
- процессы переноса и реализации генетической информации, нарушение которых приводит к наследственным заболеваниям человека;
- основы биоэнергетики;
- метаболические пути и основные механизмы регуляции обмена углеводов, липидов, аминокислот, нуклеотидов;
- лечебное и побочное действие лекарств, используя знания о молекулярных процессах и структурах, являющихся мишенями для лекарств;
- способы обезвреживания токсических веществ в организме, применяя знание механизмов обезвреживания эндогенных веществ и чужеродных соединений.
Студент должен уметь:
1. Самостоятельно работать с учебной и справочной литературой.
2. При выполнении биохимических исследований работать с приборами: фотоэлектроколориметром, спектрофотометром, рН-метром, аппаратом для электрофореза и др.
3. Определять содержание некоторых компонентов белкового, углеводного и липидного обменов в крови и биологических жидкостях (мочевина, мочевая кислота, билирубин, глюкоза, общие липиды, фосфолипиды, холестерин и т.д.).
4. Определять количество белковых фракций в плазме крови.
5. Правильно оценивать информативность различных биохимических определений для анализа крови и мочи при некоторых патологических состояниях.
6. Определять по содержанию метаболитов ксенобиотиков в биологических жидкостях превращение данного вещества в организме.
Базовые знания, необходимые для изучения дисциплины:
Неорганическая химия
Современная номенклатура неорганических соединений.
Электронная структура и химические свойства биоэлементов.
Энергия и типы связей. Основные правила работы в химической лаборатории и навыки анализа неорганических веществ.
Знать общие закономерности протекания химических реакций.
Владеть основными понятиями химической термодинамики и биоэнергетики (внутренняя энергия, работа, теплота, энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, обратимые и необратимые по направлению реакции); иметь представление о кинетике химической реакции.
Органическая химия
Современная номенклатура органических соединений.
Основные свойства углеродсодержащих гетероциклических соединений.
Классификация и строение углеводов.
Строение и химические свойства мономеров белков и нуклеиновых кислот.
Строение, состав и химические свойства липидов.
Методы исследования строения, определения органических соединений. Методы качественного и количественного определения некоторых биологически важных органических соединений.
Физика
Законы светопоглощения веществ и использование их в практических целях. Понятие о спектральном анализе.
Физические основы ряда методов: центрифугирования, спектрофотометрии, рентгеноструктурного анализа.
Устройство и принцип метода основных физических (оптических, электрических) приборов, умение ими пользоваться.
Владеть основными понятиями термодинамики закрытых и открытых систем.
Знать элементы теории вероятности, распределения непрерывных и дискретных случайных величин.
Иметь общее представление о биофизике биомембран.
Аналитическая химия
Основные принципы анализа (титриметрический, спектральный и т.п.).
Взвешивание на технических и аналитических весах.
Принципы построения и использования калибровочных графиков.